Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность, конвекция, излучение. (8 класс)

План урока физики в 8 классе: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.
Дата: _______________
Цели урока:
- образовательная: дать понятие теплового движения, ввести понятие диффузия, познакомить учащихся с броуновским движением, ознакомить с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как с особым видом движения;
- развивающая: развивать интерес учащихся к изучению физики;
- воспитательная: побуждать у учащихся интерес к изучению физики.

Тип урока: урок усвоения нового материала.
  
Оборудование: сосуды с водой разной температуры, марганцовка или медный купорос, ролики броуновского движения и диффузии, презентация «Тепловое движение», компьютер, мультимедийная доска, проектор.


ХОД УРОКА:

Орг. Момент
Проверка готовности класса к уроку.  Мотивация. Постановка целей и задач урока.

Проверка знаний, их актуализация (Проведение фронтального опроса).
-Как меняется давление газа при изменении его температуры (при постоянном объеме)?
-Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?
-Что мы понимаем под температурой вещества?
-Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха.
-Какие температурные шкалы вам известны?
-Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?

Изучение нового материала
3.1 Из курса физики 7 класса Вам уже известно, что такое броуновское движение и диффузия (глава II «Строение вещества»).
(Напоминаем учащимся, что называется броуновским движением и диффузией).
Демонстрация роликов: Броуновское движение и диффузия.
(Просим учащихся привести примеры диффузии в природе)
Связаны ли между собой скорость движения молекул и температура.

Демонстрация опыта: Зависимость скорости диффузии от температуры.

Приборы и материалы:
1) Два сосуда с водой: один с горячей водой, второй - с холодной; 2) медный купорос или марганцовка.

Порядок проведения работы:
1. Опустить два кристаллика медного купороса в стакан с холодной и горячей водой.
Ответит на вопросы:
Что при этом наблюдаете?
(Ученик сообщает, в стакане с г
·орячей водой диффузия протекает быстрее;)
2. Какой вывод можно сделать?
(Скорость движения молекул и температура связаны между собой.)

Из проводимого опыта делается вывод: Протекание диффузии при более высокой температуре происходит быстрее, чем при низкой.
3.2 Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением. В тепловом движении участвуют все молекулы тела.
Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории (ломаной линии), чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы. Элементарный фрагмент такой ломаной - длина свободного пробега от соударения до соударения одной частицы с другой, убедительным тому доказательством является броуновское движение.
Так же вспомним, что все тела обладают механической энергией, которая в свою очередь состоит из потенциальной – энергия взаимодействия тел или частей тела и кинетической – энергия которой обладают движущиеся тела.
Из проведенных опытов мы заметили, что протекание диффузии при более высокой температуре происходит быстрее, чем при низкой, следовательно с ростом температуры растет средняя кинетическая энергия теплового движения молекул.
Вывод: температура - это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. В этом и заключается физический смысл температуры.
Обращается внимание на то, что тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвуют очень много частиц и каждая движется беспорядочно. Тепловое движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять свою интенсивность.

4. Закрепление пройденного материала.



















5. Итог урока.
Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:______________________












ТЕСТ 7. Механическое движение




13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




ђ Заголовок 115