Разработка урока по биологии на тему Органы обоняния, осязания, вкуса 8 класс

Тема урока: Органы осязания, обоняния, вкуса.
Цель урока: изучить строение и понять значение органов вкуса, осязания и обоняния, и их анализаторов.
Задачи:
разъяснить связь строения и функции изучаемых органов чувств;
раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом;
показать изменения анализаторов, возникающие под влиянием условий жизни, и возможности их совершенствования;
способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.
развивать у учащихся способности анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
способствовать развитию умения работать с текстом, осуществлять самоконтроль и самооценку, уважать мнение собеседника.
Тип урока: урок изучения нового (исследовательская работа).
Методы обучения: практические, словесные, наглядные.
Форма проведения: коллективная исследовательская работа со всем классом, индивидуальная работа.
Оборудование: таблицы: «Орган зрения», «Орган слуха»; презентация «Органы осязания, обоняния, вкуса»; компьютер, проектор, наборы для исследовательской работы: стакан с теплой и холодной водой, мяч, скрепка, карандаш, кубик, фишка от детского лото, флакон духов, апельсин, лук, карточки для проверки домашнего задания.
План урока
1.Организационный момент – 2 мин.
2.Проверка знаний – 10 мин.
3.Изучение новой темы – 15 мин. + Физминутка – 2 мин.
4. Закрепление – 4 мин.
5.Рефлексия – 3 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
7.Подведение итогов – 2 мин.
Ход урока
1.Организационный момент: приветствие учителя с классом, отметка отсутствующих, знакомство с планом урока.
2.Проверка знаний.
Индивидуальная работа двух учащихся по карточкам (3-4 минуты):
Карточка № 1
Выбери один верный вариант ответа
1.«Слепое пятно» расположено в месте, где находятся (находится):
А. палочки Б. колбочки В. выход зрительного нерва Г. сосудистая оболочка
2.Овальное и округлое окно, затянутые перепонкой, находятся:
А. слуховой трубой и глоткой Б.наружным и средним ухом
В. средним и внутренним ухом Г. за барабанной перепонкой
Обозначь «+» верное утверждение, а «-» - не верное.
1.Анализаторы – это рецепторы органов чувств и чувствительные зоны коры больших полушарий.
2. Носослезный проток отводит избыток слезной жидкости в носовую полость.
3. Рецепторами склеры являются палочки и колбочки.
4. Рецепторы слуха находятся в барабанной перепонке.
5.Тактильные рецепторы находятся в вестибулярном аппарате.
6.Дальнозоркость – это такое состояние зрения, когда лучше видны предметы на близком расстоянии.
Карточка № 2
Выбери один верный вариант ответа
1.Что находится в центре радужной оболочки глаза:
А. радужка Б. зрачок В. склера Г. хрусталик
2.В каком отделе уха располагается вестибулярный аппарат?
А. в слуховой трубой Б. в наружном ухе
В. в среднем ухе Г. во внутреннем ухе
Обозначь «+» верное утверждение, а «-» - не верное.
1.Давление в среднем ухе равно атмосферному благодаря евстахиевой трубе.
2.Место в глазном яблоке, откуда выходит зрительный нерв, является местом наилучшего видения.
3.При близорукости люди хорошо видят удаленные от них предметы.
4.Наружное и среднее ухо заполнены жидкостью.
5.Рецепторы органов чувств воспринимают раздражение, а их анализ происходит в головном мозге.
6.Брови, веки и ресницы выполняют защитную функцию по отношению к глазному яблоку.
Устный опрос по таблице «Орган зрения»
У доски по таблице работают два учащихся, отвечая на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.
Вопросы:
1.Каково значение органов зрения?
2.Какие структуры выполняют защитную функцию глаз?
3.Каково строение глазного яблока? (Обозначить части глазного яблока и назвать их функции).
4.Благодаря чему мы видим и опознаем предметы и их взаиморасположение в пространстве?
Устный опрос по таблице «Орган слуха»
У доски по таблице работают два учащихся, отвечая на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.
1.Каково значение органа слуха?
2.Из каких отделов состоит каждое ухо? Назовите их и покажите на таблице.
3.Чем образовано и заполнено наружное ухо?
4.Чем представлено среднее ухо?
5.Какие структуры образуют внутреннее ухо?
6.Где находятся рецепторы слуха?
7.Каково строение улитки? Какую функцию она выполняет?
8.Почему давление в среднем ухе равно атмосферному?
9.Какова роль вестибулярного аппарата и каково его строение?
10. Где располагается слуховая зона?
После опроса коллективно анализируем устные и письменные (по карточкам) ответы учащихся, вносим дополнения, подводит итоги.
3.Изучение новой темы.
Учитель. Сегодня утром я шла по школьному двору. Меня поразили необычные звуки природы. Птицы пели свои весенние песенки, ветер «перебирал» молодыми, ярко-зелеными листочками деревьев. Сразу становится ясно, что природа радуется приходу весны.
Скажите пожалуйста, достаточно ли только услышать и увидеть «картину» окружающего мира, чтобы передать все ее прелести? Что бы вы еще могли добавить к сказанному? (Ученики высказывают свое мнение).
Учитель. Действительно, полностью воспринять окружающей мир, мы можем только с помощью всех органов чувств, которыми обладает человек от природы. Назовите эти органы чувств?
Ученики называют:
Глаз – орган зрения;
Ухо – орган слуха;
Нос – орган обоняния;
Язык – орган вкуса;
Кожа – орган осязания;
Вестибулярный аппарат – орган равновесия.
Учитель. С какими органами чувств мы еще не познакомились на уроках? (Ученики называют: «Это органы обоняния, осязания и вкуса»)
Учитель. Тема нашего урока так и называется: «Органы осязания, обоняния, вкуса». (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Учитель. Давайте вместе поставим перед собой цель и задачи урока, которые мы должны достигнуть к концу урока. (На доске – таблица, в которую ученик записывает цель и задачи урока, сформулированные коллективно, учащимися класса, при помощи учителя).
Цель и задачи урока
+
(все понятно)
-
(ничего не понятно)
? (интересно, хочу узнать подробнее)

Цель:




Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.





Учитель. В конце урока мы с вами вернемся к этой таблице, и определим (заполним 2, 3, и 4 колонки таблицы), на сколько хорошо мы усвоили тему сегодняшнего урока.
Учитель. Итак, что бы понять, что собой представляют органы обоняния, осязания, вкуса и какова их роль, мы проведем исследования. (К доске выходит один ученик. Учитель завязывает ему глаза.)
Учитель берет стакан с теплой и холодной водой. Ученик опускает палец сначала в один стакан, потом в другой. Рассказывает о своих ощущениях. Затем учитель дает в руки ученику различные предметы (мяч, скрепку, карандаш, кубик, фишку от детского лото). Ученик должен угадать, какой предмет на ощупь (твердый, мягкий, тяжелый, легкий, круглый, квадратный, большой, маленький и т.д.), а лишь потом назвать этот предмет.
Учитель. Какой орган чувств сейчас был задействован? Что мы можем определить с помощью органа осязания (кожи)? (Ученики формулируют вывод по результатам исследования).
Учитель. При помощи кожи мы ощущаем холод и тепло, боль, прикосновение, давление. Осязание дает представление о поверхности предмета, его форме, размерах, массе. Когда мы касаемся предмета, держим его или ощупываем, в нервных окончаниях кожи, а также рецепторах мышц и сухожилий возникает возбуждение. Возбуждение по нервам передается в головной мозг – в зону кожно-мышечной чувствительности теменной доли коры больших полушарий головного мозга. Возникают ощущения массы предмета, состояния его поверхности. Значение осязания для организма велико. Чувство боли предохраняет организм от травм , ожогов, обморожения, сообщает о возникновении заболеваний. Но, достаточно ли одного этого органа, что воспринять полностью картину мира? Конечно же, нет. Если предмет незнаком человеку (например, фишка, от детского лото, которую не смог определить ученик), без участия других органов чувств, он не сможет его определить.
Учитель. Посмотрите внимательно на слайд. На рисунке представлены все виды кожных рецепторов. Какие это рецепторы и что они воспринимают? Сейчас мы прослушаем сообщение учащийся «О тепле и холоде» из которого узнаем ответы на эти вопросы. (Сообщение учащийся: приложение статьи в учебнике «О тепле и холоде» стр. 266).
Ученики записывают в тетрадь роль органа осязания.
Учитель. А теперь мы немного отдохнем. «Физминутка».
1.Упражнение для рук. Руки вытянули перед собой, сжали в кулаки, выпрямили. Повторить несколько раз.
2.Наклоны готовы из стороны в сторону, затем вперед, назад.
3.Разминка для глаз. Посмотрите на слайд. Следуйте глазами за движущимся на слайде шариком.
Учитель. Продолжаем исследования. К доске выходит следующий ученик. Учитель завязывает ему глаза, и к носу подносит различные предметы (флакон духов, разрезанный апельсин, лук). Ученику необходимо по запаху определить предметы.
Учитель. Какой орган чувств был задействован в этом исследовании? Что мы можем определить с помощью органа обоняния? (Ученики отвечают на поставленные вопросы).
Учитель. Орган обоняния расположен в стенках верхней раковины носовой полости (рисунок слайда). Он образован многочисленными обонятельными клетками с микроворсинками, от которых отходят веточки нервов в мозг. Обоняние позволяет различать предметы по запаху. Человек ощущает запах вещества, даже если оно содержится в воздухе в незначительном количестве. Обоняние позволяет почувствовать запах несвежей пищи, вовремя предупреждает о наличие в воздухе вредных газов. Запахи воспринимают при вдыхании воздуха. В носовой полости пахучие вещества вызывают возбуждение в нервных окончаниях. Возбуждение по нерву поступает в кору головного мозга. Возникает ощущение запаха. Вдыхание неизвестных веществ опасно. Некоторые из них могут вызвать опасную болезнь – токсикоманию. Что это за заболевание, нам расскажет учащийся. (Сообщение учащегося «Осторожно, опасные запахи!»).
Ученики записывают в тетрадь значение органа обоняния.
Учитель. Следующий орган чувств, который мы должны рассмотреть, определяет, прежде всего, вкус пищи. Это орган вкуса. Прочитайте всю информацию об этом органе чувств в учебнике (стр. 209), через три минуты вы расскажите об его особенностях.
Итак, что позволяет человеку воспринимать вкус пищи?
Какие вкусы воспринимают различные участки языка? (Ученик выходит к доске, схематично рисует язык, и разноцветными мелками обозначает части языка, воспринимающие различные вкусы). Проверка по рисунку слайда.
Учитель. От чего зависит ощущение вкуса? Каково значение органа вкуса для человека?
Ученики записывают в тетрадь значение органа вкуса.
4. Закрепление (фронтально)
Тестирование «Органы осязании, обоняния, вкуса» (вопросы на слайдах).
1. Тактильные осязательные рецепторы находятся
а) в толще кожи б) в полукружных каналах
в) в носовой полости г) на поверхности костей 2. Какая часть языка наиболее восприимчива к сладкому вкусу?
а) кончик б) передняя часть в) боковые края г) задняя часть
3. Человек воспринимает запахи при
а) поступление кислорода в кору головного мозга б) выдыхании кислорода
в) вдыхании воздуха г) задержке дыхания 4. Как называются образования, в которых располагаются вкусовые рецепторы?
а) сосочки б) реснички в) железы г) клетки 5. В какую зону коры больших полушарий головного мозга передается возбуждение от тактильных (осязательных) рецепторов ?
а) в двигательную б ) в кожно-мышечную в ) в зрительную г ) в слуховую
6.Обонятельные рецепторы расположены
а ) в лобных долях в ) в слизистой оболочке верхней раковин носовой полости
в ) на кончике носа г) в гайморовых пазухах
7.Какая часть наиболее восприимчива к кислому вкусу?
а ) кончик б ) передняя часть в ) боковые края г ) задняя часть
8. Какие утверждения верны.
а) во вкусовых сосочках располагаются вкусовые рецепторы
б) орган обоняния образован вкусовыми клетками с микроворсинками
в) сухая пища кажется безвкусной
г) тактильные рецепторы равномерно распределены по всей коже человека
д ) кончик языка более чувствителен к горькому вкусу
е) тактильных рецепторов больше всего на подушечках пальцев, губах, кончике языка
5. Рефлексия.
Учитель. Давайте вернемся к таблице, в которой мы записали цель и задачи на сегодняшний урок.
К доске выходит один ученик, и коллективно анализируются достижение цели и задачей урока (ученик проставляет плюсы напротив цели и задачей, которые ученики класса считают более приемлемыми). Определяют, что было не понятно на уроке, и предлагают действия, которые улучшат их работу на следующем уроке. По результатам рефлексии учитель делает выводы, на каком вопросе надо остановиться подробней на следующем уроке, повторить какой-либо материал (если в этом есть необходимость).
6.Домашнее задание.
Параграф 55, вопросы № 2, 3, 5 стр. 210 (устные ответы). Подготовить небольшие сообщения о профессиях, связанных с органами чувств, которые мы изучали на сегодняшнем уроке.
7.Подведение итогов. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.