Проект урока. Тема: Анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса. Для открытого урока в 8 классе по линии Сонина
Тема: Анализаторы.
Органы осязания, обоняния и вкуса
ПЛАН РАБОТЫ:
Стр.
Психологический портрет класса 3
Проект урока 4
Анализ урока 10
4. Приложение 11
Психологический портрет класса.
В восьмом классе «А» обучается 24 человек, из них 12- мальчиков и 12- девочек.
Из них отличников-1 ,
хорошистов-19,
ребят слабо успевающих по предмету-4.
Коллектив класса достаточно сплочён, но можно выделить несколько неформальных группировок, объединённых по критерию общности интересов. Тем не менее у ребят хорошо развиты такие чувства как: взаимоуважение, взаимопомощь, отстаивание общих интересов класса. Мальчики не обижают девочек, они уже начинают вести себя как настоящие мужчины, стараются помочь девочкам в трудную минуту, хотя часто между ними могут возникать ссоры, которые мирно разрешиваются путём диалога.
В классе есть гиперактивные ученики: Шапкин Максим и Кудряшова Лена. Если у Максима подобное поведение связано с темпераментом подростка, то у Лены неблагоприятная обстановка в семье, что сильно повлияло на её интерес к учёбе и самовыражение в классном коллективе в отрицательную сторону. Стремление к знаниям у девочки осталось, через них и пытаюсь вернуть Лену к нормальному существованию в классе и к учёбе. Оба ученика являются лидерами неформальных группировок, поэтому требуют особого внимания учителя.
В классе нет так называемых «изгоев». Не совсем адекватное отношение к мальчику Пакичеву Саше, который имеет слабое зрение. Тема урока, позволяет обратить внимание учеников на проблемы слабовидящих людей, в том числе и корректировать отношение к ним в положительную сторону.
Учебная деятельность классного коллектива достаточно высока. В классе почти отсутствуют троечники, что благоприятно сказывается на показателях успеваемости и является дополнительным стимулом учебы для ребят. На общем фоне высокого показателя дети почти не умеют распределять свои обязанности. Они привыкли делать всё сами, и групповая работа в классе идёт не достаточно продуктивно, на что и считаю нужным акцентировать своё внимание, так как в наше время ценятся не только отличные знания, но и способности к взаимодействию и поиску новых нестандартных решений. По моему мнению, этому способна научить работа в группах.
Кроме учёбы в классе имеется общее увлечение путешествиями и историей родного края. Два раза в год учащиеся с классным руководителем выезжают на экскурсии. Это очень благоприятно сказывается на общем эмоциональном состоянии детей и познавательных интересах ребят.
Таким образом, коллектив класса достаточно развит и сформирован. Характер общего эмоционального климата в классе доброжелательный, жизнерадостный, открытый. В классе очень приятно работать.
Проект урока
Тема: « Органы осязания, вкуса, обоняния».
Цель урока: Выяснить может ли человек обойтись без одного из органов чувств - осязания, обоняния или вкуса.
Задачи урока:
Образовательная: Выяснить местоположение органов осязания, вкуса и обоняния в организме человека, их строение и выполняемые функции.
Развивающая: Определить какой из органов - осязания, вкуса или обоняния имеет в жизни человека большую значимость; может ли человек вести полноценную жизнь без одного из органов чувств.
Воспитательная: Убедиться в необходимости соблюдать правила гигиены органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса). Относиться с терпением и пониманием к людям, лишённым какого-либо органа чувств.
Методы:
Словесные:
Катахезическая беседа
Эвристическая беседа
Объяснение
Работа с доской
Работа с учебником (индивидуально и в группах)
Работа с тетрадью
Наглядные:
Демонстрация таблицы
Демонстрация натуральных объектов и явлений
Демонстрация опорных схем
Прослушивание записей природных звуков
Практический:
Демонстрация опыта
Материалы и оборудование:
Карточки с заданиями, ватман, маркеры; циркуль-измеритель,; стакан со сладкой водой, стакан с солёной водой; запись голосов птиц, шум леса, пихтовое масло, свеча, магнитофон, фотографии леса; тетради, учебник биология 8 класс «Человек» Н.И.Сонин, М.Р.Сапин.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
Обоснование используемых методов
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?
Уч-ся садятся, староста сообщает отсутствующих
1 1,5мин.
Позволяет переключиться детям от перемены к работе на уроке.
2. Связь с пройденным материалом.
На прошлых уроках мы с вами начали изучать анализаторы. Какие анализаторы мы изучили с вами?
Каково значение этих анализаторов для человека?
Дети перечисляют:
Зрительный анализатор
Слуховой анализатор
Данные анализаторы позволяют человеку хорошо ориентироваться в пространстве, помогают людям в общении.
1,5мин.
Беседа, направленная на активную работу во время опроса домашнего задания. Актуализация знаний.
3. Опрос домашнего задания.
Давайте повторим строение и работу этих анализаторов.
1. С карточками 4 чел.
2.У доски - 2 чел.
С помощью таблицы подготовить рассказ о строении уха, глаза.
- Фронтальный опрос
- Учащиеся берут карточки, садятся на места,
отвечают на задания.
- Двое уч-ся у доски готовятся к ответу по таблицам.
- Фронтальный опрос
8мин.
Индивидуальный опрос у доски, работа с карточками и фронтальный опрос класса - возможность большего охвата учащихся при опросе.
Актуализация темы.
Сколько всего органов чувств?
Какие анализаторы мы еще не изучали? Какова тема нашего урока?
Наш с вами задача на этот урок - выяснить строение, работу и значение каждого из трёх органов.
Всего у человека развито 5 чувств: слух, зрение, осязание, вкус и обоняние.
Дети сами определяют тему урока.
1,5мин.
Проблемный подход.
Беседа, направленная на активизацию познавательной деятельности.
5. Изучение нового материала
Инструктаж
Работа в группах
3. Защита ответа
Эти три органа чувств я предлагаю изучить вам самим с помощью текста учебника. Для облегчения задачи давайте разделимся на группы по изучаемым чувствам: 1) осязание или кожно-мышечная чувствительность;
2) обоняние; 3) вкус; 4) роль органов вкуса, обоняния и осязания в жизни человека.
Как обычно, оценка будет складываться из 3 составляющих - работа по заданию в группе, работа всей группы – опорная схема ответа, активность при обобщении.
Учитель раздаёт карточки с заданиями для групп
На выполнение работы 5 минут, затем отчёт каждой группы.
Во время работы учащихся учитель направляет их деятельность.
За 1 мин. до окончания регламентного времени учитель предупреждает учащихся.
Учитель предлагает начать выступать первой команде с места, чётко, каждый свой вопрос, затем итог, соблюдая регламент.
Свои вопросы вы сможете задать во время обобщения. Качество записей будет проверяться
Первая команда – отвечаем. Регламент – по 3м. командам».
Учитель наблюдает за ответами учащихся, соблюдением тишины, направляет при затруднениях в ответах.
Дети объединяются в группы по 4-5 человек.
Учащиеся распределяют вопросы внутри группы.
Группы готовят ответы на вопросы, составляют опорную схему и краткие выводы.
В то время как одна команда отвечает, все остальные – внимательно слушают. Схемы и итоги записывают в тетради.
Возникшие вопросы записывают на черновик.
19мин.
(1мин.)
(5мин.)
(12мин.)
Работа в группах активизирует познавательный интерес учащихся, развивает коммуникабельность между одноклассниками, развивает навыки работы в команде, повышает чувство ответственности за выполняемую работу, за общий результат. Выявление лидера, и развитие личных качеств ребят.
Ученики объединены по принципу разной успеваемости, так чтобы сильный ученик мог помочь более слабому, а все группы, находились в равных условиях.
Чёткий регламент времени позволяет узнать, на сколько правильно ребята могут определять главное в большом объёме информации
Активизация учащихся к ответам, на повторение и выделение главного в найденной информации.
Мотивация на внимательное прослушивание ответов одноклассников, активную работу в классе, стремление заработать хорошую оценку.
Ребята учатся говорить быстро, лаконично, научным языком, выделять из сказанного главное, анализировать информацию. Составление вопросов для групп позволяет ученикам определиться в степени усвоения материала, развивает умение задавать вопросы.
Обобщение изученного материала
Фронтальная беседа
Практическая часть
Здоровье сберегающая составляющая
«Вот теперь, когда ответила последняя команда, вы ребята можете задать свои вопросы, которые записывали в тетради по ходу ответов команд. Называйте номер команды и вопрос».
При ответах учеников учитель контролирует правильность ответов.
В случаи, если вопросов в классе нет, или их мало, учитель предлагает каждой,
не ответившей команде один вопрос:
1) Как, по-вашему, почему у танцоров группы «Тодес», несмотря на невероятную сложность комбинаций движений, очень согласованные и четкие движения словно танцует один человек, а вокруг него много зеркал?
2) Почему простуженные люди часто не ощущают никаких запахов?
3) Почему человек, обжегший язык, не воспринимает вкуса пищи?
4) Как по–вашему, какой из органов чувств наиболее важен для человека?
«А теперь на конкретных примерах проверим работу наших органов чувств».
Учитель вызывает к доске двух желающих.
Опыт на осязание
Опыт на вкусовое ощущение
Опыт, на обоняние и слуховой анализатор.
«Теперь, откройте глаза. Вы видите эти прекрасные фотографии леса? Вы слышите эти чудесные звуки живой природы? К сожалению, некоторые люди не могут насладиться этими простыми вещами. Это инвалиды по зрению и слуху. Как можно избежать заболеваний зрения и слуха?»
Дети задают несколько вопросов командам, один ребёнок из команды даёт ответ. Ребята
оценивают, как дан ответ – понятно или нет.
Учащиеся дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
Учащиеся сообщают результаты опыта.
Ученики определяют, что в данном опыте работает кожная чувствительность
Ученики опред., что иногда обоняния и зрения недостаточно для определения качества пищи.
Уч-ся убеждаются, что при сочетании активации некоторых органов чувств можно обмануть восприятие.
Ребята отвечают, что лес красивый, а шум листьев и пение птиц успокаевает.
Учащиеся перечисляют правила гигиены органов слуха и зрения.
(7мин.)
Развитие умения отвечать быстро на поставленный вопрос, умения правильно формулировать вопрос, работы в коллективе. Воспитывается чувство личной ответственности при решении коллективной задачи.
Развитие умения отвечать быстро на поставленный вопрос.
Закрепление изученного материала, развитие умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
Метод наглядности помогает понять, запомнить, осознать изученный материал. С помощью опыта ребята учатся объяснять причины происходящего, делать выводы о значении каждого анализатора в жизни человека.
Беседа, направленная на воспитание в подростках сочувствие и терпимости к людям, страдающим различными заболеваниями.
Соблюдения гигиенических правил при обращении с техникой (магнитофонами, компьютерами, плеерами с наушниками, телевизором).
Оценки за урок, задание на дом
Оценка складывается из самооценки группы, оценки классом, оценки учителя (три составляющие, объявленные в начале урока).
Предлагается оценить каждую группу сначала самой себя, затем классом, последнее слово за учителем. Он редактирует завышенные, или заниженные оценки, при этом объясняет их.
После оценивания всех групп учитель предлагает учащимся записать домашнее задание подготовиться к контрольной работе по теме Координация и регуляция, стр. № 44-89.
Ребята каждой группы оценивают свою работу, работу групп, заполняют оценочный лист по ходу урока
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
(1,5мин)
Помогает в саморефлексии учащихся, понять и увидеть свои ошибки и успехи, осознать над чем предстоит поработать.
Анализ урока.
Приложения
Карточки с заданиями для опроса домашнего задания
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Карточки с заданиями для групповой работы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Карточки лабораторного практикум
Предполагаемые опорные схемы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13PAGE 15
13PAGE 141915
Орган обоняния
Определить вкусовые зоны:
Соленое
Сладкое
Кислое
Горькое
Рисунок на 89 стр.
Расположение в организме человека?
Стр. 89.
Краткие выводы
Строение анализатора по плану:
Рецептор
Нервный путь
Нервный центр
Стр. 89,66.
Как объяснить:
1 ложка дегтя может испортить бочку мёда?
Строение вкусовых сосочков. Воспользуйтесь рисунком на странице 89.
Вдвоём проделайте опыт. Пусть один закроет глаза, а другой, пользуясь циркулем-измерителем, осторожно прикасается к коже испытуемого на участках тела, указанных в таблице, то одной иглой, то обеими. Раздвигая постепенно иглы циркуля и измеряя расстояние между ними миллиметровой линейкой, нужно определить наибольшее расстояние, на котором прикосновение двух игл воспринимается разными участками кожи как одно. Результаты опыта оформить в таблице.
Участок тела
Расстояние
Участок тела
Расстояние
Конец пальца
Предплечье
Затылок
Середина спины
Сделайте вывод из опыта.
Орган вкуса
Какие типы рецепторов определяют кожную чувствительность?
Стр. 87
Расположение в организме человека?
В мышцах, по всей поверхности тела.
Краткие выводы
Строение анализатора по плану:
Рецептор
Нервный путь
Нервный центр
Стр. 87, 67
Орган осязания
Строение анализатора по плану:
Рецептор
Нервный путь
Нервный центр
Стр. 88, 66
Расположение в организме человека?
Стр. 88
Краткие выводы
Роль анализаторов
Почему твёрдые вещества не воспринимаются органом обоняния?
Почему у человека такое большое количество обонятельных клеток?
Почему человек особенно сильно чувствует неприятные запахи?
Значение
зрительного анализатора в жизни человека?
Значение слухового анализатора в жизни человека?
Значение кожно-мышечного анализатора в жизни людей?
Значение обонятельного анализатора в жизни человека?
Почему твёрдые вещества не органом обоняния?
Схематично изобразить работу зрительного анализатора.
Рецептор
Нервный путь
Нервный центр
Значение вкусового анализатора в жизни человека?
Проанализируйте значения всех анализаторов, без какого можно обойтись? Сделайте вывод.
Каким образом возникает цветоощущение у человека?
3. Схематично изобразить работу слухового анализатора.
Рецептор
Нервный путь
Нервный центр
Схематично изобразить работу органа равновесия
Рецептор, раздражитель
Нервный путь
Нервный центр
Демонстрационный опыт по теме:
Значение вкусового анализатора
Цель работы: Выяснить каково значение вкусового анализатора для человека.
Оборудование: Приготовленные растворы пищевой соли и сахара в одинаковых
стаканах.
Ход работы
Рассмотрите два стакана с водой. Сравните их.
Сравните стаканы с помощью обоняния. Сделайте вывод.
Попробуйте на вкус воду из одного стакана, затем из другого.
Сделайте вывод о значении вкусового анализатора в жизни человека.
Вывод: С помощью органов зрения и обоняния не всегда можно дать качественную оценку потребляемым продуктам.
Демонстрационный опыт по теме:
Значение органов обоняния и слуха в восприятии окружающего мира.
Цель работы: Показать значение участия всех органов чувств для ориентации в пространстве. Показать, что при отсутствии некоторых органов чувств меняется
восприятие окружающей действительности.
Оборудование: Свеча, спички, пихтовое масло, магнитофон, запись со звуками природы.
Ход работы
Капнуть несколько капель пихтового масла в выемку свечи.
Зажечь свечу, поставить ее в стакан с водой.
Учащимся встать из-за парт, закрыть глаза.
Включить запись звуков природы.
0,5 мин. стоять молча, вдыхая глубоко воздух и слушая звуки природы.
Высказать свои ощущения.
Вывод: При сочетании определённых органов чувств, и отсутствии других, можно обмануть восприятие.
Краткие выводы
Как объяснить:
1 ложка дегтя может испортить бочку мёда?
Сосочков реагирующих на горький вкус во много раз больше.
Это связано с защитн. функцией
Строение вкусовых сосочков. Представляют собой медальон чики с желобком, внутри кот-го наход
вкусовые рец-ры, выходящие вкусовой почечкой.
Определить вкусовые зоны:
Соленое - передняя полуокружность языка
Сладкое- кончик языка
Кислое- боковые зоны языка
Горькое- корень языка
.
Расположение в организме человека?
В ротовой полости, язык.
Строение анализатора по плану:
Рецептор- вкусовые сосочки
Нервный путь- вкусовые рецепторы, нервное волокно
Нервный центр- верхн. зона височной доли коры голвного мозга
Орган вкуса
Орган осязания
Строение анализатора по плану:
Рецептор- кожные и мышечные р.
Нервный путь- чувствительные нейроны
Нервный центр- вся теменная доля коры головного мозга
Какие типы рецепторов определяют кожную чувствительность?
Давления
Болевые
Терморецепт
Механорецепторы
Вдвоём проделайте опыт. Пусть один закроет глаза, а другой, пользуясь циркулем-измерителем, осторожно прикасается к коже испытуемого на участках тела, указанных в таблице, то одной иглой, то обеими. Раздвигая постепенно иглы циркуля и измеряя расстояние между ними миллиметровой линейкой, нужно определить наибольшее расстояние, на котором прикосновение двух игл воспринимается разными участками кожи как одно. Результаты опыта оформить в таблице.
Участок тела
Расстояние
Участок тела
Расстояние
Конец пальца
Предплечье
Затылок
Середина спины
Сделайте вывод из опыта.
Результаты опыта оформить в таблице.
Участок тела
Расстояние
Участок тела
Расстояние
Конец пальца
Предплечье
Затылок
Середина спины
Сделайте вывод из опыта. На рабочих участках тела – пальцы, предплечья, чувствительность выше. Это доказывает то, что на данных участках тела расстояние между иглами циркуля, при котором два укола воспринимаются как одно – минимально.
Краткие выводы
Краткие выводы
Орган обоняния
У человека такое большое количество обонятельных клеток, т.к. каждая обонятельная клетка воспринимает лишь один запах. Для полноты восприятия клеток должно быть много.
Расположение в организме человека?
Верхние отделы носовой полости, в слизистой.
Почему человек особенно сильно чувствует неприятные запахи?
Это связано с защитными функциями обониния.
Строение анализатора по плану:
Рецептор – обонятельная клетка
Нервный путь –бонятельный нерв
Нервный центр- подкорковые ядра височных долей коры головного мозга
Почему твёрдые вещества не воспринимаются органом обоняния? Специфика работы обонятельного анализатора – восприятие летучих , растворимых в воде и масле в-в.
Краткие выводы
Учитывая все значения каждого анализатора, можно сделать вывод о необходимости работы всех органов чувств, в их слаженности и взаимодополнении анализаторов для полноценного восприятия мира.
Каждый из анализаторов главной своей функцией имеет функцию защиты.
Значение вкусового анализатора в жизни человека?
Для различения вкуса, температуры, пригодности пищи для употребления
Значение обонятельного анализатора в жизни человека?
Восприятие запохов, полноты вкусовых ощущений.
Значение слухового анализатора в жизни человека?
Восприятие звуковых волн, участвует в общении, способствует формированию и развитию речи.
Значение зрительного анализатора в жизни человека?
Восприятие цвета, формы окружающих предметов.
Значение кожно-мышечного анализатора в жизни человека?
Позволяет определить физические качества предмета: твёрдость, температуру, качество поверхности.
Роль анализаторов
Расположение в организме человека?
Стр. 87
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315