Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Неупиваемая Чаша. Святыни Серпуховской земли 8 класс
Маршрутами духовного краеведения Подмосковья
Тема: «Южное Подмосковье. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Неупиваемая Чаша»
Задачи:
образовательная: дать знания о христианской нравственной культуре, о святынях Серпуховской земли;
развивающая: развивать мыслительные способности, внутреннюю мотивацию к православному образу жизни;
воспитательная: способствовать процессу духовного совершенствования, формировать православные ценности учащихся
Тип занятия: проблемная лекция с элементами беседы.
Основные понятия: духовность, нравственность, святыня, монастырь, храм, Неупиваемая Чаша, Афанасий Высоцкий (старший), преподобный.
Литература:
Л.Л.Шевченко, «Духовное краеведение Подмосковья». Под. ред. Л.Н. Антоновой. М. – 2005-2007.
Протоиерей Г.Нефедов «Основы христианской нравственности»,
Краткая история Серпуховского Высоцкого мужского монастыря,
«Монастыри и храмы Московской епархии».
План занятия.
Организационный момент.
Постановка цели и задач занятия, осознание и принятие их учащимися. Актуализация знаний.
Определение темы занятия, постановка проблемного задания.
Изучение нового материала.
Выполнение проблемного задания.
Домашнее задание, итог занятия.
Организационный момент.
У – Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте ребята! Я поздравляю всех с великим праздником Сретения Господня. Сретение Господне важный православный праздник, праздник встречи Ветхого и Нового заветов. Я от всей души поздравляю вас с этим светлым днем и искренне желаю, чтобы милость Божия всегда простиралась над вами и всеми близкими людьми.Интересная история у этого праздника, о которой нам расскажет Влад Савицкий.
( Сообщение ученика «Сретение Господне») 2 мин.
Постановка цели и задач занятия, осознание и принятие их учащимися.
У – Ребята, ранее, во время венчания в церкви молодожены получали венчальные свечи, и был прекрасный обычай зажигать их 15 февраля. Это был семейный праздник, скрепленный на небесах. Сейчас все знают 14 февраля – День святого Валентина, западный праздник, а семейная традиция почти забыта. Отсюда в семьях много проблем, непонимания. К сожалению, есть проблемы, которые разрушают семьи.
У – Как вы думаете, что это за проблемы?
Это проблемы алкоголизма, наркомании с которыми мы встречаемся каждый день. Сегодня мы решили поговорить об этом. Вот три группы решают жизненные ситуации.
Задание № 1 – Товарищ рассказал мне, что традиция их семьи – покупать спиртные напитки на праздники. Своим друзьям он предложил попробовать спиртное. Как поступить в этой ситуации?
Примерные ответы учащихся
- Подать личный пример,
- прочитать литературу, где описано пьянство и последствия употребления спиртных напитков,
- посмотреть видеофильм о последствия употребления спиртных напитков,
Задание № 2 – Одноклассник предложил попробовать курить. Надо ли следовать его примеру?
- отказаться,
- показать видеофильм, статьи в интернете,
- научиться отстаивать выбранную линию поведения,
- найти интересное занятие по душе
Задание № 3 – Жена звонит на работу мужа и сообщает, что он заболел, в то время как на самом деле он запил. Она помогает выбраться ему из неприятного положения, но одновременно покрывает его и освобождает от ответственности за свои поступки. Чем можно помочь в данной проблеме?
- обратиться к психологу,
- обратиться в медицинский центр, к врачу-наркологу,
- посетить группы, где люди поддерживают друг друга
( ответы учеников )
У - Мы знаем, что очень много людей живет сегодня, ориентируясь на материальные ценности. Во главу угла жизни таких людей поставлен поиск удовольствий и стремление избежать временных земных страданий. Но приходит час, минута, когда и эти люди обращаются к Богу и меняют образ жизни. Господь видит, что многие люди, страдающие пьянством искренне хотят избавиться от этой страсти, но не находят в себе силы. Есть такая икона Божией Матери, которая послана Богом несчастным людям.
У - Как вы считаете, какую тему мы будем изучать на нашем занятии?
Вы определили правильно. Тема нашего занятия «Неупиваемая Чаша».
У – где находится эта чудотворная икона?
Учащиеся – в городе Серпухове.
У – Правильно, это Святыня Серпуховской земли. Понятие духовной культуры Южного Подмосковья неразрывно связано с городом Серпуховым, с его богатым историческим прошлым, с великими историческими личностями Русского государства. На странице 133 учебника «Духовное краеведение Подмосковья» прочитайте славные имена русской истории.
( чтение )
У – История христианской культуры свидетельствует, что возникновение монастырей на Руси в 14-15 веках было связано с именем преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий обратился с молитвой к Богу и благословил своего ученика Афанасия Высоцкого потрудиться для этого дела, и став игуменом Высоцкого монастыря, приложил много сил для его созидания.
Сообщение ученицы Куртаковой Дарьи
У – Афанасий Высоцкий прислал для строившегося в то время в Высоцком монастыре семь икон знаменитого деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин».
( работа с понятиями, учебник стр.135)
У - Эти иконы хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Как же сложилась жизнь монастыря после смерти преподобного Афанасия?
Более подробно останавливаемся на истории и архитектурных особенностях Высоцкого мужского монастыря.
Собщение Ужеговой Кати и Максимовой Ани. «Серпуховской Высоцкий мужской монастырь» Рассказ сопровождается видеосюжетом 4 мин.
У – Сегодня монастырь насчитывает около 20 монахов и послушников. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением и акафистом у Чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Святыня, ныне хранящаяся в Высоцком мужском монастыре – икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» - была обретена в стенах Владычного женского монастыря.
У – Согласно преданию, икона эта была обретена чудесным образом 18 мая. А было это в 19 столетии. Жил в ту пору в одном из сел Тульской губернии один горький пьяница, и вот, по причине хмельного недуга, отказали у него ноги. А ночью приснился сон, в котором Небесная Покровительница явилась ему и повелела, если он хочет выздороветь, идти в город Серпухов, да помолиться перед иконой «Неупиваемая Чаша». Ползком отправился в трудный путь тульский житель и одолел его, но ждало его разочарование – никто в обители не знал такого лика Пречистой, на который указала Богородица. Однако Божья Матерь помогла – над одним их входов в монастыре висела никому не известная икона. Присмотрелись к ней монахини – и разглядели удивительное: Богородицу с Младенцем в большой золотой чаше. Мужичок начал молиться перед иконой – и вдруг понял, что выздоровел. А слава о чуде серпуховском облетела всю Россию. Сегодня чудотворные списки с иконы находятся и в Высоцком, и во Владычном женском монастырях. К ним из самых дальних мест приезжают верующие – молиться об избавлении от разных житейских недугов, а особенно от пьянства и наркомании. Паломники, приезжающие в монастырь, отмечают особенную молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению, находят душевное успокоение в доме Пресвятой Богородицы.
Неупиваемая Чаша
Нам в души благодать пролей
И напои росой небесной
Пречистых девственных кровей.
Неупиваемая Чаша
Излей в сердца нам благодать
Дай силы, и любить и верить
И вражьи козни побеждать.
Дай ко греху нам отвращенье,
Дай средь соблазнов устоять,
Дай нам ко святости стремленье,
Дай волю Божию принять.
У – О чем просят люди перед иконой «Неупиваемая чаша»?
- Святыней какого монастыря является икона «Неупиваемая Чаша»?
- Кто первый настоятель Серпуховского Высоцкого мужского монастыря?
Домашнее задание будет таким: мы продолжаем знакомиться со святынями города Серпухова:
1 группа подготовит презентацию и доклад о Владычном женском монастыре,
2 группа расскажет о судьбе других храмов города Серпухова: Троицком соборе;
3 группа более подробно подготовит сообщение о городе Серпухове. Мы совершим небольшое путешествие по городу, научимся ценить историю наших предков, беречь святыни родной земли и отчего дома – Подмосковья.
Вот так выразила свои чувства в песне учитель музыки Надежда Тананко.
Песня «Подмосковный край»
Самостоятельная работа с учебником.
Откройте учебник «Духовное краеведение Подмосковья», стр. 133-137. Прочитайте текст. Ответь на вопросы:
Что общее есть в судьбе монастырей?
Почему монастыри были разрушены?
Какой урок был нанесен духовной русской традиции и людям?
Какое значение сегодня имеет возрождения монастырей?
Итог занятия.
- Считаете ли вы, что данное занятие помогло в формировании вашего духовного опыта?
- Что помог понять нам урок?
Вы выразили свое отношение к теме урока, к проблемам духовно-нравственного воспитания. Спасибо вам за урок.
15