Программа спецкурса Введение в исследовательскую деятельность для учащихся 5-9 классов.
Программа
введение
в исследовательскую деятельность
для учащихся 5-9 классов (68 ч.)
Шеина В.Н.,
руководитель ШНОУ,
учитель английского языка гимназии № 132
Рецензент: Казиева А.Х., проректор АЭСА, кандидат педагогических наук, доцент.
Пояснительная записка
В настоящее время в условиях модернизации образования актуальность приобретает организация исследовательской деятельности учащихся. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведение ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.
Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение курса «Введение в исследовательскую деятельность».
Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Задачи курса:
сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований;
вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
Программа основана на следующих принципах:
принцип научности;
принцип доступности и нарастающей трудности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся в сочетании с педагогическим руководством;
принцип связи теории с практикой и с жизнью.
Преподавание курса предполагает применение современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе. В связи с этим занятия по данной программе проводятся с применением технологии критического мышления, дебатной технологии, технологии проектов, технологии проблемного и развивающего обучения.
В процессе изучения курса используются следующие формы проведения учебных занятий: лекции, семинары, практикумы, мастерские, тренинги. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, работе в библиотеках, самостоятельной работе в Интернет.
По своему содержанию данный курс является практико-ориентированным, он дополняет и углубляет содержание основных дисциплин; предполагает изучение нового материала и углубление ранее изученного на более высоком проблемно-теоретическом уровне.
Содержательная часть
5 – 7 классы
Раздел 1. Введение (2 часа).
Цель и задачи курса, специфика занятий, общие требования.
Понятие «наука». Ее роль в жизни людей. Классификация наук.
Раздел 2. Работа с различными источниками информации (5 часов).
Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная).
Методы поиска информации. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Интернет. Информационные поисковые системы.
Раздел 3. Виды исследовательских работ (13 часов).
Конспект. Виды конспектов. Правила конспектирования.
Доклад. Требования к докладу. Композиция содержания доклада. Стендовый доклад.
Реферат. Виды рефератов. Требования к написанию реферата. Структура реферата. Отличие реферата от доклада.
Отзыв и рецензия. Сходство и различие. Структурная организация.
Эссе. Содержание понятия «эссе». Виды эссе. Структура эссе.
Аннотация. Характеристика понятия. Особенности структурной организации аннотации.
Проект. Характеристика понятия «проект». Требования к структуре и содержанию научного проекта.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы (10 часов).
Рекомендации по выбору тем и их формулированию.
Правила написания введения, основной части, заключения.
Этика цитирования и правила оформления библиографических ссылок.
Оформление печатной работы: размер листа, шрифта, требования к параметрам страницы, междустрочный интервал. Стандарт оформления титульного листа, оглавления, списка использованной литературы.
Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы (4 часа).
Рекомендации выступающему (психологический настрой, взаимодействие с аудиторией).
Защита исследовательской работы перед одноклассниками.
Выступление на школьной конференции.
8 – 9 классы
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (11 часов).
Исследовательская деятельность учащихся, ее особенности и общая характеристика. Основные городские научно-практические конференции и конкурсы школьников.
Наука и научное мировоззрение. Содержание понятия «наука». Роль науки в развитии общества. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук.
Виды исследовательских работ: конспект, реферат, доклад, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия, научная статья, научно-исследовательская работа.
Раздел 2. Работа с информацией (4 часа).
Методы поиска информации. Поиск литературы в библиотеке. Работа с каталогами. Поиск информации в Интернет.
Методы научного исследования. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требование к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования.
Раздел 3. Структура научно-исследовательской работы (12 часов).
Введение. Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования. Понятия о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании.
Основная часть. Роль цитаты в научной работе. Правила цитирования. Оформление цитат.
Заключение. Обобщение результатов исследования, формулирование выводов.
Приложение. Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков.
Требования к оформлению научных работ. Общие правила оформления текста научной работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски. Стандарт оформления титульного листа, содержания, списка использованной литературы.
Раздел 4. Представление результатов научно-исследовательской работы (7 часов).
Доклад, композиция содержания доклада. Методы изложения материала. Речевые клише.
Использование наглядности. Компьютерная обработка данных исследования. Создание презентации работы.
Риторика и культура речи. Психологический аспект готовности к выступлению. Развитие дикции. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Выступление на конференции. Защита работы.
Нормативная часть
Учебно-тематический план
5 – 7 классы
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Форма проведения
Образова-
тельный продукт
Всего
Лекции
Практика
1.
Введение.
2
1
1
1.1.
Цель и задачи курса.
1
1
-
лекция
анкеты учащихся
1.2.
Понятие «наука».
1
-
1
семинар
конспект
2.
Работа с различными источниками информации.
5
3
2
2.1.
Виды информации.
1
1
-
лекция
конспект
2.2.
Методы поиска информации.
4
2
2
экскурсия в библиотеку,
работа в компьютерном
классе
библиогр. список
3.
Виды исследоват. работ.
13
7
6
3.1.
Конспект.
2
1
1
лекция, практикум
конспект
3.2.
Доклад.
2
1
1
лекция, практикум
доклад
3.3.
Реферат.
2
1
1
лекция, практикум
реферат
3.4.
Отзыв и рецензия.
2
1
1
лекция,
практикум
отзыв и рецензия
3.5.
Эссе.
2
1
1
лекция, практикум
эссе
3.6.
Аннотация.
2
1
1
лекция, практикум
аннотация
3.7
Проект.
1
1
-
лекция
конспект
4.
Организация НИР.
10
4
6
4.1.
Выбор темы.
2
1
1
лекция, семинар
конспект
4.2.
Правила написания введения, основной части, заключения.
4
1
3
лекция, самост. работа,
инд. консульт.
текст работы
4.3.
Правила цитирования, оформление библиографических ссылок.
2
1
1
лекция, практикум
правила работы
4.4.
Оформление печатной работы.
2
1
1
лекция, практикум
оформление работы
5.
Презентация результатов НИР.
4
1
3
5.1.
Рекомендации выступающему.
2
1
1
лекция, тренинг
навыки публичного выступления
5.2.
Защита НИР перед одноклассниками.
1
-
1
тренинг
навыки публичного выступления
5.3.
Выступление на школьной конференции.
1
-
1
конференция
защита работы
Итого:
34
16
18
8 – 9 классы
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Форма проведения
Образова-
тельный продукт
Всего
Лекции
Практика
1.
Введение в исследовательскую деятельность.
11
7
4
1.1.
Исследовательская деятельность учащихся.
1
1
-
лекция
анкеты учащихся
1.2.
Наука и научное мировоззрение.
1
1
-
лекция
конспект
1.3.
Виды исследовательских работ.
9
5
4
лекция, мастерская
аннотация, отзыв, рецензия
2.
Работа с информацией.
4
1
3
2.1.
Методы поиска информации.
2
-
2
посещение библиотеки,
работа в компьютерном
классе
библиограф. список
2.2.
Методы научного исследования.
2
1
1
лекция, практикум
отчет
3.
Структура научно-исследовательской работы.
12
6
6
3.1.
Введение.
2
1
1
лекция, практикум
введение
3.2.
Основная часть.
2
1
1
лекция, практикум
текст работы
3.3.
Заключение.
2
1
1
лекция, практикум
результаты, выводы
3.4.
Приложение.
2
1
1
лекция,
практикум
таблицы, схемы, диаграммы
3.5.
Требования к оформлению научных работ.
4
2
2
лекция, практикум
оформление текста работы
4.
Представление результатов научно-исследовательской
работы.
7
3
4
4.1.
Доклад, композиция содержания доклада.
2
1
1
лекция, практикум
доклад
4.2.
Использование наглядности.
2
1
1
лекция, мастерская
презентация
4.3.
Риторика и культура речи.
2
1
1
лекция, тренинг
навыки публичного выступления
4.4.
Выступление на конференции.
1
-
1
конференция
сборники работ учащихся
Итого:
34
17
17
В результате изучения программы обучающиеся должны знать:
определения терминов и понятий, используемых в научно-исследовательской работе;
этапы проведения и структуру исследовательской работы;
правила написания исследовательских работ.
Уметь:
выбирать перспективные темы исследований;
определять цель и задачи исследования;
грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, формулировать выводы, находить решения;
выступать с публичной защитой полученных результатов на конференциях различного уровня.
Информационно-методическая часть
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую оценку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно-исследовательской работы и последующее выступление на научно-практической конференции.
Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности предлагается использовать метод анализа представленных работ учащихся.
При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующее:
умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
наличие литературного обзора, его качество;
логичность и полнота доказательств;
соответствие выводов полученным результатам;
культура оформления материалов.
Список использованной литературы
Аскаров Е.С., Балафанов Е.К., Койшибаев Б.А. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. – Алматы: ИНТ, 2005, 198 с.
Бабич И.М. Научно-исследовательская работа в школе: проблемы и пути их решения // Творческая педагогика. – 2007. – № 1. – С.83-86.
Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению республиканских научных соревнований школьников. – Астана «Дарын», 2007, 42с.
Положение об экспертизе учебных программ профильных и предпрофильных элективных курсов для 5-11 классов общеобразовательной средней школы. – Алматы, 2008, 20с.
Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч . – 2005. – № 6. – С.4-29.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715