Выступление на городском семинаре Итоги первого выпуска по ФГОС


ФГОС начального общего образования введен в действие с 1 января 2010 года и стал обязательным для всех школ России с 1 сентября 2011 года. Положительно то, что в стандарте четко определен социальный заказ школе, определены требования и к результатам, и к образовательной программе, и к условиям её реализации.
Идеи, заложенные в стандарте, отвечают всем требованиям государственной политики в области образования. Они очень актуальны и своевременны.
Наша школа использует в образовательном процессе УМК «Перспективная начальная школа», который полностью соответствует требованиям стандарта. УМК «Перспективная начальная школа» была создана на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина — В Давыдова, которые легли в основу Стандарта.
Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка, его эмоционально–ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. В методическом аппарате учебников заложены виды деятельности, необходимые для развития ребенка как субъекта учебной деятельности. Поэтому стандарты не стали чем-то новым, что нас пугает. Мы приняли это как ситуацию развития и совершенствования.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Возьмем, к примеру, реализацию вариативности. Использование в работе на протяжении многих лет различных УМК уже реализует это право. Или же введение дополнительных часов внеурочной деятельности: наша школа всегда выполняла функции социокультурного комплекса вследствие ее месторасположения.
Стандарт только расставил позиции, что мы делали правильно, а что могли бы подкорректировать. Идея введения дополнительных часов внеурочной деятельности перспективна, но лишь при наличии дополнительных помещений. Расположенные рядом Городской музей, музыкальная школа, Дом детского творчества, городская библиотека лишь частично могут удовлетворить наши запросы. Острая потребность в помещениях возникает и при обеспечении лабораторным оборудованием, которое является неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода в образовании. Этот подход помогает ребенку быть исследователем на уроке, а во внеурочное время проявлять свои личностные качества и способности.
Роль учителя в ФГОС нового поколения значительно возросла. Увеличилась нагрузка и мера ответственности учителя. Педагогу порой одновременно необходимо отвести 2 группы учащихся на разные кружки. «В старые добрые времена», в каждом классе начальной школы был не только учитель, но и воспитатель, который, говоря языком новых стандартов, способствовал формированию у учащихся личностных результатов освоения ООП. Если бы такие специалисты вернулись в современную школу, пользу ощутили бы и родители, и учащиеся, и педагоги.
По статистике средний возраст учителей начального звена нашей школы 44 года. В основном это учителя, которые проработали в школе более 20 лет. При обучении пед.училище или в институте нас учили использовать в работе объектно- субъектные отношения ( репродуктивный метод передачи знаний). Сейчас же подход к обучению другой на первое место выходят субъектно - субъектные отношения. Ученик ставится на одну ступень с учителем. Проработав много лет, очень сложно перестроиться. А новой школе нужен новый учитель - носитель смыслов и ценностей. Но этого невозможно достичь 72-х часовыми курсами повышения квалификации. Необходимо перестроить себя, стиль своей работы. Ребенок должен научиться самостоятельно добывать знания, мы должны лишь направлять его на этом сложном пути.
Одним из неоспоримых достоинств Стандарта является внимание к работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и учащимися с проявлением признаков одаренности. Но, недостаточно проработан, на наш взгляд, вопрос о мотивации учащихся и о наличии принципиально разных категорий учащихся. Учащихся можно условно разделить три категории: примерно 10-15% отстающих, 75-80% - основная масса учащихся, и примерно 10% - талантливые учащиеся. С этими категориями необходимо работать совершенно по-разному. С отстающими требуется особая работа, так как обычно у них отсутствует мотивация к учёбе, и именно они являются источником социально опасных элементов. А обучение по программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» начинается только с 4-го класса с периодичностью раз в неделю.
Другим приоритетом Стандарта является здоровьесберегающая деятельность. Здоровье человека формируется в школьный период, поэтому важно, чтобы образовательная программа была адекватна возрасту обучающихся и вызывала заинтересованное отношение к учебе. Кроме того, среди условий реализации ФГОС - организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. В нашей школе начальная школа, особенно I смена, не умещается в расписание работы спорт.зала. Уроки проходят в коридорах 1 и 2 этажа. Конечно, детям от этого здоровья не прибавляется, а у учителей убавляются нервные клетки. Ведь во время урока физкультуры в одном классе в трех других, находящихся на этаже проходят математика, русский язык, чтение…Но, такова реальность и не от нас она зависит. Много трудностей с горячим питанием и медицинским обслуживанием. Один медработник на 2 школы! Тут уж не идет речь о помощи учителям в диагностике и отслеживании заболеваний ( вспомните, как мы меряли давление, пульс, взвешивали и выводили «среднее по больнице»), было бы кому первую помощь оказать!
Огромный плюс новых стандартов заключается в том, что большое внимание уделяется формированию так называемых метапредметных результатов, которые обеспечивают овладение учащимися ключевыми компетенциями и как следствие составляют основу умения учиться. Но формирование метапредметных компетенций - процесс длительный. Он не заканчивается в начальной школе, а только начинается . Без сотрудничества учителей-предметников с другими учителями в параллели сформировать метапредметность будет невозможно. На наш взгляд метапредметность следует выстраивать как систему по горизонтали ( все предметы в параллели) и по вертикали (все ступени обучения). Вхождение учителей предметников в информационное поле ФГОС следует начать уже сегодня, используя систему курсов, вебинаров, практических конференций.
Для отслеживания формирования метапредметных результатов необходима помощь грамотного психолога, который бы работал с детьми, используя свои методики, тесты, обрабатывал бы их результаты и был помощником для учителя. К сожалению этого не произошло и мы были вынуждены работать самостоятельно, что создает дополнительные проблемы в работе учителя.
Сейчас мы работаем в режиме активного анализа результатов, увеличиваем научно-методическую базу. Единственное, что нас смущает, это возможная поспешность во внедрении стандартов второго поколения во все школы. Очень важно, чтобы реализация стандарта не превратилась в очередную «бумажно-отчетную кампанию», чтобы государство не оставило школу один на один с организационными и финансовыми проблемами введения ФГОС.