Самоанализ интегрированного урока по ритмике, лечебной физической культуре, музыке в 4-м классе. Тема: «В ритме танца»
Проект самоанализа урока по ритмике в 4 классе
В классе 12 учащихся: 8 девочек и 4 мальчика. Все дети имеют диагноз «Легкая умственная отсталость».
Состав класса по классификации олигофрении по М.С. Певзнер:
Девять обучающихся имеют неосложненную форму олигофрении.
У двоих обучающихся - олигофрения, которая осложнена нарушением нейродинамики по возбужденному типу.
У одной обучающейся - олигофрения, которая осложнена нарушением нейродинамики по тормозному типу.
Все дети соматически здоровы. Физическое развитие соответствует возрасту у всех учащихся, кроме Ковалевой Анжелики.
Учащиеся класса условно разделены на группы по уровню знаний:
- Курека Анастасия, Павлюченко Денис, Ракитов Дмитрий, Кондрук Лиза, Павловская Виктория, Рытчик Алена - І группа, учатся на среднем уровне;
- Ветлина Валентина, Ветлина Татьяна, Губарев Никита, Касьянов Никита, Юрочкина Ирина, Ковалева Анжелика - II группа, учатся на начальном уровне.
Мотивация у учащихся класса сформирована. Отношения между детьми в целом доброжелательные. Постоянных малых групп нет.
Тема урока: «В ритме танца»
Цель урока: повторить и закрепитьэлементы танца «Дважды два - четыре» и упражнения ритмико – гимнастического комплекса.
Задачи урока:
Совершенствовать:
- качество выполнения танцевальных упражнений: шаг с подскоком, сочетание шагов с высоким подниманием колен и тройным притопом, приставной шаг в сочетании с притопом;
- качество выполнения лечебно – физических и хореографических упражнений;
- умение играть на детских музыкальных инструментах в оркестре;
- отработку выполнения ритмического рисунка мелодии песни «Дважды два - четыре» различными способами.
Корригировать:
- координацию движений в сочетании с ритмизованной речью, речевую моторику;
- зрительное и слуховое восприятие;
-переключаемость;
-двигательную память;
мелкую моторику пальцев рук.
Развивать:
- чувство ритма;
- творческое воображение и умение художественно взаимодействовать.
Воспитывать:
-положительные качества личности;
- правильную осанку, красивую походку, грацию движений;
- умение действовать сообща, согласовывая свои действия с действиями других.
Работа учителя начинается с изучения психомоторики детей и определения групп учащихся для организации дифференцированного обучения. С целью повышения результативности занятия учитель реализовала на уроке приемы и условия, вытекающие из тщательного изучения нарушенных и сохранных сторон психомоторики учащихся. К таким условиям относятся: введение учителем в урок упражнений на статическую и динамическую координацию,координацию движений с речью, внимание, ориентировку в пространстве, ритмическое чувство, темп, восприятие музыки, слуховое внимание, тонкую моторику пальцев рук с одновременным развитием артикуляционной моторики.
Все виды музыкально – ритмической деятельности, которые присутствовали на уроке, учитель строила на максимальном использовании сохранных анализаторов умственно отсталых детей с учетом таких специфических особенностей психомоторики, как:
- недостаточная дифференцированность и координированность движений;
- неустойчивость темпа движений;
- недостаточная переключаемость;
- неумение подчинить свои движения словесной инструкции.
Логопедизацию урока учитель проводила на основе межпредметной связи уроков пения, ритмики, развития речи, физической культуры.
Вследствие соблюдения этих условий движения детей свободны, естественны, они как бы естественно вытекают из слышимой музыки. В связи с этим создавалась возможность выполнения ритмических упражнений всеми детьми независимо от их интеллектуального, физического и моторного развития. Основу урока составляет синтез слов, музыки и движения, сочетающихся с ритмической речью, пением, игрой на детских музыкальных инструментах.
Особенностью проведения урока являлся преимущественный показ упражнений учителем, что позволяло увеличить двигательную активность учащихся. Большая часть ритмических упражнений имела определенное, связанное с музыкой и понятное детям содержание, носила игровой, сюжетный, эмоциональный характер. Учитывая особенности умственно отсталых учащихся, им предлагались простые движения, доступные и удобные в выполнении.
Для развития ритмического чувства учитель использовала прием сочетания телодвижений с игрой на простейших ударно- шумовых инструментах, который успешно реализовался при отработке танцевальных элементов. К упражнениям с детскими музыкальными инструментами была добавлена организация оркестра, состоящая из системы Карла Орфа (ксилофоны, металлофоны, маракасы, румбы, бубны).
Занятие проходило в прекрасно оборудованном и умело оформленном кабинете ритмики. Материально – техническая оснащенность урока соответствует современным требованиям.
Учитель разрабатывала содержание урока и проводила его совместно с учителем музыки. В результате повысилась плотность урока и качественно проводилась индивидуальная и дифференцированная работа.
Урок был построен по волнообразной физиологической кривой: материал, требующий движений сильных, в быстром темпе, чередовался с образами спокойными, легкими.
Проведенные срезы психомоторного развития в начале и в конце учебного года позволяют говорить о высокой результативности занятий по ритмике: поддаются коррекции внимание, темп, ритм, пространственная организацияи координация движений, возобновляются функции пораженной системы. Дети избавляются от угловатости, исправляют осанку, у них развивается общая адаптация организма к физическим нагрузкам, двигательная память, наблюдательность, воображение. Таким образом, учителю удалось через музыку и танец добиться максимального развития детей. Программный материал изучается с опережением.
Мониторинг уровня знаний и умений по ритмике в начале года составлял 47%, на конец года - 56%.