Исследовательская работа Память сильнее времени на конкурс Отечество
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Лицензия: № 10249 от 18.12.2012 г., свидетельство о государственной аккредитации № 938 от 11.03.2012 г.
456602, Челябинская область, г. Копейск, ул. Меховова, 10, тел. 8(35139)7-66-95,
Е-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сайт школы: http//74213s16.edusite.ru/
Конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся образовательных учреждений
«ОТЕЧЕСТВО»
Номинация «Военная история России»
«Память сильнее времени»
Поисково-исследовательская работа
Выполнил:
Молчанов Дмитрий Александрович,
учащийся 10 класса,
проживающий по адресу:
г. Копейск, ул. Короленко, 8-61, .
Руководитель:
Григорьева Галина Владимировна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории,
руководитель школьного
Музея боевой и трудовой Славы
2014 годСодержание:
Введение - 3
Музей боевой и трудовой Славы МОУСОШ № 16 - 6
Результат поисковой работы - 10
Вывод - 15
Использованные источники информации - 16
Приложение - 17
1.Введение
История Великой Отечественной Войны - история народного подвига во имя Отечества. Она не может быть только отгремевшим славным прошлым, ибо является, по сути - неотъемлемой частью живого и благородного дела - воспитания истинных патриотов России.
Работая с воспоминаниями участников Великой Отечественной, литературными источниками, мы приобщаемся к живительному роднику героического прошлого нашего великого народа.
Время стремительно Великая Отечественная война уже давняя история. Все меньше остается среди нас тех, кто был живыми свидетелями и очевидцами тех памятных событий. Вместе с ними уходит целая историческая эпоха. Пройдет еще каких-нибудь 5-10 лет, и историю войны будут изучать только по документам. И, поэтому наша задача – как можно подробнее сохранить пережитое.
Наши школьники формируются как граждане не только в обучении, в процессе овладения знаниями, но и в высоких по смыслу патриотических делах. Дети, знающие историю Отечества, историю родного края не только по книгам, а пытающиеся осмыслить путь России через общение с ветеранами войны, через походы по местам боевой и трудовой славы - никогда не станут «Иванами, не помнящими родства».
У наших обучающихся есть все шансы стать истинными патриотами своей Родины. А на примере наших земляков, имена которых вписаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны, мы придем к пониманию, что такое патриотизм, что такое гражданский долг.
1.1. Проблема.
«Восстановление исторических событий по воспоминаниям очевидцев-земляков, литературным источникам, архивным документам; воспитание патриотизма, толерантности».
В основу работы положены материалы из фонда Музея боевой Славы 5-ой Краснознаменной общевойсковой Армии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 Копейского городского округа, воспоминания ветеранов, переписка с участниками Великой Отечественной Войны, материалы средств массовой информации, книги о боевом пути 5-ой Краснознаменной общевойсковой Армии, документы из Архива Министерства обороны СССР и Центрального Комитета ветеранов Великой Отечественной войны.
1.2. Актуальность данной темы в настоящее время невозможно переоценить.
Условия, в которых находится сегодня российское общество, не совсем благоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
в настоящее время Россия переживает духовный кризис;
основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, пока не принесли желаемых результатов.
Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества на основе исторической памяти, героическом примере наших предков.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает сегодня особое, поистине государственное, значение.
Чтобы стать настоящим патриотом, необходимо знать факты истории российской науки и культуры, политики и экономики.
1.3. Проблема исследования – восстановление исторических событий по воспоминаниям очевидцев, воспитание патриотизма, толерантности.
1.4. Объект исследования – воспоминания участников, архивные документы Музея боевой Славы 5-ой Краснознаменной общевойсковой Армии.
1.5. Цель исследования – На примере героического прошлого наших земляков, развивать у детей и подростков гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, формировать у них профессионально значимые качества, умения и готовность к активному их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верность конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокую ответственность и дисциплинированность.
1.6. Задачи исследования:
Изучить литературу по данной теме.
В Фонде школьного музея найти, систематизировать и описать архивные документы, относящиеся к боевому пути 5-ой Краснознаменной общевойсковой Армии.
Принимать участие в конкурсах, посвященных Дням воинской Славы России.
Проводя встречи с ветеранами Великой Отечественной войны - копейчанами, продолжать изучение боевого прошлого нашей Родины.
1.7. Гипотеза – продолжение патриотической работы в данном направлении позволит сформировать у обучающихся любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан.
1.8. Методы исследования:
Изучение специальной литературы.
Встречи-беседы с ветеранами Великой Отечественной войны с документальным фиксированием воспоминаний.
Обобщение и систематизация материала по данной теме.
Музей Боевой Славы МОУСОШ № 16.
4 ноября 2014 года исполнилось 37 лет историко-краеведческому музею МОУ СОШ № 16. С самого начала музей задумывался как музей боевой Славы 5-ой Краснознаменной общевойсковой Армии.
Почему мы начали изучать историю именно этого войскового соединения?
В 1967 году в школе № 16 г. Копейска работал ночным сторожем Исаков Степан Федорович.
Однажды, к нему в гости приехали его фронтовые друзья Пережогин Александр Васильевич и Дерябин Степан Алексеевич. Не застав Степана Федоровича дома, однополчане пришли к нему на работу в школу. Фронтовиков встретил директор школы Жигалов Николай Александрович. А в этот день старших классах как раз проходили классные часы, посвященные Великой Отечественной войне и визит героев-фронтовиков оказался как нельзя кстати.
Учащиеся школы с огромным интересом и вниманием слушали воспоминания участников тех великих событий. Очень заинтересовались историей геройской 5-ой Армии и решили найти и других фронтовиков – воевавших в этом войсковом соединении.
Материалов накопилось огромное количество!
Вот так, почти случайно, и возник школьный музей, основные экспонаты которого освещают страницы истории Великой Отечественной войны.
Судьбы наших земляков, участников ВОВ - это образец беззаветного служения Отечеству, патриотизма и верности присяге. На их примере воспитывалось, воспитывается, и будет еще воспитываться ни одно поколение нашей школы. Ведь именно неразрывная связь прошлого, настоящего и будущего всегда была и останется важнейшей силой непобедимости России. Память о прошлом священна для нас. Она не должна исчезнуть из наших умов и сердец. Это наш долг перед погибшими и перед живыми.
В 2013 году, после прохождения паспортизации, Министерство образования и науки РФ выдало нашему музею свидетельство о присвоении звания «Школьный музей Боевой и трудовой Славы» (№ свидетельства 14664).
С момента организации Музея и по сегодняшний день, уже 37 лет, им руководит учитель истории и обществознания Григорьева Галина Владимировна – знающий, душевный, общительный человек, готовый передать детям свои знания.
Наш музей имеет:
2.1. Положение о школьном музее Боевой Славы
Цели и задачи Музея
Школьный музей боевой славы МОУ СОШ № 16 ставит своей целью создание оптимальных условий в использовании краеведения в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Задачами школьного музея являются:
воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества;
формирование у школьников исследовательских навыков, основ научного мышления;
организация проектной деятельности обучающихся.
.
2.2. План работы
Свою работу музей Боевой Славы осуществляет в тесной связи с образовательными и воспитательными задачами МОУ СОШ № 16, в единстве с организацией воспитывающей деятельности и дополнительным образованием детей, проводимой школой совместно с детскими и юношескими объединениями, Советом школы.
2.3. Совет музея в зависимости от плана работы
изучает литературно-исторические и другие источники, соответствующий профилю музея тематики;
систематически пополняет фонды музея путем активного поиска в туристических походах, путешествиях, экспедициях, экскурсиях и используя другие формы работы;
обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея;
создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе;
участвует в работе школьного самоуправления;
принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея заданий общественных организаций.
2.4. Функции музея
Основными функциями музея являются:
документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности;
развитие детского самоуправления.
2.5. Основные формы работы школьного музея:
экскурсии;
уроки в музее;
занятия с активом;
тематические вечера;
классные часы;
конкурсы, игры, викторины;
семинары по патриотическому воспитанию;
разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея.
воспитательные мероприятия в музее
помощь в подготовке рефератов, статей, дополнительных материалов к урокам.
Более 40 экскурсий в год проходит в музее не только для учащихся, но и для гостей школы.
В этом году, в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, у школы заложен мемориальный комплекс «Звезда памяти», который включает в себя мемориальную композицию «Памяти павших» и яблоневую «Аллею ветеранов».
В связи с переездом в микрорайон школы большого числа жителей поселка Роза, объем поисковой работы увеличился: по сведениям из Центра социальной защиты населения, количество ветеранов ВОВ, проживающих теперь в нашем микрорайоне, увеличилось на 22 человека.
Немало важных дел ждет впереди активистов Музея боевой и трудовой Славы МОУ СОШ № 16.
3. Результат поисковой работы
3.1. Результат работы Музея должен быть положительным для всех. Сохранение исторического наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного города повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности.
Музей служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое и настоящее для будущих потомков.
3.1.1.Начата работа по теме «По афганским дорогам»:
составлен список копейчан - «афганцев», живущих в микрорайоне школы;
определяется место поиска;
методы сбора материала;
3.1.2. Идет работа по сбору информации о Викторе Базанове, выпускнике нашей школы, погибшем в Чечне.
3.1.3. Налаживается связь со штабом 5-ой Краснознаменной армии, Советом ветеранов ВОВ в городе Уссурийске.
3.1.4. Создается новая экспозиция по истории казачества в станице Тугайкуль.
3.1.5. Продолжается работа над созданием виртуального музея.
3.1.6. Идет работа по оформлению материалов по истории школы.
3.2. «Герои Отечества – наши земляки»
Особое внимание уделяется продолжению поисковой работы по изучению истории Великой Отечественной войны. Собран огромный материал о наших земляках-участниках Великой Отечественной.
Вот только некоторые из них.
Степан Алексеевич Дерябин
Степан Алексеевич служил в 184 стрелковой дивизии 5-ой Краснознаменной общевойсковой армии. В составе отдельного лыжного батальона, который формировался в Челябинске, участвовал в боях под Москвой, на Северо-Западном фронте. Был разведчиком. За проявленное исключительное мужество Степан Алексеевич Дерябин награжден орденом Боевого Красного знамени.
Степан Алексеевич полный Кавалер солдатского ордена Славы.
Александр Васильевич Пережогин.
В годы гражданской войны служил старшим пулеметчиком на бронепоезде «Красный уфимец». В составе 5-ой армии освобождал от белогвардейцев Зауралье, Сибирь, принимал участие в штурме Волочаевки, сражался в Приморье. В 1924 году демобилизовался из Красной армии, а в 1941 году вновь взялся за оружие. Участвовал в боях под Москвой, за Ржев. Был ранен. Награжден Александр Васильевич орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
Степан Федорович Исаков.
В годы гражданской войны в 5-ой армии служил в роте связи 39 стрелкового полка. В годы Великой Отечественной войны защищал Москву. Затем партизанил в Белорусских лесах. Был командиром партизанского отряда имени Полины Гризадубовой. После освобождения Белоруссии, восстанавливал разрушенное хозяйство в Калининградской области. Вышел на пенсию и переехал жить в Копейск.
Копылова Зоя Алексеевна
Героическая женщина, коренная копейчанка, единственный в нашем городе Кавалер ордена «Партизанская слава».
В начале Великой Отечественной войны, Зоя Алексеевна после окончания 7 классов, по собственной инициативе закончила курсы сандружинниц. Когда исполнилось 18 лет, была призвана в регулярную армию. В Куйбышеве прошла курсы радиотелеграфистов.
Началась военная жизнь у Зои Алексеевны в 81 полку связи на Калининском направлении. Но спустя некоторое время, ей была предложена работа радисткой в тылу врага. Не отказалась, пошла. «Раз надо, значит – надо» - жизненное кредо Зои Алексеевны.
В Торжке впервые попала под бомбежку. «Целовала землю после бомбежки от радости, что осталась жива», вспоминает Зоя Алексеевна. Партизанила всю войну в Белоруссии. В конце войны воевала в 5-ом танковом корпусе. Победу встретила под Минском. Всю мирную жизнь трудилась на копейском Ремонтно-механическом заводе.
Костенко Николай Ильич
Копейчанин. Встретил войну рядовым стрелковой дивизии в Белоруссии. На момент начала Великой Отечественной проходил срочную службу в Брестской крепости.
После окончания войны, сослуживцы Николая Ильича, которым удалось выжить, приезжали в Копейск, к жене - Евдокии Степановне, и рассказали о страшной участи мужа. В первых боях Николай Ильич был ранен и взят в плен. С товарищем пытались бежать из плена, но были пойманы. Товарища расстреляли, а Николая Ильича перед строем, на глазах у пленных, разорвали собаками.
Костенко Иван Ильич
Родной брат Николая Ильича Костенко.
Девятиклассником добровольно ушел на фронт. Окончив военное училище, служил танкистом в 5-ой Краснознаменной общевойсковой армии. Участвовал во многих боях, был тяжело ранен – горел в танке. В 1945 году из-за ранения был демобилизован.
Кулибаба Владимир Никифорович
Копейчанин, во время Великой Отечественной – старшина Тихоокеанского флота. Прошел всю войну от озера Хасан до Кенигсберга, где и встретил Победу. «Однажды, вспоминал Владимир Никифорович, во время боя лицом к лицу столкнулся с фашистом. У меня патроны в автомате закончились. Кинулся на немца, навалился всем телом, благо Господь силой и ростом не обидел, придавил, связал. Потом обнаружил, что у «фрица» на мое счастье тоже патроны закончились, а под кителем у него знамя его части». За захват вражеского знамени представлен старшина был к награде, но погиб комиссар полка, сгорели документы, так та награда получена и не была. Но за отвагу и героизм, проявленные в боях, Кулибаба В.Н. был удостоен многих других наград. После войны работал мастером по электрооборудованию.
Буторина Анна Кузьминична
Кавалер ордена Красного Звезды и многих медалей. Во время Великой Отечественной - лейтенант медицинской службы.
После войны Анна Кузьминична 37 лет отдала воспитанию самых маленьких детей, работая заведующей яслями. За безупречный труд была внесена в Книгу почета города Копейска в 1957 году.
Астраханцев Михаил Васильевич
Миша Астраханцев окончил 7 классов в Копейской школе №2. Добровольцем ушёл на фронт. Письма Михаила передала в музей школы №16 его сестра Руфина Васильевна Власенко.
Парень мечтал стать художником, мечтал путешествовать по родному Уралу (для этого даже собственноручно нарисовал карту местности). Но, к сожалению, его мечты не сбылись. Родные получили извещение: «Ваш сын, младший сержант Астраханцев Михаил Васильевич в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявил героизм и мужество погиб- 10 декабря 1943г. На хуторе Мирополь Днепропетровской области»
Ушел добровольцем и отец Миши, Василий Макарович и тоже не вернулся с фронта.
О многих еще наших земляках есть сведения в школьном музее.
3.2. История 5-ой Краснознаменной общевойсковой Армии.
Много копейчан во время Великой Отечественной войны связали свою судьбу с 5-ой Краснознаменной общевойсковой армией.
Это войсковое соединение ведет свою историю еще со времен гражданской войны. В 1919 году она под командованием Михаила Николаевича Тухачевского геройски сражалась в нашей области с колчаковцами. Большую помощь в боях за Челябинск 5-ой Армии тогда оказали рабочие и шахтеры города Копейска, за что наш город и был награжден Орденом Боевого Красного Знамени.
Активисты школьного музея, изучая литературные источники, публикации в СМИ, в Интернете, узнали, что в разное время этой армией командовали великие советские полководцы Малиновский Р.Я., Конев И.С., К.К. Рокоссовский, В.И. Чуйков, И.И. Федюнинский.
После Гражданской войны, армия была расформирована. Второй раз 5-ая Краснознаменная армия была сформирована 11 октября 1941 года при организации обороны Москвы, на Можайской линии.
С 1945 года место дислокации 5-ая Краснознаменной армии – Приморский край, город Уссурийск.
«В Праге мы закончили войну, отпраздновали победу, нас погрузили в вагоны и отправили на Дальний восток, воевать с японцами. И мы с забайкальского фронта дошли до Порт-Артура», - вспоминал участник Великой Отечественной Степан Алексеевич Дерябин.
4.Вывод:
Каждый образованный человек должен быть не только хорошим профессионалом, но и достойным гражданином, который знает и уважает историю своего народа, своей страны, своего города, своей школы, уважает людей, с которыми он живет, учится, работает.
В своей работе мы использовали воспоминания ветеранов войны, обобщили исторический материал, собранный в музее, и результаты поисковой работы учащихся школы.
Поисково-исследовательская и собирательская работа историко-краеведческого характера - основной путь комплектования фондов Музея Боевой и трудовой Славы МОУСОШ № 16.
Поисково-исследовательская работа позволяет:
получить готовые знания о родном крае;
самостоятельно приобретать знания в процессе познавательной деятельности;
приобщиться к исследовательской, научной, творческой деятельности;
приобрести навыки ораторского искусства и просветительской деятельности.
Глубокое изучение истории России, родного города, народного хозяйства может помочь нашим школьникам определить интересы, иногда, на всю жизнь.
5. Использованные источники информации:
Н.И. Крылов, Н.И.Алексеев, И.Г.Драган. Навстречу Победе. Боевой путь 5 Армии. М. «Наука» 1970г.
И.Г. Драган. Маршал Н.И.Крылов. Советские полководцы и военачальники. Воениздат.1987 г.
Архивные документы школьного музея боевой славы 5-ой Краснознаменной общевойсковой Армии.
В.И. Аркашев. От Москвы до Кенигсберга. Минск. 1975 г.
Победа века. Челябинская область в Великой Отечественной войне. Популярная военная энциклопедия. Изд. «Урал LTD», 2000г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2782
Приложение
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Пережогин Дерябин
Александр Васильевич Степан Алексеевич
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Исаков Костенко
Степан Федорович Николай Ильич
Костенко Копылова
Иван Ильич Зоя Алексеевна
Астраханцев Кулибаба
Михаил Васильевич Владимир Никифорович
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Буторина (Кулибаба)
Анна Кузьминична
13PAGE 141815
13PAGE 14115
15