Применение тестовых технологий на уроках русского языка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ основная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. Кузькино МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШИГОНСКИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
« Применение тестовых технологий на уроках русского языка»
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Коноваловой Г.А.)
Выполнила:
Коновалова Галина Александровна,
учитель русского языка
и литературы,
ГБОУ ООШ с.Кузькино
Шигонского м\р
Самарской области
Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Актуальность и выбор темы состоит в том, что проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся - вечная проблема образования, и в разные времена предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла. Между тем тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений. Основной задачей является показать положительные и отрицательные стороны тестовых технологий.
Тест это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов
Тесты это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. Сих помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков, учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Структурными компонентами теста являются: тестовое задание задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
Поскольку тестовое задание это некоторая задача, которую проходится решать испытуемому, то необходимо усвоить понятие задачи. Под задачей понимается сформулированное для испытуемого задание по достижению определённой цели в известных условиях раннее изученными методами деятельности.
При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых оценивается эффективность любого теста. Важнейшими из таких показателей являются:
Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие, ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.
Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащейся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.
Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
Однозначность. Задание должно иметь единственный правильность ответ-эталон.
Равно трудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавание и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.
Составление с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.
Сценарий тестирования.
1. Обозначить цель тестирования, сообщить, какие результаты ожидаются.
2. Объяснить, почему обследуемые должны приложить максимум усилий для выполнения теста.
З. Медленно, громко, чётко озвучить инструкцию по работе с тестом.
4. Разобрать задания-образцы с целью проверки правильности понимания инструкции.
5. Объяснить правила заполнения бланка, предназначенного для ответов и правила исправления допущенных ошибок.
6. Вместе с испытуемыми заполнить в бланке рабочей таблицы необходимые общие сведения, проследив за правильностью заполнения.
7. Ответить на имеющиеся вопросы.
8. Сообщить о временном ресурсе.
9. Дать команду начать решение задач теста., попросив записать время начала на бланке рабочей таблицы.
10. В процессе решения тестовых задач следить:
за состоянием испытуемых;
за тем, чтобы испытуемые своевременно получали ответы на вопросы в ситуациях, связанных с процедурой проведения;
за временем, затраченным на выполнение отдельных заданий, оставшимися задачами и временем;
за тем, чтобы обследуемые не писали на бланках теста;
за тем, чтобы обследуемые не мешали друг другу;
за тем, чтобы внешние факторы не отвлекали внимание обследуемых.
11. После сигнала к окончанию выполнения теста попросить испытуемых записать время окончания на бланке рабочей таблицы.
12. Собрать бланки.
1З. Пересчитать бланки, проверив, чтобы их количество совпадало с числом испытуемых.
14. При выявленном несоответствии, обратиться к испытуемым, чтобы они проверили свои рабочие места и сдали недостающие бланки.
15. По окончании тестирования поблагодарить испытуемых за работу и сообщить о том, что все свободны.
Заключительный этап в организации тестирования вербализация, либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение, полученных результатов в зависимости от его целей может существенно варьироваться от краткого сообщения испытуемым общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. При всех условиях, организуя обсуждение результатов тестирования, следует придерживаться ряда принципиальных положений: проводить анализ результатов тестирования оперативно; анализ результатов должен носить диагностический характер, раскрывал главное причины возникновения ошибок испытуемых; быть эффективным средством корректирования; оказывать положительное влияние на испытуемых, способствовать их совершенствованию.
При организации обсуждения результатов тестирования необходимо принять во внимание ряд психологических моментов. Эксперимент может стать источником психологических травм у испытуемых. Однако совершенно очевидно и то, что травмируют не процесс тестирования и не полученные результаты, а организация эксперимента и форма обсуждения результатов.
Тесты не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений школьников как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знание правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т.д. Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к “переносу” знаний и умений по грамматике, орфографии и пунктуации в нестандартные ситуации. Большой объем работы за короткое время: используя условные обозначения, разобрать слово по составу, установить грамматические и лексические признаки той или иной части речи; выбрать из данных ответов правильный ответ на заданный вопрос. Тесты должны составляться с учетом программы. Примерно пятая часть заданий должна быть на повышенном уровне сложности. Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде не тестовых и тестовых заданий. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестами. Особое внимание уделяется заданиям развивающего типа, требующим расширения словарного запаса, развития общей эрудиции и культурно-речевых навыков. Многие задания предполагают обязательное обращение школьников к различным словарям, другие стимулируют интерес к получению дополнительных сведений о языке и языковой системе.
Тесты, не отрицая и не заменяя собой других форм работы, могут служить хорошим к ним дополнением:
они не столь объемны, как традиционные, поскольку не содержат балластного материала;
педагог освобождается от необходимости придумывать многочисленные варианты неверных ответов;
сокращается время тестирования (например, при использовании графического диктанта учащимся для ответа требуется 3- 6 минут, педагогу для проверки 30 работ 2-4 минуты);
в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость карточки повышается;
Так же при частом применении тестов у учащихся не формируется:
четкость мышления, умение вдумываться в смысл каждого слова, каждой высказанной мысли;
логическое мышление, т.к не всегда учащийся может вспомнить верный ответ можно, а использует метод угадывания При суммации отдельных событий их вероятности перемножаются. Значит, если вероятность угадывания одного ответа равна 0,5, то двух 0,25, трех 0,125, всех двадцати 0,5 20 , т. е. ничтожно малой величине.
Часто тесты нельзя использовать на уроках, так как для ребенка это дополнительный стресс. А зачастую это связано с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы, общим и психическим состоянием испытуемого в данный момент времени.
Задания с выбором ответа: односложных “да” и “нет” или одного из двух предложенных вариантов. Эти задания проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями.
Задания со свободным ответом. Эти задания проверяют знание учащимися терминологии, их готовность и умение применять правила орфографии и пунктуации при решении практических задач.
Задание на завершения (дополнение) высказывания. Подобные задания проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил.
Задания на поиск ошибки. Эти тесты проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации.
Графические задания дают возможность выполнить достаточно.
Тест закрытого типа. В вопросах закрытого типа выбор ответа ограничивается приведенными вариантами. При этом в каждом задании может быть один, два и более правильных ответов.
Задания открытого типа предполагают самостоятельный поиск правильного ответа.
Можно сделать следующие выводы:
тестирование имеет ряд преимуществ:
они не столь объемны, как традиционные, поскольку не содержат балластного материала;
педагог освобождается от необходимости придумывать многочисленные варианты неверных ответов;
сокращается время тестирования (например, при использовании графического диктанта учащимся для ответа требуется 3-6 минут, педагогу для проверки 30 работ 24 минуты);
в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость карточки повышается;
обеспечение стандартизации;
обеспечение индивидуальности, самостоятельность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю;
повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость преподавателя и его эмоциональность или плохое настроение,);
оперативность статистической обработки результатов контроля;
доступность для обучающегося к полной информации о результатах контроля;
обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам, выполнению заданий,
освобождение преподавателя от выполнения повторяющейся трудоёмкой и рутинной работы по организации массового контроля,
обеспечение всесторонней и полной проверки;
обеспечение возможности обучающемуся самопроверки освоения материала в том режиме работы как это ему удобно
доступности и равноправия всех участников процедуры тестирования.
А также тестирование имеет ряд недостатков:
исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;
снижение потребности выбора главного в прочитанном. Рафинированное представление задания не способствует развитию личности.
четкость мышления, умение вдумываться в смысл каждого слова, каждой высказанной мысли;
логическое мышление, т.к не всегда учащийся может вспомнить верный ответ можно, а использует метод угадывания.
Для достижения более высокого уровня в усвоении программного материала, повышения орфографической зоркости учащихся и способности работать самостоятельно необходимо: -разработать систему заданий, упражнений, ролевых игр, тренингов для развития восприятия и наблюдательности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся; способствовать созданию оптимально развивающей среды обучения; воспитывать самостоятельную личность; разработать систему работ по совершенствованию индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ 5 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ФГОС)
Тест 1. Входной тест (5 кл.)
(Правописание проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова.)
Часть 1.
1.В какой строке во всех пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)м..нимальный, в..риант, пол..жение
2)ред..ктировать, кн..голюб,упр..щённый
3)уст..явшийся, к..мпьютер,упом..нание
4)п..лнокровный, проц..дура, предв..рительный
2. В какой строке во всех словах пропущена проверяемая согласная корня?
1) ма..ч, доро..ка, дере..це
2)нахо..ка, ко..ьба,моло..ба
3)про..ьба.похо..ка,ка..тан
4)ска..ка, хо..ьба,во..зал
3.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)верё..ка, ло..кость,выши..ка
2)ладо..ка,стару..ка,но..ка
3)голу..ка,скри..ка, ги..кость
4)ме..кость,тетра..ка,ре..кость
4.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)м..рковь,к..пуста,п..мидор
2)за..ц,с..нтчбрь,п..нал
3)д..рижёр,б..седка, б..седка, б..рёза
5) к..ртофель, зап..ах,в..гон
5. В какой строке во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?
1)п..лоса,дост..тижение,..рена
2)ап..льсин,д..ван, засв..тло
3)г..тара,к..стюм,к..нфета
4)просв..тление,г..рдероб, р..мень
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Корольки дождались, пока их птенцы научились летать, и всей семьёй переселились в другой лес. (2) Там они устроили себе новое гнездо и второй раз в то лето вывели и вскормили птенцов.
(3)К осени оба выводка корольков соединились в одну дружную семью. (4) А чтоб веселей было проводить суровую, холодную зиму, они пристали к стайке других птиц, кочевавших по лесу. (5) Стайка эта несла службу разведчиков.
(6) С утра до ночи птички шныряли по деревьям, заглядывали в каждую трещинку и скважину коры. (7) Там прятались со своими личинками и яичками жуки-древоточцы, листогрызы, короеды.
(8) Этих маленьких врагов леса птички выслеживали и ловили.
(9) А когда замечали хищного зверя или птицу, с которыми сами не могли справиться, трубили тревогу на весь лес.
(В.Бианки)
1.Из предложения 4 выпишите слово, содержащее две безударные проверяемые гласные.
2. Из предложений 8-9 выпишите имя существительное с безударной непроверяемой гласной в корне .
3. Из предложений 3-5 выпишите слова, содержащие проверяемую согласную в корне.
Тест 2. Промежуточный тест(5 кл)
(Буквы ё-о после шипящих в корне, и-ы после ц)
Часть 1
Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.
нотац..я,ц..фра,ц..ган
операц..я, у гостиниц.., падчериц..н
традиц..я, ц..новка,ц..кл
ц..рковой,ц..ц, ц..стерна
Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.
1)ц..фра, ц..плячий, ц..ганский
2)ц..ркуль, ц..трус. полиц..я
3)станц..я. иллюминац..я, ц..кнуть
4)на ц..почках, коммуникац..я, ц..нк
3.Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква О.
1)ш..фер, крыж..вник
2)ж..нглировать, ш..потом
3)ж..рдочка. ч..рточка
4)ш..пот,ш..рох
4. Укажите ряд. В котором во всех словах пропущена буква Ё(Е).
1)ч..рный, ж..лудь, заж..гся
2)ш..вчик, оч..ртания, приш..л
3)заж..г, щ..тка, крыж..вник
4)ш..тландец, ш..в, ж..кей
5.Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.
1) делегац..я, лисиц..н, лекц..я
2) молодц..ы, у ящериц.., ц..ганский
3) овац..я, ц..нковый, ц..почка
4) вакц..на, ц..тата, ц..ганята
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Шипящий детектив
Краснощёкий весельчак-лейтенант милиции Чернышов пользовался почётом и уважением в своём подразделении не зря. (2) Точный расчёт неоднократно помогал ему справиться с задачами по предотвращению дорожных происшествий. (3) А на этот раз было так.
(4) Чернышов заканчивал ночное дежурство. (5) Вдруг раздался телефонный звонок. (6) Лейтенант быстро подошёл к аппарату, снял трубку и услышал: «Всем постам ГАИ! (7) По направлению к границе движутся жёлтые «Жигули» с особо опасными преступниками. (8) Задерживать каждую жёлтую машину!»
(9)Тут Чернышов заметил: на большой скорости движутся по шоссе «Жигули». Лейтенант поднял жезл, но машина промчалась мимо. (10)Чернышов сел на мотоцикл и помчался за преступниками. (11) Они ушли далеко вперёд. (12) Нужно было что-то придумать.
(13) Дорога круто заворачивала вправо, и Чернышов воспользовался этим: он поехал по просёлку наперерез преступникам.(14) На шоссе он выскочил первым. (15)Расстелив ленту с шипами на дороге, лейтенант спрятался в кустарнике. (16) На большой скорости машина с преступниками наехала на шипы. (17) Послышался шум сдувающихся шин, машина остановилась. (18) Бандиты выскочили на шоссе. (19) « Сдавайтесь! Руки вверх!»-крикнул Чернышов.
(20) Бандиты Шов, Шорох, Капюшон, Крыжовник, Шофёр, Шоссе, Шоколад, Шотландец, Жокей и Жонглёр были пойманы и признаны исключениями.
(Из «Детского журнала»)
Из предложений 1-2 выпишите слова с орфограммой «О-Ё после шипящих в корне».
Из предложений первого абзаца выпишите слово с орфограммой «Ы-И после Ц». Запишите это слово в начальной форме.
Почему слова с орфограммой «О-Ё после шипящих» в предложении 20 написаны с заглавной буквы?
Тест 3. Итоговый тест (5 кл.)
Часть 1
1.Укажите слово, котором звуков больше, чем букв
1) Юленька
2)тетрадь
3)яблоневый
4)июль
2. Укажите слово, в котором нарушена произносительная норма
1)располОжить
2)звонИт
3) нЕ дал
4)не далА
3.Укажите слово без суффикса
1) бубенец
2)журнал
3)водник
4)ручной
4. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква
1) ра..тегнуть, ра..говор, ..говор
2)п..гоня, с..размерить, под..ждать
3)..делать, во..противиться, в..дрогнуть
4)ра..строиться, и..лагать,ра..дать
5. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква А
1) прол..жить, выр..щенный, комн..та
2)зн..комые, выст..вка, р..стение
3)пол..гается, пол..жить, р..сток
4)к..са, к..саться, ур..диться
6. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква
1) ч..рточка, ж..лудь,щ..ки
2)щ..тка,ч..рный. свеч..й
3)полотенц..м, щелч..ок, заш..л
4)овц..й, крыж..вник, ш..рстка
7. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква И
1)ц..клевать,редакц..я, ц..ган
2)сигнализац..я, ц..трус, бледнолиц..й
3)экспедиц..я, ц..клон, ц..нковый
4) ц..трусовый, ц..па, ц..рк
8. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пишется одна и та же буква
1) он труд..тся, он выезжа..т, он осыпа..тся
2)на глад.., на сирен.., в тетрад..
3)в зимн..й ночи, осенн..м днём, о младш..м брате
4)на тропинк.., он ход..т, утренн..м небом
9.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска нужно написать Ь
1)поёт..ся, кажет..ся, надо приснит..ся
2)перец жгуч.., с крыш.., печ..
3)реч..,труба дала теч.. ,солов..иный
4)ветер свеж.. ,мало свеч.. ,дрож..
10. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Заяц перескочил через дорогу и подбежал к своей норе.
2) Морозы бойко бегут и сердито молотками постукивают.
3)С пригорка прибежал ручеёк наполнил до краёв глубокую лужу.
4) В реке ловили рыбу: окуня, леща, плотву.
11. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Наступила весна и распустились деревья.
2)Листья поблекли и вскоре опали.
3)Воздух пахнет сыростью и набухшими почками.
4)Река разлилась и затопила берега.
12.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире.
1) Дрозд большой любитель рябины.
2) Дрозд очень любит рябину.
3) Дрозды поедают рябину.
4)Он большой любитель рябины.
13. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Спой, Светик, не стыдись!
2)Не оставь меня, кум милый!
3)До того ль, голубчик, было?
4)Речка, речка спрячь меня!
14. Укажите многозначное слово.
1) дверь
2)тумбочка
3)игла
4)кофе
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-7.
Девочка с голубыми волосами ждала Буратино в саду, сидя за маленьким столом.
Оглянула она деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась.
Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел.(5)Он сразу же стал запихивать миндальные пирожные в рот целиком и глотать их не жуя. (6)В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.(7) Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. (8) Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
(9)Тогда девочка сказала ему строго: «Сядьте прямо. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки».
(10) От возмущения Мальвина захлопала ресницами и сказала, что теперь она займётся воспитанием Буратино.
(11) « А у этой девчонки железный характер!»-подумал Буратино.
(12) От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
(13) Наконец мучительный завтрак окончился.(14) Девочка велела ему вытереть с носа какао, взяла за руку и повела в дом -заниматься воспитанием.
По А.Н.Толстому)
1.Укажите зависимое слово в словосочетании ДЕРЕВЯННОГО МАЛЬЧИШКУ.
2.Выпишите из предложений 1-3 имена существительные в форме творительного падежа.
3.Найдите среди предложений текста предложение(-я) с прямой речью и напишите его(их) номер(-а).
4.Найдите в тексте нераспространённое предложение и напишите его номер.
5. Выпишите из предложения 12 грамматическую основу.
6.Выпишите из предложения 13 определение.
7. Подберите к слову КРОШЕЧНУЮ из предложения 3 синоним(-ы) и запишите его (их).
Литература.
Словарь иностранных слов! Под. ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова и др. М., 1988.
Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.. 1995.
Выготский Л.С. Педология и психотехника!! Психотехника и психофизиология труда. 1931. 1 23.
Михайлычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Дис. ... докт. пед. наук. Бухара, 1991.
Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения. М., 1901.
Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. “О диагностических методах психологического исследования школьников” Советская педагогика. 1968.
Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СП6., 1997.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность М.,1997
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М., 1996
Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994
Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля. М., 1994
15