РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» В 1 КЛАССЕ ( 8 ВИД, 1 ВАРИАНТ).
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга.
«Согласовано» Принято
Руководитель МО_________Екимова О.Б. на педагогическом совете
Протокол Протокол №____от «___»____________2013г. №____от»___»______2013г.
«Утверждаю»
Директор_____________Сорокина Е.В.
«___» _____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКА»
В 1 КЛАССЕ
( 8 ВИД, 1 ВАРИАНТ).
Составитель: Терещенко О.П.
2013-2014 уч.годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Музыка и пение» для 1 класса разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. Авторы: А.А.Айдарбекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др. Москва, Просвещение, 2013г.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ № 439 на 2013-2014 учебный год рассчитана на 33 часа ( исходя из 33 учебных недель в году).
Характеристика учащихся.
При разработке программы учитывался контингент школы ( 8 вид, 1 вариант). Для учащихся данного вида характерны различные формы неадекватного поведения с нарушениями эмоционально-волевой сферы; отклонения в интеллектуальном развитии: речь, память, мышление, воображение, а также ограничение движений крупной и мелкой моторики. Таким детям свойственны нарушения слухозрительного, слухомоторного развития. У учащихся имеются трудности с воспроизведением звуков, они имеют слабо выраженную подражательную реакцию.
Цель обучения:
-Овладение детьми музыкальной культуры, развитие музыкальности учащихся ( умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности): умение слушать музыку, слухоречевое координирование, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Конкретные задачи:
-Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
-Формировать музыкально-эстетический словарь;
-Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
-Совершенствовать певческие навыки;
-Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
-Помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
-Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
-Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
-Активизировать творческие способности.
Коррекционные задачи:
-Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
-Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределения содержания программы по годам обучения.
Формы организации учебного процесса:
1.Формы обучения: Урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; комбинированный урок; урок-беседа; повторительно-обобщающий урок; урок-игра, урок-практикум; урок-концерт.2.Методы и приемы обучения:
-метод коррекционного воздействия (убеждение, внушение);
-метод художественного, нравственно-эстетического познания;
-метод эмоциональной драматургии;
-словесный (описание, рассказ, объяснение, беседа);
-наглядно-иллюстративный;
-игровой;
-показ способов действия;
-метод сравнения;
-метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций;
-метод обобщения.
3.Виды деятельности учащихся на уроке:
-хоровое и ансамблевое пение;
-пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
-игра на музыкальных инструментах;
-инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
-освоение элементов музыкальной грамоты;
-размышление о музыке;
-импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая);
-рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений.
-пальчиковая гимнастика под музыку;
-релаксационные упражнения под музыку;
4.Формы текущего контроля знаний в 1 классе:
-хоровое и индивидуальное исполнение выученных песен, попевок, потешек;
-исполнение в оркестре на музыкальных инструментах музыкальных произведений по темам уроков;
-проверка музыкально-практических умений и навыков.
5.Формы промежуточной и итоговой аттестации в классе:
-заключительный урок-концерт.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1-го класса.
Учащиеся должны знать, понимать:
-характер и содержание музыкальных произведений;
-музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).
Учащиеся должны уметь:
-петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
-выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
-одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
-правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
-правильно передавать мелодию в диапазоне ре1-си1 октавы;
-различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни;
-различать песню, танец, марш;
-передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/пНаименование разделов и тем.
1 класс
Количество часов
Всего
33 часа
Лабораторные, практические занятия, экскурсии и др.
Контроль
1 четверть 9 часов 1. Слушание 4 текущий
2. Пение 5 -//-
3. Музыкальная грамота На каждом уроке 5-10 мин. -//-
2 четверть 7 часов 1. Слушание 3 -//-
2. Пение 4 -//-
3. Игра в оркестре На каждом уроке 5-10 минут -//-
3 четверть 9 часов 1. Слушание 5 -//-
2. Пение 4 -//-
3. Музыкально-ритмические движения На каждом уроке 5-10 мин. -//-
4 четверть 8 1. Слушание 4 -//-
2. Пение 4 Урок-концерт
3. Игра в оркестре На каждом уроке 5-10 мин. -//-
4. Музыкально-ритмические движения На каждом уроке 5-10 мин. -//-
5. Музыкальная грамота На каждом уроке 5-10 мин. -//-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
(всего 33 часа за год, 1 час в неделю):
Слушание: И.-С.Бах «Прелюдия до мажор» из «Хорошо темперированного клавира, ч.1; К.Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок»; Е.Крылатов, сл.Ю.Энтина «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето»; Д.Б.Кабалевский «Клоуны»; М.П.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; И.-С.Бах «Шутка» из 2-й оркестровой сюиты; А.Вивальди «Аллегро» из концерта для скрипки с оркестром ля минор; М.И.Глинка «Полька»; П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»; Б.Савельев, сл.А.Хайта «Неприятность эту мы переживем» их м/ф «Лето кота Леопольда»; Б.Савельев, сл.А.Хайта «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда»; Б.Савельев, сл.А.Хайта «На крутом бережку» из м/ф «Леопольд и золотая рыбка»; В.Шаинский, сл.З.Александровой «Бескозырка белая»; В.Шаинский, сл.Л.Яхнина «Белые кораблики».
Пение :А.Филипенко, Т.Волгина «Урожай собирай»; Русская народная песня «Во поле береза стояла»; Белорусская народная песня «Савка и Гришка»; Украинская народная песня «Веселые гуси»; М.Старокадомский, Л.Некрасова «Что за дерево такое?»; А.Филипенко, М.Познанская «Елочка»; А.Александров, М.Ивенсен «К нам гости пришли»; Л.Маковская, Л.Черницкая «Частушки-топотушки»; Ю.Чичков, Я.Серпин «Ракеты»; Г.Гладков, Ю.Энтин «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты»; В.Шаинский, М.Пляцковский «Все мы делим пополам»; А.Филипенко, Т.Волгина «По малину в сад пойдем»; Е.тиличеева, сл.Ю.Ермолаева, В.Коркина; В.Шаинский, Н.Носов «Песенка про кузнечика» из м/ф Приключения Незнайки».Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы.
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. «Музыка и пение». Подготовительный класс. 1-4 классы. Авторы: А.А.Айдарбекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др. Москва, Просвещение, 2013г.
2.Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. Автор: О.П.Власенко, Волгоград, «Учитель», 2012г.
3.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. Под ред. И.М.Бгажноковой, Москва, Владос, 2012г.
4.Е.Забурдяева, Н.Перунова «Посвящение К.Орфу». Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Вып.1 «Движение и речь», СПб, Невская нота, 2008г.
5.Н.И.Монакова «Путешествие с гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. СПб, Речь, 2008г.
6.»Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками» под ред. Л.Б.Баряевой, И.Б.Вечкановой, СПб, Каро, 2009г.
7.Психотехнические игры и упражнения (техники игровой психокоррекции). Авторы: В.В.Петрусинский, Е.Г.Розанова. Москва, Владос, 2010г.
8.Развитие и воспитание в играх. Авторы: В.В.Петрусинский, Е.Г.Розанова. Москва, Владос, 2010г.
9.Нотные сборники попевок, потешек, фольклора, детских песен, классической детской музыки; сборники: «Ритмическая гимнастика под музыку», «Подвижные игры под музыку», «Утренняя гимнастика под музыку».
10.Детские книги со стихами и рассказами по темам уроков.
Материально-техническое, информационное, методическое оснащение образовательного процесса.
Видеоматериалы:
-«Виртуальное путешествие в оркестр»
-«Симфонический оркестр»
-«Времена года»
-«Народные инструменты»
-Мультфильмы
Демонстрационный материал:
-Портреты композиторов
-«Симфонический оркестр»-группы инструментов
-«Эмоции»
-«Где живут ноты»
-«Музыкальный словарик»
Индивидуальный раздаточный материал:
-карточки «Ритмические фигуры»
-музыкальное лото
-куклы, игрушки
Техническое оснащение:
-Музыкальные, ударные, шумовые инструменты, электронное фортепиано, синтезатор «Cassio», музыкальный центр.
-Компакт-диски, СД и аудиозаписи: «Голоса природы», «Театральные шумы», «Мастерская релаксации», «Танцевальные переменки», «Пальчиковая гимнастика под музыку», «Музыка народов мира», записи русской классической и зарубежной музыки.