АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ «РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ
«РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
Ум — не что иное, как хорошо организованная система знаний. Константин Ушинский
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффектно учить «всех всему». Решение задач по физике – сложнейший процесс, требующий не только знаний математики и физики, но и специфических умений. Необходимо уметь анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи, составлять план решения, проверять предлагаемые для решения гипотезы, т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи, которые в физике имеют свои особенности.
Решению проблемы способствует разработанная программа дополнительного образования "Решение олимпиадных задач по физике", которая предоставляет максимально широкое поле для развития обучающихся, ориентированных на высокий уровень образования по физике. Обучение строится с учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся.
Мотивацией программы «Решение олимпиадных задач по физике» является стратегия обучения одаренных детей. Содержание занятий ориентировано на развитие у школьников интереса к физике, на организацию самостоятельной практической деятельности, развитие одаренности, умений решать нестандартные задачи.
Научиться решать – это научиться задавать себе вопросы и концентрироваться на поиске ответов к ним. Знание модели поиска решений делает круг вопросов к самому себе более определенным и целенаправленным. Саморегуляция мышления при поиске решений задач и гибкость ума – это проблемы, которым не уделяется в настоящее время должного внимания в рамках урока.
Теоретические основы одаренности
Одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность деятельности в конкретных ситуациях.
Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно – воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание одаренному ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.
Критерии для отбора одаренных детей:
1)наличие высоких достижений в каком – либо виде деятельности;
2)высокий уровень мотивации;
3)наличие лидерских качеств.
Единая система работы с одаренными детьми обусловлено тем, что увеличивается число олимпиад, конкурсов, а так же растет число их участников; существуют трудности, связанные с разнообразием видов одаренности, различие в методах и подходах.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
1) дифференциация процесса обучения;
2) внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;
3) развитие самостоятельности учащихся;
4) возрастание роли внеклассной деятельности.
Цель программы – создание системы деятельности учителя физики по развитию творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
1.Выявить одаренных учащихся в области физики.
2.Изучить факторы развития личности, ее способностей.
3.Развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации.
4.Установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.
5.Способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.
Основные этапы реализации программы:
1. Диагностический.
2.Деятельностный.
Основные направления:
1.Учебная деятельность.
2.Научно – исследовательская деятельность.
3.Общественная деятельность.
4.Профессиональная деятельность.
Рекомендации учителю:
1.Учитель должен в совершенстве владеть методами эвристического обучения.
2.Учитель должен в совершенстве владеть дифференцированной технологией.
3.Учитель должен развиваться сам и развивать способности ученика.
4.Учитель должен способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
5.Учитель должен знать возрастную психологию.
Обязанности учителя:
· организация и проведение занятий с одаренными детьми;
· мониторинг результативности занятий;
· подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, научно – практическим конференциям;
· подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Критерии эффективности программы:
· развивает интерес к предмету;
· развивает самостоятельность учащихся;
· дает возможность одаренным детям самореализоваться;
· способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
· развивает креативное мышление;
· формирует практические навыки;
· развивает навыки исследовательской деятельности;
· ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.
Программа включает в себя несколько разделов:
Что важнее «Как» или «Почему?». Главное – умение считать. Физическая задача. Классификация задач.
Стандартные ситуации физики и процесс переработки информации.
Поиск решений задач по физике
Механические явления.
Тепловые явления. Энергообмен.
Электрические явления.
Компьютерное моделирование.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования.»
А. ДистервегВ ходе освоения программы школьники овладевают методами конкретных математических расчетов, минимальными сведениями о понятии «задача», получают представление о значении задач в жизни, науке и технике, знакомятся с различными сторонами работы со стандартными и нестандартными задачами. При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговаривания вслух решения, анализу расчетов полученного ответа.
Содержание программы построено на основе практической и теоретической деятельности. В данном курсе углубляются знания по уже изученным темам через решение качественных, расчетных и экспериментальных задач. При отборе содержания каждой конкретной темы курса главное внимание уделяется формированию системы оперативной информации. Она включает в себя: а) систему стандартных ситуаций, их основные понятия, модели, законы; б) систему альтернативного и эквивалентного описания объектов и понятий физики; в) систему «узелков на память», т.е. систему ключевых идей, обобщений, важнейших для понимания физики и воспроизведения информации моментов; г) и их коды.
Содержание каждой темы состоит из трех компонентов. Во-первых, к каждой теме составляются задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи подбираются исходя из конкретных возможностей учащихся, технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные.
Специфика обучения состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и интерпретаций. В основе развития образного мышления лежит использование исследовательских технологий, проблемное обучение, дистанционных образовательных технологий, которые предполагают совершенствование и развитие у учащегося системы оперативной информации.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение метода решения задач, подготовка к олимпиаде по физике, подбор и составление задач на определенную тему и т. д.
Возможны различные формы занятий: интерактивная беседа, презентация решения, коллективная и индивидуальная постановка экспериментальных задач, конкурс на лучшую задачу, учебный проект, на оригинальное решение задачи, дистанционные проекты, олимпиады, индивидуальные и групповые турниры, знакомство с сайтами по физике и т.д.
Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах по физике, физических боях.
Программа «Решение олимпиадных задач по физике» апробирована в МОУ СОШ №1 с УИОП г. Надым на классе с углубленным изучением отдельных предметов. Ребята активно принимают участие в муниципальных, Всероссийских конкурсах – олимпиадах по физике.
Учащиеся школы ежегодно принимают участие в очных, заочных и дистанционных олимпиадах по физике различного уровня.
По итогам участия в финальном этапе Международной Олимпиады по основам наук УРФО 7-11 классов награждены Дипломами 1,2,3 степени и имеют медали зототые, серебряные и бронзовые.
Итоги ГИА доказывают, что занятия по программе «Решение олимпиадных задач по физике» способствует формированию умственных операций, управляющих, контролирующих и исполняющих поиск решения задач по физике, создают условия для повышения познавательного интереса к физике, развития навыков решения задач повышенной трудности по физике, способствует дальнейшему профессиональному самоопределению обучающегося, обеспечивает его общее интеллектуальное развитие.
Литература:
Абросимов Б.Ф. Истоки успешного поиска решений задач физики // Физическое образование в вузах, 2004, Т. 10, № 4, с. 17-30.
Абросимов Б.Ф. Мысленные эксперименты как метод поиска решений задач физики. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997. - с. 86-87.
Абросимов Б.Ф. Физика. Способы и методы поиска решения задач: учебно-методическое пособие/ Б.Ф.Абросимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 287.
Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М., «Просвещение»,1983г.
Вайзер ГА. О методах мыслительной деятельности учащихся при решении физических задач // Вопросы алгоритмизации и программированного обучения; Вып. 2 / Под ред. Л.Н. Ланда - М.: Педагогика, 1973. - с. 201-220.
Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976.
Извозчиков В.А., Слуцкий А.М. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.
Фиргтг Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. - М.: Высшая школа, 1978.
Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М.: Педагогика, 1977.
Фридман Л.М. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1989.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987. - 161с.
Тесты и сборники задач по физике, учебники и учебные пособия.
Методическое оснащение кабинета физики.
Модифицированные программы элективных учебных курсов профильной подготовки обучающихся по темам: «Исследовательская деятельность учащихся, проекты по физике» и «Решение конкурсных задач».