Конспект урока по обществознанию Право на труд. Трудовые правоотношения. 9 класс
Обществознание, 9 класс
Тема: Право
Тема урока: «Право на труд. Трудовые правоотношения».
Цель: познакомить учащихся с особенностями трудовых правоотношений, разъяснить некоторые правила поведения в трудовой сфере.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с особенностями труда как одного из основных видов деятельности человека, основными требованиями трудовой этики в современном обществе, правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность несовершеннолетних.
Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического стилей; социальная компетентность и учёт позиций других людей.
Оборудование урока: Конституция РФ на каждом столе, раздаточный материал: текст К.Д. Ушинского, ст. 21 Трудового кодекса РФ., Презентации, учебник Обществознание. 9 кл. Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев Просвещение, 2013
Основные понятия урока: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, дисциплина труда.
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
План изучения нового материала
Право на труд.
Трудовые правоотношения.
Учебная деятельность:
Экскурс в историю (древность, средние века)- труд- как способ выжить; труд – как обязанность)
Обсуждение вопроса:
как характеризуют человека следующие качества:
- потребность и привычка трудиться;
- увлечённость и удовлетворённость трудовым процессом;
- заинтересованность в достижении конечного результата труда?
Уч-ль : Все эти психологические качества, несомненно, характеризуют человека как зрелую личность со сложившимися ценностными ориентирами, стремящуюся реализовать себя в целенаправленной деятельности.
(Слайд 2)
«Ничто так, как труд, не облагораживает человека, - писал Л.Н. Толстой.
-Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство».
М. Горький утверждал: « всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать».
И напротив, отрицательно характеризуют человека стиль жизни, возводящий безделье в нравственную норму. Эта черта называется праздностью.
Работа с текстом К.Д. Ушинского «Значение труда в жизни человека» (Слайд 3)
Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.
Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте; но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.
«В поте лица твоего снеси хлеб твой!» — сказал Господь человеку, оставляя его за вратами рая и открывая перед ним широкую землю: труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы и, наконец, его наслаждения и его счастья. Ушинский К. Д. Избранные произведения. — Вып. 3. Принципиальные вопросы русской педагогики / Под ред. В. Я. Струминского. — М., 1946. — С. 130.
Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль фрагмента? В чем значение труда для жизни человека? 2. Как вы понимаете слова о том, что «труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной»? 3. Что означают слова «смерть овладевает человеком заживо»? В каком случае это происходит? 4. Что дает основание утверждать, что труд личный, свободный и есть жизнь? 5. Нет ли противоречия между словами о том, что труд тяжел и что труд — условие свободы, наслаждения и счастья? Аргументируйте свой ответ.
Ответы на вопросы к тексту.
Труд – это необходимое условие не только для развития человека, но и для сохранения его достоинства.
Труд- это важнейший признак человеческой природы, проявляющийся как в телесной, так и в духовной жизни, в системе человеческих ценностей.
Личный и свободный труд и есть жизнь, без труда смерть овладевает человеком заживо, т. е. жизнь теряет смысл и её наполняет мрачная апатия, или по словам Ушинского, «скотские наслаждения».
(5). Если бы труд был забавой, легкой игрой, он не оказал бы того благотворительного воздействия на личность, какое порождается усилиями. Связанные с сознанием необходимости достичь той или иной цели в жизни.
Работа с Конституцией Российской Федерации ст. 37 (Слайд 4)
1 часть ст. 37. Закрепляет свободный характер труда. Раскрывает один из аспектов этой свободы: право свободно распоряжаться своими способностями к труду.
2 часть ст. 37
– какова её связь с первой частью? ( Запрещение принудительного труда – это развитие (один из аспектов) утверждение о свободном труде).
Принудительным является труд, который выполняется не по доброму выбору. А в качестве обязательного под угрозой какого-либо наказания.
3 часть ст.37
– какие условия должны быть обеспечены для выполнения работы?
- каковы требования к размерам оплаты труда?
-как можно обеспечить защиту гражданина от безработицы?
4 часть ст.37 Трудовые споры – это споры, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных актов о труде, условий трудового договора
5 часть ст.37
- каковы юридические гарантии права на отдых?
Уч-ль: И так, отношения в сфере труда регулируют: (Слайд 5)
Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ (2001), Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативные акты.
Трудовое право (Слайд 6)
Трудовые правоотношения. (Слайд 7)
Трудовые правоотношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником заплату трудовые функции, подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами.
Когда вы сможете поступить на работу?
Работу с документом. Из Трудового кодекса РФ ст. 63 (учебник стр. 148) (Слайд 8)
- самостоятельное чтение документа
Ролевая игра «Прием на работу». Мини-сцены:
Работодатель (предлагает работу в ночное время суток, разгружать фуры со строительными материалами) и ученик школы, 14 лет.
Режиссер, съемочная группа киножурнала «Ералаш» и девочки 14 лет. (без оплаты труда – «за славу», без одобрения родителей)
-Какие были допущены ошибки?
6. Работа с учебником. Стр.149 «Мнение»
Уч-ль: Если вы подходите друг другу, между вами и работодателем заключается трудовой договор, в нем определяются взаимные права и обязанности.
Права и обязанности изложены в Трудовом кодексе РФ ст.21 (раздаточный материал)
(зачитывают по цепочке)
Важным условием нормальной работы является Трудовая дисциплина – это не только своевременная явка на работу, но и добросовестное, творческое отношение к работе.
(Слайд 11) Рабочее время и время отдыха.
(Слайд 12) Обязательства работодателя и работника
Закрепление материала. Просмотр презентации.
IV. Итог урока. Итак, каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы. В трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что его права нарушены, можно обратиться в суд за их защитой.
V. Домашнее задание. 1)Пар.17; вопросы рубрики «Проверим себя»; задание рубрики «В классе и дома».
2) Задание. Вашему товарищу исполнилось 18 лет, но подходящей работы он найти не может. Посоветуйте ему, как поступить в этой ситуации.