Разработка урока обобщения и систематизации знаний в 5 классе по обществознанию Труд-основа жизни
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Труд»
5 класс обществознание по программе Л.Н.Боголюбова.
Цель – создать условия для систематизации и закрепления знаний уч-ся о труде и творчестве.
Осн.понятия-труд, признаки труда, характеристики труда, творчество, ближайшее окружение.
Ход урока.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель – Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Вы можете познакомиться с одним из его стихотворений. Оно находится у вас на партах, в Листах заданий урока под №1. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте его восстановим!
Уч-ся самостоятельно читают стихотворение, затем идет обсуждение.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: [«Труд!»]
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг [труда.]
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано [трудом]:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие [трудов]! ….
Какое слово вставили в стихотворение?
Как догадались, что это слово «труд»?
Какие характеристики труда присутствуют в стихотворении?
[ все в нашей жизни создано трудом: уют, достаток, все изобретения; благодаря труду человек развивался и смог стать человеком современного типа; труд создал то, чего никогда не существовало в природе ]4.Но ведь животные, насекомые тоже преобразуют окружающий мир ….. В чем разница между активностью животных и деятельностью человека?
[животные строят дома, создают мед всегда делая это одинаково, не создавая ничего нового, человек же трудится , всегда создавая что то новое;
животные действуют под влиянием инстинктов, т.е. неосознанно, человек же, обладая разумом, трудится осознанно, планируя свои действия, изменяя свои планы, если это необходимо; животные действуют только себе во благо, человек же трудится не только для себя, но и для общества;
под действием труда меняется не только окружающий мир, но и сам человек, его характер]III.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА.
Учитель – давайте обобщим нашу беседу, подведем её итог, составив только одно предложение, которое содержало бы основную мысль нашего разговора.
[ уч-ся высказывают разные варианты ответа]
Учитель – Труд-основа жизни человека и общества. Такова тема нашего итогового урока по теме «Труд». «Труд из обезьяны сделал человека» - так о роли труда сказал один из великих немецких философов. В системе уроков по этой теме наступил черёд обобщения и систематизации полученных знаний
А зачем нужны подобные уроки? Разве не достаточно прочитать параграфы учебника, выписать в тетрадь основные понятия и выучить их?
[ на таких уроках мы вспоминаем важные моменты темы, учимся применять полученные знания, готовясь к таким урокам, мы выполняем задания, которые позволяют увидеть изученное нами на уроках в жизни – например, беседуем с родителями, друзьями, это учит нас правильному поведению в нашей жизни ]IV. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель – Наш урок сегодня также позволит увидеть то, что изучалось на уроках по теме «Труд» в окружающей нас действительности. Он покажет воплощение труда в реальности, в вашем ближайшем окружении – школе, в ваших семьях, в вас самих. Занятие будет проходить в необычной форме. Об этом свидетельствует обстановка. Урок я буду проводить не одна, а вместе с помощниками, которые объединившись в группы, проводили проектно-исследовательскую работу, собирая и обрабатывая информацию о трудовой деятельности в вашей жизни. Это группа «Социологи», «Фотографы» и «Экскурсоводы».
Именно они помогут сегодня решить нам учебную задачу урока – УСТАНОВИТЬ, КАКОЙ ХАРАКТЕР ТРУДА ПРЕОБЛАДАЕТ СРЕДИ ЛЮДЕЙ ВАШЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ? (выписана на доске)
Учитель – Давайте предположим, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить предложенную задачу?
[высказываются самые разные, даже невероятные варианты ]План совместной работы:
1.Труд в наших семьях (группа «Социологи»2.Портрет человека труда (группа «Фотографы»)
3.Деятеьность современного ученика (группа «Экскурсоводы»)
V.ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Учитель: Гласит нам заповедь Христова:
«Трудись не покладая рук».
Труд на земле – всему основа,
Жизнь на земле венчает труд.
Эти строки поэта Генриха Акулова показывают величие и важность этого вида человеческой деятельности. Конечно, многие люди мечтали о том, чтобы жить припеваюче, ничего для этого не делая. Вспомните русские народные сказки «По щучьему велению…», про скатерть-самобранку … Но большинство людей, обладая разумом и мудростью, понимали, что это не возможно. Вспомните те пословицы и поговорки о труде, которые вы собирали к одному из предыдущих уроков.
Поэтому сегодня в мире ученые насчитывают несколько десятков тысяч профессий, различающихся содержанием и характером труда.
Вспомните, каким бывает труд по характеру?
[ с.74 учебника ]Задание: Заполните таблицу (она в Листах заданий под № 2), используя известные вам характеристики труда. Работаем в парах, т.к. задание одно на двоих. Кто быстрее и правильно выполнит задание?
профессия Характер труда
Учитель 23579
Домохозяйка 146710
Художник 23579
Постижёр 1.простой – 2.сложный
3.умственный – 4.физический
5.оплачиваемый – 6.безвозмездный
7.ручной – 8.механический
9.творческий – 10.традиционный
[ в зависимости от времени проверяем всю таблицу или только 1-2 позиции, парой ]
Учитель – Как оцените свою работу?
Учитель – Какие возникли затруднения?
[ уч-ся должны назвать неизвестную профессию постижер ] Учитель - в ходе урока вы сможете ответить на этот вопрос, только будьте внимательны!
1.Приступаем к рассмотрению 1-го вопроса урока – «Труд в наших семьях».
Представляю группу «Социологов». Внимательно следя за работой группы, в итоге вы должны выполнить задание №3 в Листке заданий -Дешифровщик. Просмотрите его и настройте себя на выполнение этого задания.
[ Расшифруйте популярную профессию родителей вашего класса – мбимбнмбжмбембнмбембр звкзвозвсзвмзвозвнзвазввзвт ]Группа «Социологи» представляет свою работу
Первичное закрепление – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель – закрепим полученные знания. Встаньте со стульев, внимательно слушайте задание. Если я называю профессию, которую имеют ваши родители – вы стоите на месте, руки на поясе. Если звучит профессия, о которой не говорили «Социологи» - садитесь с вытянутыми вперед руками:
юрист – стоим, руки на поясе
дворник – садимся, руки вперед
инженер – встаем, руки на поясе
домохозяйка – стоим, руки на поясе
космонавт – садимся, руки вперед
постижер – сидим, руки на поясе
военный – встаем и садимся на стул
2.Приступаем к рассмотрению 2-го вопроса нашего плана – «Портрет человека труда» (группа «Фотографы»)
Группа «Фотографы» представляет свою работу
Учитель – работа группы проделана в короткий срок, но творчески и эффективно, поэтому достойна отличной отметки.
Дополнительный материал :Учитель – перечень профессий ваших родителей разнообразен, но типичен, в нем нет таких творческих как музыкант, актер или таких сложных как космонавт. Но сегодня в мире многие профессии считаются редкими. Это или очень старые , секреты владения которыми знают единицы людей, или очень новые, или очень сложные. О некоторых из них я хочу представить вам видео сюжет. Будьте внимательны!
(сюжет о редких профессиях)
3.Труд современного ученика – группа «Фотографы»
Учитель – однажды мои ученики-старшеклассники, усиленно готовившиеся к поступлению в ВУЗы, ответственные и действительно прилежные ученики, с усталостью и некоторой обидой спросили меня: « А почему нас не причисляют к рабочим гражданам? Разве мы не работаем?» Я задумалась – они 6 дней в неделю с 8.00 до 14.30 учатся в школе, имеют только один выходной день, многие из них учатся на хорошо и отлично, занимаются в кружках и секциях…
?А как вы думаете, достойны ли вы, прилежные ученики российской школы носить гордое звание человека труда? Почему?
?Какие признаки трудовой деятельности можно выделить в вашей деятельности?
[ для её осуществления нужно предпринимать усилия и умственные, и физические;она требует знаний и умений
у неё есть результат – наши знания и умения
она меняет нас самих – наш характер ]?Используя характеристики трудовой деятельности, охарактеризуйте деятельность ученика.
[сложная, умственная, безвозмездная, традиционная-творческая, ручная]
Доказать фактами, что вы, ученики 5 Б класса, действительно выполняете деятельность, которую по результатам и эффективности можно назвать трудовой, взялась группа «Экскурсоводы». Итак, всё внимание обращаем в выставочную зону кабинета и смотрим представление самой творческой проектной группы.
[группа «Экскурсоводы» представляет свою работу]
Учитель – ребята, как вам кажется удалось и экскурсоводам доказать, что вы – трудяги? Какие чувства вызвала у вас эта выставка?
[ высказывают свои мнения]
Учитель – за осуществление проекта эта ребята достойна отличной отметки.
VI.ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Учитель – я благодарю проектно-исследовательские группы за проделанную работу, надеюсь, что ваша деятельность станет примером для всех остальных учащихся. Возвращаемся к нашей учебной задаче, настало время её решить
[ разнообразные варианты ответов]
Учитель обобщает: в качестве вывода я хочу вас снова обратить к словам Валерия Брюсова. Давайте их прочитаем, переосмыслив в соответствии с нашим уроком (читает учитель 1, 3, 4 куплет)
Учитель – а теперь проведем конкурс на самого внимательного ученика на сегодняшнем уроке. Кто узнал, чем занимается постижер? (слушаем ответы) Его характеристики вы запишите дома.
Труд каждого человека создает благополучие не только для него самого, но и для его семьи, для страны, в которой он живет. Со следующего урока мы приступаем к изучению нашего государства – РФ. Я предлагаю вам подобрать пословицы и поговорки о Родине, о любви к ней. А для самых трудолюбивых и творческих личностей , т.е. по желанию, предлагаю выучить стихотворение на такую же тему.
Итак, д/з – закончить заполнение задания №2 в Листке заданий, подобрать пословицы и поговорки, по желанию –выучить стих.
VII. РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель – поразмышляем об уроке …
1.Чем для вас бы интересен сегодняшний урок?
2.Что нового узнали на уроке?
3.Что удивило?
4.Пригодятся ли в вашей жизни те знания, которые вы сегодня приобрели?
Логическое завершение урока:
Подумайте, что было бы,Когда б сказал портной:Шить платья мне не хочется,Устрою выходной!
И все портные в городеЗа ним ушли б домой!Ходили блюди голые По улице зимой.
[Подумайте, что было бы,Когда сказал бы врач:- Рвать зубы мне не хочется,Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощиНе стало б никакой.А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой!
Подумайте, что было бы,Когда б сказал шофер:- Возить людей не хочется!И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы Засыпало б снежком,Рабочие на фабрики Ходили бы пешком! ]Сказал учитель в школе бы:- Мне в нынешнем годуУчить детей не хочется,Я в школу не приду!
Тетради и учебникиВалялись бы в пыли, А вы бы неучеными До старости росли.
Подумайте, какая быСлучилась вдруг беда!Но только так не сделает Никто и никогда.
И люди не откажутсяОт нужного труда:Учитель обязательноПридет наутро в классИ пекари старательноХлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,Что им ни поручи,Портные и сапожники,Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною В одной стране живемИ каждый честно трудитсяНа месте на своем!
У великих профессий устав непростой --Подвиг духа вершить неустанно.Не с того ли и выбран был мудрой судьбойДля учительства знак Пеликана?Есть легенда, далёкий прошедшая путь:Если смерть вдруг птенцов настигает,Разрывает тогда пеликан свою грудь -Кровью сердца к ним жизнь возвращает.Белоснежная стая летит в облаках,Осеняя земную обитель...Да пребудет священно на всех языкахТвоё гордое имя, Учитель!