Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры.
Развитие двигательных качеств на уроках
физической культуры.
Актуальность выбранной темы. Цель и задачи.
В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и др.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.
Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? На сколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются тренировке? С помощью каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить, измерить? Каковы основные положения, средства и методы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.
Цель данной работы: Поиск, применение и диагностика для обеспечения успешного усвоения учащимися нашей школы двигательных навыков.
Обучение детей навыкам самоконтроля и самосовершенствования.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы.
Определение факторов и мотивов, влияющих на успешное развитие двигательных качеств.
Подбор, изучение и корректировке тестов для определения степени развития двигательных качеств у школьников. Создание системы оценки качества используемых технологий в образовательном процессе.
Разработка методики диагностики исследовательской работы по данной теме с целью анализа исследовательской работы.
Достижение учащимися методологической компетентности в данной области знаний как основа самореализации личности и развития её творчества.
Для достижения поставленной цели и задач были выбраны следующие пути:
Подбор комплекса упражнений, который учащиеся могут выполнить на каждом уроке: на силу рук – подтягивание, отжимание; на быстроту и силу ног – прыжки на скакалке; на гибкость - глубокие приседания на всей ступне; на гибкость, выносливость и силу мышц спины – поднимание туловища. При этом, следует отметить, что в зависимости от темы урока, его плотности, от пола и возраста, от индивидуальных особенностей каждого ребёнка могу варьироваться заданные упражнения и их дозировка.
В 3-ей четверти учебного года вместо лыжной подготовки в нашей школе проходят уроки общефизической подготовки. На этих уроках мы решаем следующие задачи:
А) Дать учащимся понятие о двигательных качествах и средствах развития двигательных способностей.
Б) Определение степени развития двигательных качеств каждого ребёнка с помощью тестов. Но в данном вопросе не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. При оценке каждого теста в первую очередь рассматривается динамика роста ребёнка.
В) Обучение ребёнка самому оценивать свои способности и умению контролировать себя, умению пользоваться приёмами саморазвития.
3.Подготовить ребят выпускных классов к сдаче итогового зачёта по программе «Испытай себя», а так же к итоговой аттестации по выбору предмета «Физическая культура».
Проведение праздника «День рекордов», посвященный Дню защитника Отечества, как итог обученности и тренированности.
Проведение тестирования и корректировка результатов в соответствии с условиями данной школы.
Проводя уроки по общефизической подготовке: обучение, закрепление, тренировка и совершенствование двигательных навыков, мы столкнулись со следующей проблемой: учителям и ученикам желательно знать уровень своей тренированности и физического развития двигательного качества. В соответствии с комплексной программой Российской Федерации и планировании уроков общефизической подготовки, мы занимаемся с детьми следующими упражнениями:
Челночный бег.
Прыжки в длину с места.
Прыжки на скакалке за минуту на максимальное количество раз.
Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» - отжимание на максимальное кол-во раз.
Приседание на полную стопу за минуту на максимальное количество раз.
Выпрыгивание из положения «присед» с мячом за минуту на макс-ое кол-во раз.
Поднимание туловища из положения «лёжа» за минуту на максимальное кол-во раз.
Метание малого мяча в цель.
Метание малого мяча с отскоком на дальность.
Подтягивание из положения «виса» на высокой перекладине (для юношей) и низкой перекладине (для девушек) на максимальное количество раз.
Метание набивного мяча из положения «седа» на дальность (для старших классов).
Особый акцент при выполнении того или иного тестового упражнения делается для учеников 9-х и 11-х классов, которые готовятся к зачёту по программе «Испытай себя» и итоговой аттестации по выбору. Следует отметить, что при сдаче экзамена по выбору оценка контрольных тестов немного выше, чем для учеников в процессе обучения. Это объясняется тем, что контрольные упражнения для экзамена взяты в Научно-методическом центре и утверждены методистом района в АППО, менять которые, в зависимости от условий школы, мы не можем. Учеников, которые готовятся сдавать физкультуру, мы заранее предупреждаем и информируем их о том, что их физическое развитие должно быть на том уровне, при котором возможно успешно сдать итоговую аттестацию по предмету.
Примеры различия контрольных нормативов.
1.Прыжки в длину с места.
Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 180 см; 200 см; 220 см.
Аттестационный норматив: 190 см; 210 см; 225 см.
Контрольный норматив для девушек 9-х классов: 150 см; 165 см; 180 см.
Аттестационный норматив: 175 см; 190 см; 205 см.
Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 220 см; 235 см; 245 см.
Аттестационный норматив: 225 см; 240 см; 250 см
Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 175 см; 185 см; 200 см.
Аттестационный норматив: 180 см; 195 см; 210 см.
2.Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» - отжимание на максимальное количество раз.
Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 28 раз; 34 раза; 39 раз.
Аттестационный норматив: 30 раз; 35 раз; 40 раз.
Контрольный норматив для девушек 9-х классов: 19раз; 24раз; 28 раз.
Аттестационный норматив: 20раз; 25раз; 30 раз.
Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 29 раз; 39 раз; 49 раз.
Аттестационный норматив: 30 раз; 40 раз; 50 раз.
Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 20раза; 26раз; 31раза.
Аттестационный норматив: 22раза; 27раз; 32раза
Отсюда следует, что пройти успешно итоговую аттестацию могут ученики, регулярно посещающие уроки физкультуры, работающие в полную силу и осознанно выполняющие задания учителя, а так же, желательно, занимающиеся или тренирующиеся дополнительно.
Исходя из менталитета нашей школы, мы учитывали следующие особенности:
У нас общеразвивающая школа, где, в основном, занимаются ученики нашего микрорайона.
Материальное положение семей нашего округа не превышает среднего, а в некоторых случаях минимального, прожиточного минимума.
В школе имеются дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях.
Следовательно, определённый процент контингента нашей школы имеет низкое физическое развитие вследствие:
Не рационального питания.
Не соблюдение режима дня школьника.
Нехватка активного двигательного недельного режима, который поддерживает здоровье человека на нормальном физическом уровне.
Не секрет, что сейчас идёт ослабление здоровья ребёнка. Очень много детей имеют заболевания зрения, опорно-двигательного аппарата, вегето-сосудистой системы. Увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Такие ученики требуют особого внимания и контроля со стороны учителей, родителей, врачей.
Учитывая все вышеперечисленные причины и следствия мя самостоятельно, руководствуясь программой, составили таблицы контрольных нормативов с 4-го по 11-ый классы для мальчиков и юношей, для девочек и девушек. Принцип составления был следующим: во всех классах параллели проводили тестирование какого-либо упражнения и из всех полученных результатов выводили: 20-25 % - «отлично»; 60 % - «хорошо»;
15-20 % - «удовлетворительно»; 5-0 % - «неудовлетворительно». Корректировку тестов мы осуществляем примерно 1раз в 2-3 года, в зависимости от возможностей школьников.
Таблицы нужны для самостоятельной оценки детей их уровня физического развития. Они выполнены в виде плакатов и выставляются на обозрение школьников в начале занятии по данной теме. Основным критерием оценки физического развития любого ученика является егодинамика роста. Для контроля динамики развития каждый учитель физического воспитания имеет индивидуальный журнал, где отражены все успехи и неудачи каждого обучаемого им школьника.