Конспект урока по теме Внутренняя энергия и способы ее изменения (8 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Внутренняя энергия и способы ее изменения.
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Марченко Анна Васильевна
Место работы
МОУ гимназия № 10 Кировского района г. Волгограда
Должность
Учитель физики
Предмет
Физика
Класс
8
Тема и номер урока в теме
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. 8 класс.
Базовый учебник
Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 8 класс.
Цель урока:
Сформировать новые знания по теме «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии».
9. Задачи:
проверить знания учащихся по теме «Тепловое движение. Температура»;
повторить изученный в 7 классе материал по теме «Механическая энергия. Виды механической энергии»;
сформировать новое понятие «Внутренняя энергия»
познакомить со способами изменения внутренней энергии;
развивать умение анализировать наблюдаемые явления и делать выводы;
воспитание отношения к физике как к мировоззренческой науке.
Предметные результаты:
Знать:
определение понятия «Внутренняя энергия»;
способы изменения внутренней энергии;
Уметь:
уметь объяснять причины изменения внутренней энергии при совершении работы;
уметь объяснять причины изменения внутренней энергии за счет теплопередачи.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
При разработке урока были применены следующие методы обучения: практический, иллюстративно-словесный, работа с компьютерной моделью.
Необходимое техническое оборудование: компьютер (учителя), мультимедийный проектор, интерактивная доска(в режиме экрана), ноутбуки (на столах учащихся).
Дидактические средства: собственная презентация, ЦК ЭОР, ФЦИОР.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Обучение ведется по учебнику Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. «Физика. 8 класс». Соответствующая программа предполагает, что учащиеся не изучали тему «Внутренняя энергия» в курсе 7 класса, материал является для них новым.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Актуализация знаний учащихся, полученных ими по теме «Механическая энергия. Виды механической энергии».
Ресурс № 1
Слайд № 1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд № 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слайд № 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель предлагает учащимся открыть на компьютере (ноутбуки на каждой парте) Ресурс № 1 и задает вопросы по теме «Механическая энергия. Виды механической энергии»: какие виды механической энергии существуют, дать характеристику каждому виду энергии, возможны ли переходы видов механической энергии друг в друга. По итогам рассуждений на экран интерактивной доски выводятся слайды № 1,2,3 презентации подготовленной учителем.
Учащиеся просматривают анимацию Ресурса № 2 и отвечают на поставленные вопросы (текущий контроль в форме фронтального опроса).
8
2
Формирование новых знаний: Выдвижение проблемы на основе Ресурса № 1, решение которой приводит к формированию нового понятия «Внутренняя энергия».
Ресурс №1
Слайд № 4
Учитель предлагает учащимся вернуться к Ресурсу № 1 и задает вопрос: Куда же делась механическая энергия маятника, после того как он прекратил колебания. На основе знаний о строении вещества подводит учащихся к определению понятия внутренняя энергия. На экран интерактивной доски выводится слайд № 4.
Учащиеся, анализируя диаграмму преобразования механической энергии во внутреннюю, приходят к выводу о существовании внутренней энергии...
10
3
Формирование умений:
Объяснять причины изменения внутренней энергии.
Ресурс № 2
Ресурс №3
Учитель предлагает учащимся открыть на компьютере (ноутбуки на каждой парте):
- Ресурс № 2 и задает вопросы: что произошло с температурой жидкости в баке, за счет чего это произошло, как связан данный процесс с поведением молекул, а, следовательно, и с внутренней энергией.
- Ресурс № 3 и задает вопросы: что произошло с температурой жидкости в баке, за счет чего это произошло, как связан данный процесс с поведением молекул, а, следовательно и с внутренней энергией.
Учащиеся, наблюдая процесс на основе Ресурса № 2, приходят в итоге к выводу об одном из способов изменения внутренней энергии - теплопередаче.
Учащиеся, наблюдая процесс на основе Ресурса № 3, приходят в итоге к выводу о другом способе изменения внутренней энергии – работе.
10
4
Закрепление новых наний и умений.
Ресурс № 4
Учитель предлагает учащимся открыть на компьютере (ноутбуки на каждой парте) и на основе Ресурса № 4 назвать способы изменения внутренней энергии.
Учащиеся на основе полученных знаний называют способы изменения внутренней энергии, по рисункам Ресурса № 4
4
4
Закрепление новых наний и умений.
Раздаточный материал.
Учитель для закрепление изученного материала предлагает учащимся вставить пропущенные слова, тем самым проверяет знания, полученные на уроке.
Учащиеся вставляют слова либо словосочетания по вариантам: 1 – при повышении температуры, 2- при понижении температуры.
4
5
Домашнее задание, подводение итогов урока.
Учитель дает домашнее задание в соответствии с тематическим планированием, подводит итог уроку.
4
Приложение к плану-конспекту урока
Внутренняя энергия. Способы ее изменения.
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ.
№ ресурса в уроке
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Маятник Максвелла.
Информационный ресурс
Модель
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2
Изменение внутренней энергии путем теплопередачи.
Практический ресурс.
Модель
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3
Изменение внутренней энергии путем совершения работы.
Практический ресурс.
Модель
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4
Способы изменения внутренней энергии.
Контрольный ресурс
Рисунок
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 215