Интегрированный урок по изобразительному искусству и химии на тему: «Пятно как средство выражения. Рисуем воздушными красками» 6 класс.
Интегрированный урок по изобразительному искусству и химии на тему: «Пятно как средство выражения. Рисуем воздушными красками» 6 класс.
Цель урока: познакомить учащихся с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями.
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений в композиции; познакомить с ролью пятна в изображении, композицией пятна; учить изготовлению “воздушных красок”, познакомить с химической посудой.
Развивающие: развивать навыки работы красками из различных материалов, пользоваться химической посудой; развивать мышление, речь, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: развивать умение видеть прекрасное в обыденном, целеустремлённость, сопереживание.
Оборудование:
Презентация (Приложение 1).
Картон; в пробирках: мука, соль, сахар, сода, лимонная кислота; вода в стакане; кисти; ёмкости для смешивания.План урока.
Учитель ИЗО.
Приветствие и визуальная проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока (Слайд 1)
Ребята, дайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Монотипия)
Какие средства выразительности мы использовали? При помощи чего мы рисовали? (Точка, линия, пятно) (Слайд 2-4)
Сегодня на уроке мы познакомимся со следующим средством выразительности – пятном. (Слайд 5)
Как вы уже знаете, в основе композиции лежат законы изображения. С частью правил и законов композиции вы уже знакомы. Сегодня узнаем о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.
Скажите, с чего начинается работа художника над картиной? (Замысла)
Слайд 6. Что или кто изображен на рисунках?
Слайд 7. Чем заняты герои картин?
Слайд 8. Какое настроение передал автор в своих работах? Как ему удалось это сделать? Какие средство выразительности использует автор?
Слайд 9. Что является композиционным центром в каждой работе? Как его выделяет автор?
Слайд 11-14. Совершенно верно. Композиционный центр организует всё пространство и части композиции. Обычно композиционный центр является и смысловым центром картины и выделяется с помощью размера, цвета, освещения, местоположения, перспективы.
Сегодня вы будете художниками – мастерами своего дела. Но у нас проблема – как вы уже заметили – у нас сегодня нет красок. Что же делать?
Учитель химии.
Если у нас нет красок, может нам попробовать самим их приготовить. Давайте попробуем представить себя в роли волшебников и приготовить особые, волшебные краски. Что в них волшебного – вы узнаете позже, а сейчас разберемся, что же нам потребуется для работы. На ваших столах в пробирках находятся необходимые ингредиенты: мука, соль, сахар, сода, лимонная кислота и в стакане – вода (Слайд 15). Поместите в емкость муку, затем содержимое пробирок и все тщательно перемешайте. Добавляйте небольшими порциями воду. Краски наши не должны быть жидкими, они должны быть похожи на тесто. Основу краски мы приготовили, но она одного цвета. Как же быть? Чтобы исправить ситуацию используйте красители (в капельницах краситель красного, синего и желтого цветов приготовленные из пасхальных наборов). Помните, что есть цвета основные, но их смешиванием можно приготовить и другие цвета (учащиеся приводят примеры смешивания цветов). Вот мы и приготовили особые, волшебные краски. Так давайте рисовать.
Учитель ИЗО.
Ребята, помните, что сегодня мы работаем с пятном. Нанесите пятно на картон – это основа вашей композиции. Попробуйте на основе пятна создать свой рисунок.
Учащиеся рисуют. Затем рисунки помещаем на 10–30 сек. (в зависимости от мощности) в микроволновую печь. Тесто поднимается, рисунок становится объемным. Демонстрируем работы и делаем вывод о том, почему же краски волшебные.
Итог урока
Выставка работ учащихся.
Заключительное слово учителя.
Ценность любого произведения искусства определяется, помимо заложенной в нем идеи, своеобразием, оригинальностью ее воплощения, неповторимостью, использованных автором языковых средств. Сегодня мы познакомились со средством выразительности – пятном и вы попробовали выполнить свои работы в новой для вас технике – рисование воздушными красками. Результат, я думаю, поразил вас и удивил. Всего несколько минут и перед вами уникальное произведение, которым вы сможете украсить свою комнату или презентовать своим друзьям.
Литература.
Изготовление самодельных объемных красок (http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/kak-sdelat-samodelnye-obemnye-kraski )