Методическая разработка по физической культуре Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством подвижных игр


Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством подвижных игр
В эпоху компьютеризации остро встает вопрос о двигательной культуре младшего школьника. Согласно возрастным особенностям школьника 7-10 лет, именно в этот период закладываются важнейшие универсальные учебные действия, которые оказывают влияние на дальнейшую жизнь школьника.
Универсальные учебные действия (далее УУД) – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия имеют ряд особенностей:
УУД носят метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, теоретической основой которого является системно-деятельностный подход, предполагает, что базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий. УУД выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности. Одним из важнейших средств формирования УУД у младших школьников на уроках физической культуры являются подвижные игры.
Игра – это искусственно создаваемая жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.
В младшем школьном возрасте игра имеет большую значимость. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения.
Для учеников начальной ступени образования, подвижные игры на уроках физической культуры позволяют активизировать познавательный интерес, развивать коммуникативные умения, творческие способности и стимулировать умственную деятельность.
Подвижные игры в младшем возрасте формируют важнейшие универсально-учебные действия младшего школьника, такие как:
Познавательные Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Осмысление правил игры;
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации;
Сравнивание предметов, объектов.
Группировка предметов, объектов на основе существенных признаков
Планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Освоение роли ученика; формирование мотивации к учению, занятию спортом
Воспитание  уважительного отношения к физическому, духовному и нравственному здоровью как своему, так и других людей
Как мы видим из таблицы, в младшем школьном возрасте закладываются основные УУД, успешное освоение которых дает неоспоримое преимущество на следующей ступени образования, и в дальнейшей жизни школьника.
Примеры подвижных игр для учащихся начального общего образования с описанием планируемых результатов, в соответствие с ФГОС НОО
Название игры Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УДД познавательные, коммуникативные, регулятивные Личностные
Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты» Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности
Р.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
К.: Умение объяснять свой выбор и игру.Формирование умения взаимодействовать в группах  (под руководством учителя) в процессе решения проблемной ситуации в игре.
П.:Осмысление правил игры.
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации.
Анализ игровой ситуации  в игре
Формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.
Составление упражнений для утренней гимнастики. Понимание утренней гимнастики как средства организации здорового образа жизни;
Умение разрабатывать содержание комплекса утренней гимнастики;
Применять полученные знания и умения в проектной деятельности
П.Формирование навыков проектной деятельности
Р.:. планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
К.: Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений;
Способность активно включаться в совместные проекты, принимать участие в их реализации.
Игры: «Пустое место», «Белые медведи».
Называть игры формулировать их правила; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий
Р: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности  конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха.
К.: Умение объяснять свой выбор и игру. Формирование умения взаимодействовать в группах  (под руководством учителя) в процессе решения проблемной ситуации в игре.
Умение организовать и провести игру.
П:Осмысление правил игры.
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации.
Анализ игровой ситуации
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Подвижные игры с элементами баскетбола «Метко в цель».
«Подвижная цель»
«Гонка мячей по кругу»
«Снайперы» Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности
Р.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
К: Умение организовывать деятельность в паре, выбирать и использовать средства достижения цели
Формирование умения взаимодействовать в группах  (под руководством учителя) в процессе решения проблемной ситуации в игре.
П.: Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.