Формирование универсальных учебных действий через продуктивную творческую и игровую деятельность
"Формирование универсальных учебных действий через продуктивную творческую и игровую деятельность"
Игра – это возможность
отыскать себя в обществе,
себя в человечестве,
себя во Вселенной
Использование игры в рамках учебно – воспитательного процесса – явление не новое, именно игра- единственная деятельность ребёнка имеющая место во все времена и у всех народов. В игре создаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям. Стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества. Лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры. Так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью.
Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряжённость, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Если оценивать эффективность игры в усвоении учебного материала, то картина вырисовывается такая: при лекционной традиционной подаче материала усваивается 20%-40% информации, то в деловой игре до 90%.
ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:
1) стимулирование мотивации и интереса, например: в общеобразовательном плане, в продолжении изучения темы
2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: расширенного осознания различных возможностей и проблем;
3)развитие навыков, например: критического мышления и анализа, принятия решения, конкретных умений (обобщать информацию, готовить реферат и др.), готовность к специальной работе в будущем.
4) изменение установок:
социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество)
восприятия интересов других участников, социальных ролей.
5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:
- оценка преподавателем
- осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
С помощью игры можно снять психологическое утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий обучающихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях.
Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счёт разветвлённой системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развития мышления.
Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, “активный принцип”, “содержательная функция со многими гранями смысла” (Хейзинга Й.). Она должна строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у обучающихся такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к занятиям в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они рисуют, придумывают конкурсы, пробуют себя в различных ролях.
Игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. Таким образом, игра может рассматриваться как средство формирования элементов воспитания. Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых педагогом, передается обучающимся. При организации игровых занятий нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность обучающихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, “не заиграться”. Ведь важнейшая задача педагога – суметь мобилизовать все силы ребенка на учебу. Это возможно, если к организации педагогического процесса подойти с позиции ребенка и положить в основу учебной деятельности мотивы самовоспитания и самоутверждения. Вовлекая ребенка в учебный процесс с помощью знакомой и интересной для ребенка деятельности – игры, необходимо поддерживать интерес ребенка к предмету, постепенно убеждая в его жизненной необходимости.
Активизирующее воздействие на процесс самовоспитания оказывает самопроверка, которую можно использовать на занятиях для повторения и обобщения пройденного материала.
Можно это сделать в форме: 1. Викторины: " Музыка из любимых мультфильмов", "Детские песни В.Шаинского"," Военные песни", "Музыка в сказках",
2. Концерта: "Алло, мы ищем таланты", 2. "Кафе для мам", 3. " Новогодний хоровод", 4. "Весенняя капель"
3. Конкурса;
4. Игр:
«Кто быстрей?» С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша». Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового.
«Загадочный инструмент» Учащиеся выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка) Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента. деревянная основа имеет струны средних размеров играть с помощью смычка. имеет певучие звучание. Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.
"Цветик-семицветик".
Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха. Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе. «Клоуны» Д.Б.Кабалевский. «Болезнь куклы» П.И.Чайковский. «Шествие гномов» Э.Григ. «Дед Мороз» Р.Шуман и т.д. Ход игры Дети сидят полукругом. Приходит садовник (учитель) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Учитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.
Хотелось бы отметить, что на данных примерах игр у обучающихся формируются универсальные учебные действия:
1. Личностные: самоопределение (что нам слушать и почему)
смысл образования (для чего я учусь)
нравственно-этическая ориентация (что такое хорошо, а что такое плохо);
2. Регулятивные: целеполагание, выявление известного и неизвестного, планирование, прогнозирование, контроль, оценка
3. Познавательные: общеучебные -выбор способов решения (ИГРА ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ КОМПОЗИТОРОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ, смысловое чтение, выделение информации. формулирование цели ( ЧЕРЕЗ ВОПРИЯТИЕ МУЗЫКИ МОЖНО УЗНАТЬ О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА И ПОФАНТАЗИРОВАТЬ СОЧИНИТЬ СКАЗКУ, ПРИДУМАТЬ ГЕРОЕВ; логические - анализ, синтез, сравнение, доказательство;
4. Коммуникативные: планирование и сотрудничество, выявление способов взаимодействия, сбор информации, разрешение конфликтов, умение выражать мысли
Кроме занятий в игровой форме я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом занятии должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Педагогу следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Но, организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И.Гессена, который в начале прошлого века утверждал: “Именно ради воспитания человека к творчеству мы говорим: урок должен оставаться уроком, то есть содержать всегда точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно”. И продолжал: “Преждевременное превращение урока в творчество ведет не к воспитанию творцов, а к воспитанию дилетантов, удовлетворяющихся расплывчатой общностью, приблизительностью исполнения, которая закрывает всякий путь к подлинному творчеству”.
Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
Однако, не следует приучать учащихся к тому, что на каждом занятии их ждут новые игры. Игра - не самоцель, она не должна проводиться только ради развлечения.
Кроме того, создавая игровые моменты на занятиях, необходимо учитывать интересы и возраст учащихся.
В заключение можно сказать, что каким бы ни было по своей форме занятие, главное, чтобы оно было интересным для обучающихся, ставило перед ними конкретные задачи и помогало находить их решение, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
ЛИТЕРАТУРА
Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.М.: Школа-Пресс, 1995.
Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.М.:Знание, 1983.
Настольная книга школьного учителя-музыканта Ю. Б. Алиев. М – 2002.
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - М. Просвещение 1990.
Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе». Издательство «Просвещение», Москва, 1998г. Стр.179-210.
Гогоберидзе А., Деркунская В.А. «Теория и методика музыкального воспитания детей». Издательство «Просвещение», Москва, 2004г.