Рабочая программа кружка В ритме танца
Пояснительная записка.
Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку,- тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.
Доказано, что занятия движениями под музыку для детей имеет особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.) В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.
Исходя из этого была составлена программа внеурочной деятельности «В ритме танца» на четыре года обучения. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Обучение хореографии в общеобразовательной школе целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На занятиях ритмикой происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку.
Известно, что первые впечатления обычно оставляют наиболее яркий след в психике учащихся и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям и поведение на уроках. В силу этого, организация и проведение уроков первого года обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а следовательно, и решающим для успеха в учебе.
Если на первом уроке допустить несобранность внимания, нарушения правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики и хореографии:
а) музыка - хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе,
б) музыку надо "беречь", во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться,
в) музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
В каждом уроке проходятся все разделы программы - слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация
Задача педагога подбадривать, стимулировать творческую деятельность, подобрать сравнения, характеризующие игровой образ. Чтобы добиться успеха, необходимо сформировать установку на исполнение композиции. Наилучшим образом это удается, если совпадают музыка и содержание композиции с интересами индивидуальностью ребёнка. В творческих заданиях нет цели идеального исполнения танцевальных движений, главное чтобы ребёнок с удовольствием мог проявить фантазию, оригинальность мышления, выдумки и не боялся быть в центре внимания. Главное- активизировать внимание детей, пробуждение и поддержание у них интереса к творчеству, развитию творческого воображения.
Программа составлена для неспециализированных школ. Она включает в себя элементы классического, народно-сценического, бального танца, дает представление о каждом из них, а самое главное она не усложнена.
Цели и задачи обучения.
Цель программы - формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений способностей, качеств личности; развитие образного мышления и фантазии.
Задачи:
1.Обучающие:
-знакомство с историей и особенностями бального и народного танца;
-знакомство с понятиями и терминологией;
-овладение основными движениями и фигурами танца;
-обучение основам музыкальной грамотности;
2.Развивающие:
-развитие общей культуры личности путём приобщения ребёнка к ритмике;
-развитие двигательных, координационных и музыкальных данных детей;
-развитие воображения через умение сформировать танец на основе простейших танцевальных движений;
3.Воспитывающие:
-формирование коммуникативной культуры через знание и умение взаимодействовать с партнёрами на танцевальной площадке;
-формирование навыков творческой деятельности у учащихся, проявляющих увлечённость;
4.Специальные:
-оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата ребёнка;
-совершенствование психомоторных способностей детей;
-развитие творческих и созидательных способностей детей;
- сохранение и укрепление здоровья.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизации дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Методы и методические приемы обучения.
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей младшего школьного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Организация образовательного процесса.
На кружок «В ритме танца»» согласно программе внеурочной деятельности отводится 2 ч в неделю.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 3 и 4 классов проводятся беседы диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Программа «В ритме танца» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание учащихся.
Обучение танцевальным движениям происходит поэтапно:
1 этап – начальное разучивание.
На этом этапе формируются двигательные представления о действии в каждой опорной точке и выполнении движения в целом.
2 этап – детализированное обучение.
Формируется полная развернутая основа движения, уточняются действия по частям. Движения отрабатываются с помощью многократных повторов элементов и движения в целом.
3 этап – закрепление и дальнейшее совершенствование. Разученные танцевальные движения объединяются в этюд, танец, сцену. Учащиеся проявляя творчество самостоятельно придумывают композиции из разученных элементов. Применяют их в играх.
На этом этапе ставятся задачи:
добиться техники выполнения движения без отклонений от нормы и совершенствование её
добиться оптимальной свободы и выразительности действий
развивать эмоциональность при выполнении танцевальных движений, работать над образом в танце
Структура урока ритмического воспитания:
Построение, поклон, объявление задач урока.
Подвижная разминка в традиционной форме или игровой.
Повторение и разучивание новых элементов танцев.
Музыкальная или ритмическая игра.
Построение, игра на внимание.
Подведение итогов урока, поклон.
Если форма урока- конкурс, то сразу после разминки начинается конкурсный показ на лучшее исполнение танцевальных композиций и в конце урока подводятся итоги.
На уроке- фестивале после разминки дети показывают группами, парами, по одному заранее приготовленные или из ранее изученных танцевальные этюды с элементами костюмов. В конце урока подводится итог.
Результаты изучения.
Универсальные:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в ритмических движениях;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
технически правильно выполнять музыкально-ритмические действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные:
- музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, ритмом и темпом.
- двигательные умения:
а) координация, ловкость движений- точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также в других общеразвивающих и танцевальных видах движений)
б) гибкость, пластичность- мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («лодочка», « лягушка», «берёзка»)
- подвижность (лабильность) нервных процессов - проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
Критерии определения результативности
1 год обучения
Высокий уровень
Ребенок самостоятельно находит свое место в строю, принимает правильное исходное положение, умеет держать интервал, четко выполнять инструкции педагога, выполнять несложные движения в соответствии с темпом, ритмом, динамикой музыкального произведения.
Средний уровень
Ребенок допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Выполняет несложные движения вместе с педагогом. Находит место в строю, не всегда держит дистанцию, не соотносит свое положение по отношению к другим.
Низкий уровень
Ребенок не ориентируется в пространстве, не понимает инструкции педагога, не успевает за темпом мелодии, ему требуется постоянная помощь.
2 год обучения
Высокий уровень
Ребенок чувствует характер и темп мелодии, самостоятельно может перестраиваться при смене темпа музыки, чувствует и передает динамику и ритм музыки, выполняет движения ярко и выразительно.
Средний уровень
Ребенок не всегда выполняет движения самостоятельно, иногда теряет темп и ритм мелодии, требуется дозированная помощь педагога, однако частично выполняет работу самостоятельно.
Низкий уровень
Ребенок не чувствует характера, ритма, темпа мелодии, двигается одинаково при сменах музыки, не чувствует динамики, отсутствует выразительность движений.
3 год обучения
Высокий уровень
Ребенок самостоятельно по инструкции учителя выполняет упражнения на координацию движений, выполняет перекрестные движения, движения разными частями тела одновременно.
Средний уровень
Ребенок владеет пространственными понятиями, но ошибается в соотношении себя в пространстве, требуется дозированная помощь учителя.
Низкий уровень
Ребенок с трудом чувствует характер, ритм, темп мелодии, меняет движения при сменах музыки с помощью педагога, не чувствует динамики, слабо передает выразительность движений.
4 год обучения
Высокий уровень
Ребенок чувствует характер и темп мелодии, самостоятельно может перестраиваться при смене темпа музыки, чувствует и передает динамику и ритм музыки, выполняет движения ярко и выразительно. Упражнения на координацию выполняет самостоятельно. Движения на импровизацию не вызывают затруднений.
Средний уровень
Ребенок допускает ошибки, не исправляет их с помощью учителя, затем может работать самостоятельно, но чаще по инструкции педагога, либо повторяет движения за педагогом, а затем самостоятельно воспроизводи их.
Низкий уровень
Ребенок не чувствует характера, ритма, темпа мелодии, выполнят движения только с помощью педагога. Не может запомнить последовательность выполнения движений. Упражнения на координацию вызывают затруднения.
Основной показательный результат уроков ритмики наглядно демонстрируется школьниками на смотрах самодеятельности, отчетных концертах, мероприятиях.
Содержание программы «В ритме танца»
Программа содержит следующие разделы:
Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Танцевальная азбука.
Танец.
Беседы по хореографическому искусству.
Творческая деятельность
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты»
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально – слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука»
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно – характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец»
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
ритмические упражнения,
разучивание танцевальных композиций.
В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
партерная гимнастика;
тренаж на середине зала;
танцевальные движения;
композиции различной координационной сложности.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течение всего курса обучения. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другими видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Раздел «Творческая деятельность»
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я – учитель танцев», «Я – художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация – сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по теме.
Программа по курсам.
1 класс.
2 часа в неделю, 64 часа.
Задача: научить слушать музыку, понимать команды, разнообразить набор обычных движений, развивать координацию, чувства ритма, память, внимание, заинтересовать. Обще развивающие упражнения. Танцы.
2 класс.
2 часа в неделю, 68 часов.
Задача: научить слушать музыку, понимать команды, разнообразить набор обычных движений, развивать координацию, чувства ритма, память, внимание, заинтересовать. Обще развивающие упражнения. Танцы.
3 класс.
2 часа в неделю, 68 часов.
Задача: ещё более развивать чувство ритма, музыкальность, пластику, координацию. Развитие памяти, разнообразить набор привычных движений. По ходу урока решаются задачи поведения в паре. Обще развивающие движения. Танцы.
4 класс.
2 часа в неделю, 68 часов.
Задача: осваиваются танцы более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность. Методично исполняется движение у станка. Обще развивающие упражнения. Танцы.
2 класс
1 четверть 18ч
№
Программный материал
Кол-во часов
Сроки
Повторение
Наглядность
Формы контроля
1
Организационный урок. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Основные шаги.
4
Ходьба по периметру зала
Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни.
Педагогическое наблюдение
2
Ходьба на носочках «кошечка», высокое поднимание бедра «цапля», бег по кругу по ориентирам.
Танец. Вальс «Анастасия»
4
Построение в одну колонну
Видеозапись с поведением животных, фонограммы песен, музыкальные инструменты.
Педагогическое наблюдение
3
Движения вальса, варианты движения с поворотами вправо-влево, вперед-назад.
4
Построение в шеренгу, ходьба в колонну по одному.
Игрушки, фонограммы песен, музыкальные инструменты.
Педагогическое наблюдение
4
Выполнение ритмических движений в различном темпе, разучивание танцевально-ритмической разминки «Тик-так»
Разучивание танца «Сэра».
6
Ходьба по кругу с носочка, с пяточки.
Мячи, обручи, фонограммы песен, музыкальные инструменты.
Педагогическое наблюдение
Итоговое занятие
2 четверть 14ч
№
Программный материал
Кол-во часов
Сроки
Повторение
Наглядность
Формы контроля
1
Разучивание элементов испанского танца.
Постановка «Сэра»
Музыкально-подвижная игра.
4
Построение в колонну по одному.
Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни.
Педагогическое наблюдение
2
Танцевально-ритмическая разминка. Аэробика. Музыкально-подвижная игра «Колобок».
4
Перестроение в движении
Гимнастич. ленты, фонограммы песен, музыкальные инструменты.
Педагогическое наблюдение
3
Ритмико-гимнастические упражнения на развитие пластики, танцевально-ритмическая разминка.
Танец «Банана-мама»
6
Строевые приемы.
Игрушки, фонограммы песен, музыкальные инструменты.
Педагогическое наблюдение
Итоговое занятие
3 четверть 20ч
№
Программный материал
Кол-во часов
Сроки
Повторение
Наглядность
Формы контроля
1
Танцевальные импровизации.
Музыкально-подвижная игра «Спецназ».
6
Ходьба с четкими поворотами, смена направлений движения.
Музыкальн. инструменты, фонограммы, популярные детские песни.
Педагогическое наблюдение
2
Танцевальные шаги. Цыганские танцы.
4
Строевые приемы, повороты туловища.
Фонограммы песен, музыкальные инструменты
Педагогическое наблюдение
3
Упражнения на развитие гибкости, танцевально-ритмическая разминка «Короли».
4
Комбинации движений, закрепление пройденного.
Фонограммы песен, музыкальные инструменты
Педагогическое наблюдение
4
Приставной шаг. Мой танец под любимую песню (творческие работы детей)
6
Движения по залу со сменой направления.
Фонограммы песен, музыкальные инструменты
Педагогическое наблюдение
Итоговое занятие
4 четверть 16ч
№
Программный материал
Кол-во часов
Сроки
Повторение
Наглядность
Формы контроля
1
Танцевальные импровизации.
Пластика тела (гимнастические этюды с предметами).
4
Ходьба, бег с четкими поворотами, смена направлений движения.
Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни.
Педагогическое наблюдение
2
Упражнения на ориентировку в пространстве, танцевально-ритмическая разминка. Полонез.
4
Повороты туловища
Фонограммы песен, музыкальные инструменты.
Педагогическое наблюдение
3
Разучивание танцевально-ритмической композиции «В гостях у сказки»
Музыкально-подвижная игра
4
Танцевально-ритмическая разминка
Фонограммы песен, музыкальные инструменты.
Педагогическое наблюдение
4
Упражнения на развитие координации движений, танцевально-ритмическая разминка «В гостях у сказки»
2
Ходьба по залу с движением врассыпную
Фонограммы песен, музыкальные инструменты.
Педагогическое наблюдение
5
Сюжетный урок «Вместе весело шагать».
2
Концерт
Заголовок 215