Конспект проведения проектной задачи Сказочный домик

Проектная задача «Сказочный домик»
Название задачи
Сказочный домик

Предмет
Математика

Класс
1

Вид задачи
Итоговая предметная проектная задача.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1) Оценить возможность учащихся применять освоенные в курсе математики первого класса основные способы действия (измерение величин) в квазиреальной (модельной) ситуации.
2) Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача
1) Владение различными средствами моделирования (чертежи, схемы) отношений равенства/неравенства, разностного отношения;
2) Комбинирование фигур по образцу.
3) Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
1) освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
2) умения, работая в малой группе, создать конечный продукт – «построить дом» из отдельных составных частей, индивидуально выполненных каждым участником группы.

Способ и формат оценивания результатов работы
Оценивается:
– владение предметными знаниями и умениями;
– умение применить их для решения практической задачи;
– умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист (см. приложение).

Необходимый материал к уроку
Разноцветные фигуры разной ширины и разной длины; листы картона формата А3; отрывки из сказок; картинки сказочных героев; музыкальные композиции; пословицы, книги со сказками.


Основной  замысел задачи.
Данная проектная задача является итоговой  и охватывает основные знания и умения, освоенные учащимися при изучении величин курса математики 1 класса, а также общеучебные умения (работа в малой группе, работа по образцу и т.п.). В течение первого года обучения математике учащиеся учились выделять различные признаки предметов, в том числе и величины, характеризующие эти предметы.
В предложенной задаче учащимся необходимо не просто продемонстрировать сформированные навыки действия с величинами, а показать применимость известных способов действий в модельной (квазиреальной) ситуации.
Данная задача является естественным развитием и продолжением линии, заданной в начале года. Учащимся предлагается выложить «брёвнами» (бумажными полосками) стенку дома, выбрав подходящие по длине «бревна» из заданного набора. В ходе выполнения задачи - это задание позволяет учителю оценить непосредственно не только результат обучения  в плане усвоения предметного материала, но и возможность учащихся работать в малой группе, распределяя свои действия, а затем объединяя полученные результаты в целостный продукт при решении одной общей задачи.
Данная проектная задача рассчитана на участие 5-6 человек в каждой малой группе. При решении данной задачи учащимся необходимо выложить самим материал – «брёвна» для укладки стен дома в соответствии с заданными требованиями. В процессе работы учащиеся должны самостоятельно договориться внутри группы о построении сказочного домика. На последнем этапе работы должна быть выполнена сборка всех полученных составных частей дома и проведена его презентация.

Описание проектной задачи
Дорогие друзья!
В течение учебного года вы работали с величинами, измеряли их и записывали результат измерения различными способами.
Вы многому научились: измерять и строить величины, показывать результат измерения с помощью схем, чертежей.
Теперь вам под силу построить дом к своей сказке, подбирая подходящие детали – «брёвна» и «крышу». Поселить в свой сказочный домик его героев. А также выбрать к своей сказке музыкальный фрагмент.
Примечание: работать вы должны строго по инструкции, используя материал у вас на партах.

Инструкция для работы в группе.
Прочитайте отрывок, определите название сказки.
Постройте сказочный домик по описанию.
Дорисуйте характерные (недостающие) детали домика, пейзажа.
Поселите сказочных героев (выберите из предложенных только тех, кто является героями данной сказки). Наклейте или дорисуйте их.
Подберите музыкальный фрагмент, который иллюстрирует сказку, раскрывает настроение, характеризует героев.
Подберите 1-2 пословицы, которые раскрывают основной смысл сказки.
Подготовьте выступление группы по плану (выступают все члены группы):
Первый - зачитывает отрывок, оглашает название сказки, демонстрирует построенный домик;
Второй – рассказывает о сказочных героях (можно дать небольшую характеристику);
Третий объясняет, почему выбрали данный музыкальный фрагмент;
Четвертый объясняет главный смысл сказки, приводит в пример выбранные пословицы;
Пятый – анализирует работу группы
что было трудным, что понравилось больше всего
на мой взгляд, сегодня хорошо работал потому что
на мой взгляд, сегодня мешал работать потому что

Отрывки из сказок.
Для 1 группы:
Тили – бом! Тили – бом!
Загорелся Кошкин дом!
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила:
- Ой, спасите, потушите!
Бом – бом – бом!
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
Спешит уточка с ковшом,
А гусак с котелком,
А лошадка – с фонарём,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Дружно враз! Раз! Раз! И огонь погас!
Для 2 группы:
Наф – Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша, строил себе надёжный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза. Он сделал в доме тяжёлую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться.
Для 3 группы:
Влез медведь на крышу.
Только уселся – трах! – раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле – еле успели из него выскочить:
Мышка – норушка, Лягушка – квакушка, Зайчик – побегайчик,
Лисичка – сестричка, Волчок – серый бочок, все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Для 4 группы:
Бежала, бежала девочка и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит – сидит под пеньком ёж.
- Ёжик, ёжик, - спрашивает она, - не видал ли ты, куда гуси – лебеди полетели?
Ёжик говорит:
- Куда я покачусь, туда и ты иди!
Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках.
Для 5 группы:
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.
Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чём заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. – Мы её выгоним.
- Нет, не выгоните!
Инструкция и материал к домикам
Группа 1
Домик состоит из отдельных брёвен.
1 бревно - длинное, не жёлтое.
2 бревно – жёлтое, но короче зелёного.
3 бревно – самое толстое, но не синее.
4 бревно – синее, но короче красного.
Крыша – треугольная, маленькая, не зелёная.
Труба – длиннее жёлтой, но короче зелёной, расположена слева.
Окно – круглое, маленькое, не зелёное.
Группа 2
Домик двухэтажный.
1 этаж состоит из 3 кирпичей прямоугольной формы желтого цвета.
2 этаж – состоит из 4 кирпичей квадратной формы, синего цвета.
Крыша – не треугольная, не маленькая, не синяя.
Труба – высокая, узкая, расположена справа.
Окно – большое, не квадратное, красное.
Группа 3
Домик состоит из брёвен.
1 бревно – длинное, узкое, не розовое.
2 бревно – короче первого, толстое, не красное.
Остальные брёвна одинаковой длины и толщины, расположены так: белое выше красного, но ниже коричневого.
Крыша – синяя, большая, треугольная.
Труба – длиннее жёлтой, но короче зелёной, расположена слева.
Окно – не круглое, большое, не зелёное.
Группа 4
Домик двухэтажный.
1 этаж состоит из большой прямоугольной (не квадратной) зелёной фигуры.
2 этаж состоит из 3 одинаковых кирпичей не зелёного цвета.
Крыша – не треугольная, не маленькая, не синяя.
Труба – высокая, не красная, расположена справа.
В доме 3 окна. Одно расположено на чердаке – оно не квадратное, белого цвета. Два других расположены на втором этаже, слева – квадратное, справа – треугольное.
Группа 5
Основание дома - квадратное, большое, не красное.
Крыша – не треугольная и не белая.
На крыше 2 трубы. Слева расположена желтая труба, справа – синяя. Левая труба выше правой.
В доме 2 окна. На чердаке – маленькое, не круглое, желтое. Второе окно расположено в центре дома, оно – большое, не квадратное, синее.

Пословицы
Сам погибай, а товарища выручай.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Без труда нет плода.
Волков бояться в лес не ходить.
Нет друга ищи, а нашёл береги.
Друзья познаются в беде.
Близок локоток, да не укусишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Кошке игрушки, мышке слёзки.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Всему свое время.
Выше головы не прыгнешь.
Где лад, там и клад.
Гора с горой не сходиться, а человек с человеком сойдётся.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Гусь свинье не товарищ.
Делу время- потехе час.
Долг платежом красен.
Друзья познаются в беде.
Дурная голова ногам покоя не даёт.
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
За добро плати добром.
Нет худа без добра.
Один за всех, все - за одного.
Что посеешь, то пожнешь.
Кончил дело – гуляй смело.
За глупой головой и ногам плохо.
Лучший дар – ум, худшая беда – невежество.
Сам себя губит, кто других не любит.