Дополнительная общеразвивающая программа В ритме танца
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В ритме танца»
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень: среднее общее образование
Возраст детей: 13-16 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Добрина Марина Викторовна
Алексин
2013
Пояснительная записка
В конце XIX - начале XX века в Германии и Америке зарождается современное направление хореографии - танец модерн. Истоки зарождения проявились в искусстве Айседоры Дункан, педагога Э. Жака-Далькроза. Это стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека ХХ столетия, получило большую поддержку. Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов в противовес танцу классическому, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Это направление в хореографическом искусстве стало очень привлекательным для детских хореографических коллективов, т.к. классический танец довольно труден для изучения и доступен далеко не всем воспитанникам, а принципы освоения современного танца помогают достигать любому ребенку самовыражения через движения. С каждым годом все больше и больше российских балетмейстеров и педагогов-хореографов обращаются к современному танцу. И даже во всех главных академических театрах страны в последние годы практикуются постановки на базе современной хореографии и пластики.
Актуальность данной образовательной программы заключается в систематизации принципов работы с воспитанниками студии в данном направлении. Современное танцевальное искусство среди подростков в России по большей части формировалось на улице (например, направления «стрит-джаз», «брей-данс», «хип-хоп» и т.д.), и реализовать их потребности и способности на «законном основании» задача педагога. Данный курс позволяет методически настойчиво направлять энергию подростков в русло красивых сценических форм, отвлекая от стихийно рожденной вычурности и безвкусицы. Получив возможность осваивать импровизации, подросток избавляется от физических и психологических зажимов, у него изменяются движенческие привычки, в повседневной жизни появляются новые, более гармоничные движения, он получает удовольствие от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в программе учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, диспутов, посещения с подростками спектаклей и концертов по данному профилю, конкурсных поездок, проведения традиционных студийных досуговых мероприятий, направленных на осознание подростками значения современного искусства и их личного творчества, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Художественно-эстетическая направленность данной программы прослеживается в том, что изучение воспитанниками современного танца, проходит неразрывно с изучением истории современного хореографического искусства, знакомством с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культурой.
Посредствам этих занятий у детей формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета.
Педагогическая целесообразность. Для девочек особенно важно учиться женственности, плавности и гибкости, так же, как и важно уметь владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете, уметь подбирать одежду, подчеркивающую достоинства. Приобщение к миру танца, прослушивание ритмичной музыки развивают и внутренне обогащают детей, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли и чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой.
Новизна и отличительная особенность данной программы заключается в объединении трех различных танцевальных стилей (go-go, dubstep и пластика) в один. Это позволяет оптимально распределить нагрузку на занятиях, так как происходит чередование быстрых упражнений с растяжкой, благодаря чему у детей развивается одновременно чувство ритма и пластика. Чередование танцевальных стилей также способствует переключению на разные музыкальные направления и ритмы, развитию творческого потенциала детей и развитию способностей к импровизации. К тому же все эти стили пользуются популярностью у подростков.
Цель программы: создание условий для формирования танцевальных навыков на основе усвоения хореографического материала, усиления эмоциональной отзывчивости и творческой активности, пробуждения в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству, развития образного мышления и воображения; обучение детей искусству современного танца.
Задачи программы:
Образовательные:
ознакомление воспитанников с особенностями и стилями современной танцевальной музыки;
ознакомление с названиями различных движений;
обучение выполнению различных движений (от простых к сложным), связок движений, простых танцев;
обучение воспитанников выполнению движения по образцу и самостоятельно;
ознакомление детей с различными стилями и направлениями современного танца (Go-go, Dubstep, Hip-hop, Street Dance) и с особенностями каждого их этих направлений.
Развивающие:
развитие чувства ритма;
развитие гибкости и пластики;
развитие творческих способностей;
развитие умения индивидуальной импровизации.
Воспитательные:
воспитание любви к танцу и музыке;
воспитание навыков работы как самостоятельно, так и в коллективе;
воспитание гармоничной, творчески развитой личности ребенка.
Направленность – художественно-эстетическая
Уровень: среднее общее образование (13-16 лет)
Срок реализации: 3 года
Формы и режим занятия: занятия в группе проходят 2 раза в неделю, по 2 часа. Академический час равен 45 минутам, перерыв – 10 минут. Программа рассчитана на 72 занятия в год (144 часа).
Методы контроля, диагностика результатов. Способами контроля над успешностью реализации программы являются:
контрольные задания (называть и различать основные стили, направления и особенности современного танца);
задания на проверку усвоения выученного материала связок движений, отдельных танцев путем повторения каждым учащимся;
импровизационные задания по созданию небольшого танца индивидуально и группами;
обратная связь между родителями воспитанниц и педагогом, личные беседы между воспитанницами и педагогом;
метод наблюдения (педагог отслеживает наличие или отсутствие прогресса у группы, у каждого ученика отдельно);
выступления на небольших концертах для родителей и открытых мероприятиях разного уровня;
оценка коллег и зрителей.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
144 часа в год (4 часа в неделю)
№п/п
Тема
Всего часов
Теория (час)
Практика (час)
1
Вводное занятие
2 ч
2 ч
-
2
Ритмика
18 ч
2 ч
16 ч
3
Стретчинг
14 ч
1 ч
13 ч
4
Пластика
14 ч
1 ч
13 ч
5
Эстрадный танец (Go-go, Dubstep, Hip-hop)
20 ч
2 ч
18 ч
6
Модерн
18 ч
2 ч
16 ч
7
Постановка и отработка танцевальных композиций
46 ч
2 ч
44 ч
8
Концертная деятельность
10 ч
-
10 ч
9
Итоговое занятие
2 ч
2 ч
-
Итого:
144 ч
14 ч
130 ч
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (2 часа). Цели и задачи объединения. Знакомство с санитарно-гигиеническими правилами, правилами БДД, правилами ТБ, правилами поведения на занятиях. История зарождения, появления и развития танца. Танец – как искусство. Особенности современного танца. Разновидности, стили и основные направления современного танца.
Тема 2. Ритмика (18 часов)
Теория (2 часа). Беседа на темы: «Что такое современный танец?», понятия «музыка», «темп», «ритм», «такт». Правила выполнения комплекса ритмических упражнений. Общее представление о хореографии и назначении хореографических элементов. Изучение хореографической азбуки: позиции ног (1-6), позиции рук (1-3), понятия «Осанка», «Постановка корпуса», «Мягкие колени», положение головы, правила выполнения приседания, подъема на полупальцы.
Практика (16 часов). Выполнение комплекса общеразвивающих, общеукрепляющих упражнений, музыкально-пространственные упражнения.
Упражнения для мышц шейного отдела (круговые, вращательные, повороты через точку и без и т.д.)
Упражнения для плечевого отдела позвоночника (вращения плеч, подъемы и опускания плеч совместно, поочередно, через точку и без, упражнение «мельница»); Упражнения для грудного отдела позвоночника (скольжение корпуса вперед-назад, вправо-влево, круги в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклоны из стороны в сторону).
Движения для поясничного отдела позвоночника и тазобедренных суставов (скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, по кругу, наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями);
Движения для коленей и голеностопных суставов (вращения вокруг своей оси прижатых друг к другу коленей, поочередное вращение ступней ног);
Движения для сухожилий ног (шаги с носка по кругу, шаги с высоким подъемом колена, шаги на полупальцах, шаги на пятках, скрестный шаг);
Упражнения на развитие равновесия, вестибулярного аппарата (удержание равновесия на носках ног, на одной ноге, удержание поз рук).
Тема 3. Стретчинг (14 часов)
Теория (1 час). Понятие «стретчинг». Основные правила выполнения растяжек.
Практика (13 часов). Комплекс упражнений на растяжку мышц, развитие эластичности суставов и связок. Упражнения для улучшения эластичности мышц и связок.Упражнения на растяжку мышц: «Лягушка», «Бабочка», «Неваляшка». Растяжка на продольный и поперечный шпагат.
Упражнения на развитие гибкости спины «Качелька», «Колечко», «Лодочка», «Мостик».
Тема 4. Пластика (14 часов)
Теория (1 час). Понятие «пластика». Значение и роль пластики в современном танце. Основные способы развития гибкости и пластичности.
Практика (13 часов). Комплекс упражнений на развитие гибкости и пластичности мышц и суставов. Упражнения на развитие пластики мышц спины (прогибы, волны корпусом – верхняя, нижняя и фронтальная волна, «восьмерки» - горизонтальные и вертикальные, «качалка», «маятник»).Упражнения на постановку рук (оттяжки, волны руками, «веер», вращения руками). Упражнения на развитие пластики в партере (прогибы, волны в партере, упражнение «кошка»).
Тема 5. Эстрадный танец: Go-go, Dubstep, Hip-hop (20 часов)
Теория (2 часа). Эстрадный танец как танцевальное направление. Основные виды эстрадного танца. Особенности таких направлений эстрадного танца как Go-go, Dubstep, Hip-hop. Костюмы для эстрадного танца. Музыка современного эстрадного танца.
Практика (18 часов). Техника построения в зале, перемещения по залу, смена плоложения на 180, 360 градусов. Танцевальный счет. Знакомство с основными движениями эстрадного танца (головой, шеей, плечами, грудью, руками, бедрами, тазом, ногами). Хореография движений головой и шеей, плечами, руками, грудью, бедрами, тазом, ногами. Основные позиции рук. Упражнения для рук и кистей.. Базовые движения основных направлений эстрадного танца: Go-go, Dubstep, Hip-hop.
Тема 6. Модерн (18 часов)
Теория (2 часа). Модерн как одно из направлений современного танца. История появления и зарождения модерна. Место и роль модерна в современной хореографии. Особенности модерна и джаз-модерна. Костюмы и музыка для модерна.
Практика (16 часов). Упражнение для плеч. Одновременное и поочередное поднятие плеч. Круговые движения плечами. Удары плечами. Положение рук: на бедрах и в стороны. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной. Упражнения для бедер: скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, большой круг бедрами, малый круг бедрами, наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями; вертикальный круг корпусом; «качалка».
Танцевальный шаг. Виды танцевального шага. Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступами на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя последующими поочередными ударами всей стопой по 6-й позиции.
Тема 7. Постановка и отработка танцевальных композиций (46 часов)
Теория (2 часа). История зарождения и развития современного танца. Основные направления современного танца (эстрадный танец - Go-go, Dubstep, Hip-hop, Street-Dance, свободная пластика, шоу, модерн, джаз-модерн, трайбл). Смысловая и сюжетная линии танца. Понятие танцевального образа. Выбор костюма для танца. Роль эмоций в танце.
Практика (44 часа). Отработка танцевальных композиций под устный счет, под музыку. Отработка структурных переходов во время танца, соединение отдельных танцевальных связок в танец, изучение схем, рисунков согласно сюжетной линии.
Танец «Ковбои»
Танец исполняется под музыку направления «Милитари». Постановка предполагает смену рисунка из построения в шахматном порядке в круг, из круга – в одну общую линию, а также включает в себя элементы движений в партере. Для танца используются элементы костюма ковбоев – пистолет и шляпа.
Танец «Кошки»
Танец исполняется под медленную композицию Alabina – Last kiss. Постановка основана на базовых движениях свободной пластики, включает в себя элементы модерна, направления go-go и движения в партере. Рисунок предполагает расходку по парам, построение в шахматном порядке и расходку в линии.
Танец «Girls»
Танец исполняется под композицию Beyonce – Girls. Танцевальное направление – Dubstep. Постановка с разным темпоритмом (медленное начало – быстрая концовка). Включает в себя элементы свободной пластики, Street-Dance, Go-go и предполагает вертикальную смену рисунка.
Танец «Амазонки»
Танец исполняется под музыку «Raks Africa». Используется танцевальный аксессуар – копье. Танец с сюжетом и сольной партией. Композиция имеет сложный хореографический рисунок. Танец включает в себя перестроение с общего рисунка на круг, полукруг, круг в круге, одну общую линию, движение по одной линии в парах, галочку и расходку по парам.
Тема 8. Концертная деятельность (10 часов)
Практика (10 часов. )Выступление с номерами, подготовленными за год. Организация и проведение тематической новогодней танцевальной вечеринки. Постановка хореографического мюзикла.
Тема 9. Итоговое занятие (2 часа)
Теория (2 часа). Подведение итогов работы за год. Обсуждение творческих планов и репертуара на следующий учебный год.
К концу 1 года обучения дети должны овладеть рядом знаний и умений.
Знать:
историю происхождения и развития современного танца, а также его основные направления;
правила и технику использования аксессуаров в танце;
виды костюмов и хореографические особенности использования костюма.
Уметь:
выполнять простые движения современного танца;
выполнять связки движений в разных плоскостях;
использовать аксессуары в танце;
уметь танцевать простые танцы в парах, группами и индивидуально;
уметь импровизировать под знакомую музыку.
Обладать навыком:
сохранения во время движения правильной, красивой осанки;
ориентирования в темпе и ритме музыки;
Учебно-тематический план 2-го года обучения
144 часа в год (4 часа в неделю)
№п/п
Тема
Всего часов
Теория (час)
Практика (час)
1
Вводное занятие
2 ч
2 ч
-
2
Ритмика
16 ч
2 ч
14 ч
3
Стретчинг
16 ч
1 ч
15 ч
4
Пластика
18 ч
1 ч
17 ч
5
Современный танец (Контепорари-дэнс)
20 ч
2 ч
18 ч
6
Восточный танец
14 ч
2 ч
12 ч
7
Постановка и отработка танцевальных композиций
44 ч
2 ч
42 ч
8
Концертная деятельность
2ч
-
12 ч
9.
Итоговое занятие
2 ч
-
2 ч
Итого:
144 ч
12 ч
132 ч
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (2 часа). Цели и задачи объединения. Знакомство с санитарно-гигиеническими правилами, правилами ТБ. Знакомство с тремя танцевальными направлениями (современный, эстрадный и народный танец). Обсуждение плана работы и репертуара на новый учебный год.
Раздел 2. Ритмика (16 часов)
Теория (2 часа). Основные различия между танцевальными направлениями: эстрадный, современный и народный танец. Беседы на темы: "Что такое современный танец. Музыка для современного танца", " Что такое эстрадный танец. Понятие и разновидности", "Народный танец", "Восточный танец как одно из направлений народного танца. Основные особенности".
Практика (14 часов). Выполнение комплекса общеразвивающих, общеукрепляющих упражнений, музыкально-пространственные упражнения.
Движения для мышц шейного отдела (круговые, вращательные, повороты через точку и без и т.д.)
Движения для плечевого и грудного отделов позвоночника:
движения для плечевых суставов (вращения плеч, подъемы и опускания плеч совместно, поочередно, через точку и без, упражнение «мельница»);
движения для верхней части корпуса (скольжение корпуса вперед-назад, вправо-влево, круги в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклоны из стороны в сторону).
Движения для поясничного отдела позвоночника и тазобедренных суставов (скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, по кругу, наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями);
Движения для коленей и голеностопных суставов (вращения вокруг своей оси прижатых друг к другу коленей, поочередное вращение ступней ног);
Движения для сухожилий ног (шаги с носка по кругу, шаги с высоким подъемом колена, шаги на полупальцах, шаги на пятках, скрестный шаг);
Упражнения на развитие равновесия, вестибулярного аппарата (удержание равновесия на носках ног, на одной ноге, удержание поз рук).
Раздел 3. Стретчинг (16 часов)
Теория (1 час). Понятие «стретчинг». Основные правила выполнения растяжек.
Практика (15 часов). Комплекс упражнений на растяжку мышц, развитие эластичности суставов и связок.
Упражнения для улучшения эластичности мышц и связок
Упражнения на развитие гибкости спины: Голубь», «Колечко», «Кошка», «Мостик».
Упражнения на растяжку мышц: «Лягушка», «Бабочка», «Неваляшка»
Упражнения на растяжку мышц ног. Растяжка на продольный и поперечный шпагат.
Растяжка на шпагат у станка.
Выполнение различных движений, сидя на шпагате.
Раздел 4. Пластика (18 часов)
Теория (1 час). Особенности использования свободной пластики в комбинациях и связках с другими движениями. Основные способы развития гибкости и пластичности. Правила выполнения упражнений в партере с переходом на другие движения.
Практика (17 часов). Комплекс упражнений на развитие гибкости и пластичности мышц и суставов.
Упражнения на развитие пластики мышц спины (прогибы, волны корпусом – верхняя, нижняя и фронтальная волна, «восьмерки» - горизонтальные и вертикальные, «качалка», «маятник»).
Упражнения на постановку рук (оттяжки, волны руками, «веер», вращения руками).
Упражнения на пластику: волны корпусом – с переходом на другие движения.
Упражнения на развитие пластики в верхнем и нижнем партере (прогибы, волны в партере, упражнение «кошка»).
Подъем корпуса из партера
Раздел 5. Современный танец - Контепорари-дэнс (20 часов)
Теория (2 часа). Особенности и терминология современного танца. Особенности направления "контемп". Основные правила импровизации в контепорари-дэнс.
Практика (18 часов).
Позиции рук. Особенности постановки корпуса в разных направлениях современного танца.
Изучение базовых элементов направления Контемпорари-дэнс.
Ритмические упражнения на развитие координации. Перегибы и наклоны корпуса.
Выполнение элементов партера в контепорари-дэнс
Выполнение вращений в контепорари-дэнс в вертикальной и горизонтальной плоскости
Индивидуальная и групповая импровизация контепорари-дэнс
Раздел 6. Восточный танец (14 часов)
Теория (2 часа). История зарождения, понятие и виды восточного танца. Особенности постановки корпуса в восточном танце. Понятия: рабочая и опорная нога. Роль пластики в восточном танце. Аксессуары для восточного танца. Правила выполнения ударных движений и трясок в восточном танце.
Практика (12 часов).
Изучение движений на пластику: "волны", "восьмерки", "тарелки", "верблюд", "выливайки".
Изучение ударных движений в восточном танце: "ключи", "арки", "аркады", "подбивки", "сбросы".
Различные виды трясок. Шаги с тряской.
Танцевальный шаг. Виды танцевального шага. Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими пере ступами на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом.
Изучение и отработка основных элементов восточного танца.
Раздел 7. Постановка и отработка танцевальных композиций (44 часа)
Теория (2 часа). Зеркальное отображение движений. Хореографические особенности использования костюма. Актерское мастерство и роль эмоций в танце. Особенности использования аксессуаров в танце. Танцевальный образ.
Практика (42 часа). Отработка танцевальных композиций по устный счет, под музыку. Отработка структурных переходов во время танца, соединение отдельных танцевальных связок в танец, изучение схем, рисунков согласно сюжетной линии.
Танец «Цепи и кольца»
Танец исполняется под композицию Линды «Цепи и кольца». Постановка предполагает использование элементов контепорари-дэнс в танце. Смена рисунка происходит несколько раз и включает перестроение из линий в круг, из круга – в одну общую линию, а также включает в себя элементы движений в партере. Для танца используется танцевальный аксессуар - золотые цепи.
Танец Души
Танец исполняется под композицию В.А. Моцарта – "Реквием по мечте". Постановка основана на базовых движениях Контепорари-дэнс с использованием элементов свободной пластики и модерна. Рисунок предполагает расходку по парам, в одну общую линию и в круг. В танце используется танцевальный аксессуар - рукава-крылья. Черно-белые костюмы символизируют черных и белых ангелов и извечную тему борьбы добра и зла.
Танец «Амазонки»
Танец исполняется под музыку «Raks Africa». Используется танцевальный аксессуар – копье. Танец с сюжетом и сольной партией. Композиция имеет сложный хореографический рисунок. Танец включает в себя перестроение с общего рисунка на круг, полукруг, круг в круге, одну общую линию, движение по одной линии в парах, галочку и расходку по парам.
Раздел 8. Концертная деятельность (12 часов)
Практика (12 часов). Выступление с номерами, подготовленными за год. Организация и проведение тематической новогодней танцевальной вечеринки. Постановка хореографического мюзикла - продолжение мюзикла первого года обучения. Выездные выступления.
Раздел 9. Итоговое занятие (2часа)
Практика (2 часа). Отчётный концерт.
По завершению 2 года обучения дети должны овладеть рядом знаний и навыков.
Знать:
основные направления танца, их разновидности и ответвления, а также основные стили современного танца;
правила и технику использования аксессуаров в танце;
хореографические особенности использования костюма;
роль актерского мастерства и эмоций в танце.
Уметь:
выполнять сложные элементы и связки современного танца;
импровизировать под различные направления современной музыки;
различать виды, стили и направления современного танца, отличать современный, эстрадный и народный танец как основные танцевальные направления;
уметь работать с различными аксессуарами в танце;
уметь исполнять танец со сложным хореографическим рисунком;
уметь исполнять сложные движения и связки в парах, группами и индивидуально;
импровизировать под различную музыку и ритмы.
Обладать навыком:
сохранения во время движения правильной, красивой осанки;
ориентирования в темпе, ритме и стилях музыки;
актерской выразительности и эмоциональности в танце.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
216 часов в год (6 часов в неделю)
№п/п
Тема (раздел)
Всего часов
Теория (час)
Практика (час)
1
Вводное занятие
2 ч
2 ч
-
2
Ритмика
20 ч
-
20 ч
3
Стретчинг
20 ч
-
20 ч
4
Пластика
24 ч
-
24 ч
5
Джаз-фанк
20 ч
1 ч
19 ч
6
Трайбл Фьюжн
18 ч
1 ч
17 ч
7
Танцевальное шоу
28 ч
1 ч
27 ч
8
Постановка и отработка танцевальных композиций
62 ч
2 ч
60 ч
9
Концертная деятельность
20 ч
-
20 ч
10
Итоговое занятие
2 ч
-
2 ч
Итого:
216 ч
7 ч
209 ч
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (2 часа). Деятельность объединения на новый учебный год. Повторение санитарно-гигиенических правил, правил БДД, правил ПБ. Знакомство с новыми танцевальными направлениями (джаз-фанк, трайбл фьюжн и танцевальное шоу). Обсуждение плана работы, репертуара и концертной деятельности на новый учебный год.
Тема 2. Ритмика (20 часов)
Практика (20 часов). Выполнение комплекса общеразвивающих, общеукрепляющих упражнений, музыкально-пространственные упражнения.
Движения для мышц шейного отдела (круговые, вращательные, повороты через точку и без и т.д.)
Движения для плечевого и грудного отделов позвоночника:
движения для плечевых суставов (вращения плеч, подъемы и опускания плеч совместно, поочередно, через точку и без, упражнение «мельница»);
движения для верхней части корпуса (скольжение корпуса вперед-назад, вправо-влево, круги в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклоны из стороны в сторону).
Движения для поясничного отдела позвоночника и тазобедренных суставов (скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, по кругу, наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями);
Движения для коленей и голеностопных суставов (вращения вокруг своей оси прижатых друг к другу коленей, поочередное вращение ступней ног);
Движения для сухожилий ног (шаги с носка по кругу, шаги с высоким подъемом колена, шаги на полупальцах, шаги на пятках, скрестный шаг);
Упражнения на развитие равновесия, вестибулярного аппарата (удержание равновесия на носках ног, на одной ноге, удержание поз рук).
Тема 3. Стретчинг (20 часов)
(Практика (20 часов). Комплекс упражнений на растяжку мышц,
развитие эластичности суставов и связок.
Упражнения для улучшения эластичности мышц и связок
Упражнения на развитие гибкости спины: Голубь», «Колечко», «Кошка», «Мостик».
Упражнения на растяжку мышц: «Лягушка», «Бабочка», «Неваляшка»
Упражнения на растяжку мышц ног. Растяжка на продольный и поперечный шпагат.
Растяжка на шпагат у станка.
Выполнение различных движений, сидя на шпагате.
Выполнение шпагата в воздухе
Тема 4. Пластика (24 часа)
Практика (24 часа). Комплекс упражнений на развитие гибкости и
пластичности мышц и суставов.
Упражнения на развитие пластики мышц спины (прогибы, волны корпусом – верхняя, нижняя и фронтальная волна, «восьмерки» - горизонтальные и вертикальные, «качалка», «маятник»).
Упражнения на постановку рук в танцевальном направлении Трайбл Фьюжн.
Упражнения на пластику: волны корпусом – с точкой и переходом на другие движения.
Упражнения на развитие пластики в верхнем и нижнем партере (прогибы, волны в партере, упражнение «кошка»).
Подъем корпуса из партера
Тема 5. Джаз-фанк (20 часов)
Теория (1час). Особенности и терминология танцевального направления джаз-фанк. Особенности выполнения движений в направлении джаз-фанк. Основные правила импровизации в направлении джаз-фанк.
Практика (19 часов).
Позиции рук. Особенности постановки корпуса в джаз-фанке.
Изучение базовых элементов направления джаз-фанк.
Ритмические упражнения на развитие координации. Перегибы и наклоны корпуса.
Выполнение элементов партера в джаз-фанк.
Выполнение вращений в джаз-фанке в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Индивидуальная и групповая импровизация в джаз-фанке.
Тема 6. Трайбл Фьюжн (18 часов)
Теория (1 час). История зарождения, понятие и особенности стиля трайбл фьюжн. Особенности постановки корпуса в трайбл фьюжн. Роль пластики в направлении трайбл фьюжн. Правила выполнения ударных движений и трясок в трайбл фьюжн.
Практика (17 часов).
1.Повторение движений на пластику: "волны", "восьмерки", "тарелки", "верблюд", "выливайки".
2.Изучение ударных движений в трайбл фьюжн: "ключи", "арки", "аркады", "подбивки", "сбросы".
3. Различные виды трясок. Шаги с тряской.
1. Танцевальный шаг. Виды танцевального шага. Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими пере ступами на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом. Выполнение движений в полуприсяде.
2. Изучение и отработка основных элементов трайбл фьюжн.
Тема 7. Танцевальное шоу (28 часов)
Теория (1 час).
Понятие танцевального шоу. Роль аксессуаров в танцевальном шоу. Особенности использования костюма в танцевальном шоу. Роль эмоций в исполнении номера танцевального шоу.
Практика (27 часов).
Светодиодные костюмы и светодиодные аксессуары для танца (веера, крылья). Особенности их использования. Особенности выполнения движений танца в темноте и при приглушенном освещении.
Большие полотна ткани в танце. Вращения с полотнами. Особенности хореографического рисунка, виды перестроений в танце с полотнами.
Использование нескольких аксессуаров (свечи, трости, ткани, крылья, веера) в одном номере танцевального шоу.
Быстрая смена рисунка и количества человек в номере, а также смена костюма во время одного номера танцевального шоу.
Тема 8. Постановка и отработка танцевальных композиций (62часа)
Теория (2 часа).
Быстрая смена хореографического рисунка и количества человек в танцевальном номере. Хореографические особенности использования светодиодного костюма. Актерское мастерство и роль эмоций в танцевальном шоу. Особенности использования нескольких аксессуаров в танце. Танцевальный образ.
Практика (60 часа).
Отработка танцевальных композиций по устный счет, под музыку. Отработка структурных переходов во время танца, соединение отдельных танцевальных связок в танец, изучение схем, рисунков согласно сюжетной линии. Изучение и отработка 5 танцевальных композиций.
Танец «Diamonds»
Танец исполняется под композицию Rihanna «Diamonds». Постановка предполагает использование элементов джаз-фанка в танце. Смена рисунка происходит несколько раз и включает перестроение из линий в круг, из круга – в одну общую линию, а также включает в себя элементы движений в партере. Для танца используются элементы светодиодного костюма.
Танец "Трайбл"
Танец исполняется под композицию Solace – "Rhythm of the dance". Постановка основана на базовых движениях направления Трайбл фьюжн. Рисунок предполагает расходку по парам, в одну общую линию и в круг. Танец предполагает выполнение движений в партере, шпагат в партере.
Танец «Дабка»
Танец исполняется под народную восточную музыку. Танец представляет собой смесь модерна, востока и дабки - восточного народного танца. Композиция имеет сложный хореографический рисунок. Танец включает в себя перестроение с общего рисунка на круг, полукруг, круг в круге, одну общую линию, движение по одной линии в парах, галочку и расходку по парам.
Танец "Светодиодное шоу"
Танец исполняется под классическую музыку Эдвина Мартона "Tosco Fantasy". В танце используются аксессуары: светящиеся в темноте светодиодные веера и светодиодные крылья. Исполнение номера происходит при приглушенном или выключенном освещении. Рисунок предполагает расходку по парам, движение по кругу, а также много горизонтальных и вертикальных вращений.
Танец " Ориенталь-шоу"
Танец исполняется под композицию оперной певицы Сары Брайтман "Harem" и представляет собой шоу, в котором происходит последовательная смена танцующих. Каждая партия исполнителей выходит на сцену с различными танцевальными аксессуарами: свечи, ткани (полотна), трости, светодиодные веера и крылья. В конце все, кто исполнял номер, выходят на сцену все вместе, без аксессуаров и танцуют общую партию.
Тема 8. Концертная деятельность (20 часов)
Практика (20 часов).
Выступление с номерами, подготовленными за год. Организация и проведение тематической новогодней танцевальной вечеринки. Постановка хореографического мюзикла - продолжение мюзикла первого и второго года обучения. Выездные выступления. Всероссийские, областные и межрегиональные конкурсы. Отчетный концерт
Тема 9. Итоговое занятие (2 часа)
Практика (2 часа).
Краткое повторение изученных направлений и танцев
По завершению обучения по программе дети должны овладеть рядом знаний и навыков.
Знать:
основные направления танца, особенности стилей джаз-фанк, трайбл и особенности танцевального шоу
знать о правилах и технике использования различных видов аксессуаров в танце, в том числе о правилах работы со светодиодными аксессуарами;
хореографические особенности использования костюма и его роль в танцевальном шоу
роль актерского мастерства и эмоций в танцевальном шоу
Уметь:
выполнять сложные элементы и связки современных направлений танца
уметь импровизировать под различные направления современной музыки
выполнять основные элементы направлений джаз-фанк и трайбл фьюжн
уметь работать с несколькими аксессуарами в танце
уметь работать со светодиодными аксессуарами (крылья, веера)
уметь исполнять танец со сложным хореографическим рисунком
уметь исполнять сложные движения и связки в парах, группами и индивидуально
Обладать навыком:
сохранения во время движения правильной, красивой осанки;
ориентирования в темпе, ритме и стилях музыки;
актерской выразительности и эмоциональности в танце.
Методическое обеспечение
Методика преподавания танца в основе своей опирается на школу профессионально-хореографического обучения. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения танцам является разъяснение ребенку последовательности действий в постановочной работе.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как «возращение к пройденному», «играем во взрослых» придают объемность линейному и последовательному освоению материала в данной программе.
По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой учебный материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу «от простого к сложному».
Программа содержит 4 основных раздела: азбука эстрадного танца, модерн, основы пластики и стретчинг. Данная структура способствует гармоничному развитию танцевальных способностей учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятия и в ходе работы над постановками, во время которых ученикам следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков, сведений по хореографии. Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива. В основе преподавания азбуки эстрадного танца, модерна и пластики лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки.
Учащиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Ученики, проведшие определенный курс по данной программе, должны получить также общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях.
Программа подразумевает использование здоровьесберегающих технологий. Это реализуется за счет:
- проведения инструктажа по технике безопасности (по сезону);
- постепенного увеличения нагрузки в период всего курса обучения;
- начала занятий с разминки на каждую часть тела, на каждую группу мышц;
- учета особенностей возраста, роста, веса учащегося в выполнении упражнения, танца;
- чередования интенсивных упражнений с плавными;
- возможности отдыха учащегося в любое время.
Кроме физиологического аспекта здоровьесберегающих технологий, важно отметить и психологический аспект:
- умение владеть своим телом дарит учащемуся положительные эмоции;
- работа в паре, в команде дает возможность развивать навыки конструктивного и позитивного диалога, что немаловажно для развития психологически здоровой личности;
- положительное подкрепление успешного выполнения движений, танца от педагога также позитивно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.
Для подростков в возрасте 13-16 лет, особенно для тех. кто интересуется современным танцем, немаловажен образ педагога. Ребята отождествляют содержание предмета с человеком, его преподающим. Поэтому педагогу просто необходимо идти в ногу со временем, самому обладать эстетическим вкусом, следить за новинками индустрии шоу-бизнеса (в музыке, танцевальных направлениях и даже моде), тогда он по праву может быть наставником и другом подростку. Тогда ребята увидят в педагоге не только хореографа, но и человека, к которому можно прийти со своими проблемами, спросить совета, попросить помощи, поделиться радостью или секретами.
Разборчивость в музыкальном материале, танцевальных стилях и направлениях, наличие эстетического вкуса у педагога позволяет ему работать над формированием у воспитанников системы ценностей, что является основной целью и задачами данного курса.
Отчеты хореографического объединения могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские праздники. В дни зимних каникул хореографический коллектив принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки. В мероприятия воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, летних лагерях, на избирательных участках и т.д.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать различные аспекты:
- возрастные особенности воспитанников;
- личные интересы и приоритеты воспитанников;
- потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
- качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
- происходящие в мире перемены.
Для успешного освоения программы воспитанниками необходимо использовать:
организационно-педагогические средства (образовательная программа, поурочные учебно-тематические планы, диагностические карты, карты-анкеты для воспитанников и их родителей, информационные объявления на стенде коллектива для воспитанников и их родителей, разработанные педагогом памятки для сбора воспитанников на концерт и в конкурсные поездки, футляр с концертными и конкурсными CD-дисками на каждую возрастную группу и т.д.);
учебно-наглядные пособия (плакаты с изображением строения скелета человека и его мышц, которые используются с целью более доступного понимания подростками о работе мышц в момент исполнения различных статичных или динамических движений, о нагрузках на суставы, о пользе разминки перед занятиями с целью сохранения здоровья и т.д.)
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.
Для занятий должно быть оборудовано специальное помещение достаточной площади с зеркалами. Педагог должен иметь раздаточный материал, эскизы костюмов. Также в объединении должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: трости, платки, шарфы и т.д.
Список литературы
для педагога
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. – 272 с.
Боттомер П. Учимся танцевать / Перевод с англ. К. Молькова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 256 с.
Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1993.
Баранов А. Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцу // Дополнительное образование. - № 10. – 2005. – С. 53- 56.
Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. – М., 1986.
Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях.- Киев: Музична Украина, 1985.
Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1983.
Смирнов И. В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением. – М., 1998.
Пасюткинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. – М., 1985.
для детей
11. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. – 272 с.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15