Применение тестовых технологий на уроках литературы (10 класс)
Чернышова Л.С.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж.
Применение тестовых технологий на уроках литературы.
Тестовые технологии на уроках литературы. Мы еще не привыкли к такому сочетанию слов. На уроках русского языка, математики – пожалуйста. Художественная литература – это же вид искусства! Но стоит только более внимательно подойти к изучению тестовых технологий, как становится понятной вся широта их применения на уроках, в том числе, возможность их использования на уроках литературы.
ФГОС нового поколения требуют от школы решения задачи «подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий». Следовательно, выпускнику современной школы необходимо обладать следующими качествами:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их в практической деятельности;
критически и творчески мыслить, четко осознавать где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;
самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем;
грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т.д.);
быть коммуникабельным, уметь работать в различных группах.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику «приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения».
Литература как искусство словесного образа это особый способ познания жизни, художественная модель мира. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Не случайно литературу сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Специфика учебного предмета «Литература» в том, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Художественное произведение существует во времени и тесно прикреплено к истории страны, народа, всего человечества.
Для того чтобы дать учащимся знания фактов литературы (ее исторического развития, сведений о творческом пути и особенностях наследия выдающихся писателей) необходимо научить их подходить к этим явлениям осмысленно. Сформировать систему теоретических понятий, критериев понимания и оценки художественных явлений помогают задания в тестовой форме.
В чем разница между тестом и заданиями в тестовой форме?
Педагогический тест – это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности испытуемых. Тесты применяются на этапе итогового контроля результатов обучения. А задания в тестовой форме применяются для активизации текущей учебной деятельности и могут быть использованы на любом этапе урока.
К заданиям в тестовой форме предъявляется следующий набор требований:
- краткость;
- технологичности
- правильность формы;
- корректность содержания
- логическая форма высказывания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Таким образом, задания в тестовой форме применяются:
для контроля уровня знаний,
для разработки тестовых заданий и тестов,
для организации самостоятельной работы в текущем учебном процессе.
Задания в тестовой форме могут быть разных видов. Кроме широко известных тестовых заданий на выбор одного ответа, установление соответствия, упорядочивание последовательности, эффективно использование таких, как:
Задания с выбором нескольких правильных ответов. Например, задания для учеников 10 класса по теме «Литература XIX века» (начало учебного года):
Литературные направления, возникшие в России на грани ХVIII и XIX вв.
классицизм
сентиментализм
реализм
романтизм
Язык художественной литературы 2-й половины XIX века усложнился и обогатился, в него вошло множество новых понятий, слов и оборотов, родились новые грамматические правила, чему способствовали:
приход в культурное общество новых слоев и сословий, людей разных национальностей;
распространение газет и журналов;
многочисленные переводы с иностранных языков;
обязательное изучение иностранных языков в средних и высших учебных заведениях;
обязательное посещение учениками средних и высших учебных заведений разных стран.
Сдвоенные задания. В тестах такие задания не используют из-за цепного эффекта, нарушающего аксиому локальной независимости заданий. Для обучения они очень подходят тем, что позволяют проверить знания шире, глубже, прочнее. Например:
Жанр стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» (1814)
элегическое раздумье о лицейских годах
эпическое произведение
романтическая баллада
ода
В «Воспоминаниях в Царском Селе» (1814) присутствует свойственная этому жанру:
строго выдержанная условность,
церковно-славянская архаика,
напыщенная риторика,
продуманная композиция,
элегическое раздумье о друзьях-соучениках, первых радостях и неясных мыслях,
предельный реализм с сочной хлесткой сатирой и народной усмешкой,
хвала В.А. Жуковскому в конце произведения.
За правильный ответ в каждом из сдвоенных заданий ученик получает по одному баллу. Таким образом, оценки за такие задания могут варьироваться от нуля до двух. Это позволяет получить более точный результат.
3. Текстовые задания.
Ученикам даются фрагменты из учебника, затем из таких фрагментов опускают ключевые слова, превращая предложения в задания открытой формы. Внимательно изучившие текст смогут восполнить пропущенные слова. Остальным придётся читать текст и изучать его заново, пока текст не будет усвоен. Примеры таких заданий:
Вставьте пропущенное слово:
_________ - любое небольшое, завершенное по форме и содержанию поэтическое произведение. Этот термин возник, когда прежнее строгое деление поэзии на жанры отошло на второй план.
В.Г. Белинский писал: «Образ __________ - это символ, мистический миф, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысячи человек».
Вставьте пропущенное слово:
Повесть «Невский проспект» построена на _________ характеров Пискарева и Пирогова.
Вставьте пропущенное слово:
___________ - сатирическое описание жизненного явления, где странно, в чрезмерно преувеличенном или преуменьшенном виде совмещаются уродливое и красивое, фантастическое и страшное, комическое и трагическое, неожиданно разоблачающие и выявляющие весь смысл явления или личности.
Задания в тестовой форме я сообщаю ученикам заранее. Ребята копируют вопросы в форме текстового документа или в виде презентации и получают возможность выполнить эти задания дома. Такая форма работы дает ученикам возможность лучше подготовиться к ответу на уроке, создает ситуацию успеха, помогает ученикам преодолеть волнение (ведь вопросы им уже известны!).
Задания в тестовой форме, сочетаемые с модульным принципом организации учебного процесса, обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения. Да и мониторинг учебного процесса намного лучше однократного тестирования.
Конечно, тестирование, как и любая другая форма работы на уроке, имеет как плюсы, так и минусы. Задания в тестовой форме не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством. Для этого учитель может и должен использовать в своей работе другие приемы и методы. Но применение заданий в тестовой форме в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить улучшение учебного процесса за счёт активизации их обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции.
Список использованных источников:
Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15