Урок по теме Труд и трудовые отношения

Тема: ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ,
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: 1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества.
2. Формирование у учащихся 9кл. понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права.
3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних.
Задачи:

· формирование представления у обучающихся  о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.
Знакомство учащихся с правовыми нормами в области трудовых отношений.
Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей
содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе,
способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина,
Оборудование: раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.
Ход урока
Введение учеников в тему урока
Здравствуйте ребята, сегодня наш урок мы начнём с ребуса. Перед вами столь необходимые и привычные школьные принадлежности:
Тетрадь + Ручка + Указка + Доска
Первые буквы этих слов образуют слово, которое показывает:
существенное отличие человека от животных
является причиной его развития
помогает ему достичь материального благополучия
Назовите это слово и вспомните поговорки и пословицы, в которых человек выражает своё уважительное отношение к труду:       
Терпение и труд все перетрут.
      Двое пашут, а семеро руками машут.
      Не умеешь шить, так не пори.
      У плохого мастера такова и пила.
      Кто ленив с сохой, у того год плохой.      Делай свое дело за семерых, а слушайся одного.      У него дело из рук валится.            По работе и мастера знать.
      У работящего в руках дело огнем горит.
      Рядись  не стыдись, а работай  не ленись.
      В этих пословицах слышится осуждение лени, поощряется умение работать

2. Объявление учащимся темы урока: Итак, целями проведения урока являются:
расширение ваших правовых знаний в области трудовых отношений;
ознакомление с выдержками из законов РФ, регулирующих отношения в области труда;
разъяснение понятий: труд и трудовые отношения.
- Пройдет время, вы выучитесь, получите определенную специальность и вам предстоит процесс трудоустройства. Кто из вас уже определился с выбором профессии?
– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?
         3. изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.

Итак, когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Иначе говоря, он вступает в трудовые отношения. Трудовые правоотношения - отношения, урегулированные трудовым правом и возникающие между работником и работодателем.
Сл.слова – работник и работодатель
Учитель: Когда можно сказать о человеке «он работает»? (учит детей, делает уроки, строит дом, трудится за станком, списывает у соседа, вытирает пыль, поливает цветы, стирает ит.д.)
– а вы сейчас работаете?
– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?
– Чем труд является для каждого из вас?
Трудовые права несовершеннолетних
Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.
Комментированное чтение памятки.
«Несовершеннолетние и законодательство о труде»
Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
Ежегодный          отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной по установленным расценкам.

возраст
Нормы права

Приём на работу (ст.63)
16 лет
Допускается заключение трудового договора.


15 лет
В случае получения основного общего образования или оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения.


14 лет
С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.


До 14 лет
С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с организациями кинематографии, театрах, концертных организациях для создания – исполнения произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Медицинское освидетельствование (ст.69, 265)
До 18 лет
Обязательное предварительное медицинское освидетельствование и ежегодный медицинский осмотр за счёт средств работодателя

Место работы
До 18 лет
°Запрещается работа с вредными – опасными условиями труда, подземные работы, работы наносящие вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, кабаре, клубы, производство – перевозка – продажа спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов),

Испытательный срок (ст.70, раздел IX)
До 18 лет
Испытание при приёме на работу не устанавливается. Возможно заключение ученического договора

Рабочее время (ст.92)
До 16 лет
24 часа в неделю или 12 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время.


От 16 до 18 лет
36 часов в неделю или 18 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время

Продолжительность ежедневной работы – смены (ст.94)
От 14 до 16 лет
2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой


От 16 до 18 лет
3,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой


От 15 до 16 лет
5 часов


От 16 до 18 лет
7 часов

Норма выработки (ст.265)
До 18 лет
Предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учётом Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Работа в ночное время (ст.96, 269)
До 18 лет
К работе в ночное время не допускаются

Сверхурочная работа (ст.99, 269)
До 18 лет
Не допускаются привлечение к сверхурочным работам, командировкам, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме творческих работников и профессиональных спортсменов

Отпуск (ст.122, 125, 126, 176, 177, 267)
До 18 лет
Предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы продолжительностью 31 календарный день и в удобное для них время Не допускается досрочный отзыв из отпуска или замена его на денежную компенсацию. Предоставление дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для сдачи выпускных экзаменов: 9 дней (IXкл.) и 21 день (XIкл.)

Материальная ответственность (ст.242)
До 18 лет
Несут в полном объёме лишь в случаях: умышленного причинения ущерба; ущерба, нанесённого в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; в результате совершённого преступления или административного проступка

Оплата труда (ст.271)
До 18 лет
При повременной оплате – выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы. При сдельной оплате труда – с учётом сдельных расценок.
Работодатель может устанавливать доплаты к заработной плате за счёт собственных средств



Закрепление. Разбор ситуаций.
Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.
Ситуация 2. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?
Ситуация 3. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?
Задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:
«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.
При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.
Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.
На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.
Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.
Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.
Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»
Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.
Вопросы уч-ся:
Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения? (16 лет.)
Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у несовершеннолетнего гражданина? (не более 35 ч.)
Скажите, пожалуйста, можно ли при приеме на работу несовершеннолетнего устанавливать ему испытательный срок? (Нет, нельзя!)
Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день? (Добавляется еще один выходной.)
– Поясните какую роль играет труд в жизни человека?
6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на одну из тем (по выбору школьника)
-«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер),
-«Делу время, потехе – час» (русская пословица)
Ком. выставление отметок.

‘ђ Заголовок 215