Пособие к рабочей программе Пальчиковые игры
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. Сухомлинский
Пальчиковые игры не только развлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
СОДЕРЖАНИЕ
Игры с пальчиками
Ладошки...6
Прятки..6
Пальчик-мальчик.6
Пять пальцев6
Мы рисовали6
Мы писали7
Счет
Считалка для пальчиков №1...7
Считалка для пальчиков №2...8
Считалка для пальчиков №3.. 8
Игрушки
Шарик..8
Мои игрушки.. 8
Юла..9
Шарик и подружки.9
Игра в бубен....9
Части тела
Это я!....................................................................................................................9
Ножки. 9
С добрым утром!............................................................................................... 10
Ладушки-ладошки.10
Ловкие пальчики10
Пальчики-помощники...11
Утро раннее настало..11
Потягушки..12
Шел один я.12
Пять братьев...12
Одежда
Я перчатку надеваю...13
Осень
Листопад.13
Осенью13
Листья.14
Обувь
Новые кроссовки...14
Сапожник14
Упражнение с пробками...15
Фрукты
Яблоки15
Сливы..15
Апельсин16
Овощи
Капустка.16
Репка...16
Овощи.16
Зима
Снегири...17
Снежинки...17
Снежок17
Прогулка.18
Новый год
Ёлочка.18
На ёлке18
Домашние птицы
Домашние птицы...19
Петушок..19
Цыплёнок19
Курочка...19
Домашние животные
Повстречались20
Растеряши...20
Кот на печку пошёл...20
Собака.21
Котик...21
Котёнок...21
Идет коза рогатая...21
Свинка Ненила...22
Стучит, бренчит по улице.22
Встретились двое...22
Мышка23
Кошки-мышки23
Дикие животные
Есть у каждого свой дом..23
Белочка...24
Иголки24
Зайчики-пальчики.24
Ёжик24
Черепаха.25
Сорока-белобока....25
Ветер...25
Посуда.25
Помощник..25
Весна
Жаворонок..26
К нам весна пришла..26
Дом, Семья
Строим дом26
Дом..26
Дом и ворота..27
Дом..27
Радуются взрослые и дети27
Цветочек для мамочки..28
Семья..28
Домик..28
Обыкновенная28
Наша квартира...29
Замок...29
Гномики стирают...29
Большая стирка..30
Что мы едим
Тесто...30
Кашка..30
Хозяйка...30
Компот31
Крынка с молоком.31
Пирожки.31
Гостеприимство
Гости...32
В гостях у гномиков..32
Мебель
Мебель33
Много мебели в квартире.33
Стул.33
Транспорт
Пароходик..33
Транспорт...34
Ехали-ехали34
Насекомые
Насекомые..35
Бабочка...35
Комар..35
Пчёлы..35
Червячки.35
Паучок ...35
Летит комар36
Лето
Алые цветки..36
Рыбки.36
Колокольчики36
Что делать после дождика?..............................................................................37
Лужок.37
Рыбка. 37
Солнышко...37
Игры пальчиками
«Ладошки»
Ладошки вверх, Ладошки вниз,А теперь их на бочокИ зажали в кулачок
«Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
«Пальчик-мальчик»
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
«Мы рисовали»
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
«Мы писали»
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.
ритмично сжимать и разжимать кулаки.
Вы скачите, пальчики,
пальчики " скачут" по столу
Как солнечные зайчики.
указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.
Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок.
пальчики "скачут" по столу.
Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет.
- легкие движения кистями рук вправо влево
Вы не бойтесь ветра, зайки,
погрозить пальчиком.
Веселитесь на лужайке.
На последнюю помахать пальцами обеих рук
«Счёт»
Один, два, три, четыре, пять -(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)Вышли пальчики гулять.Один, два,три, четыре, пять -(зажимаем пальчики в кулачок)В домик спрятались опять!
"Считалка для пальчиков" №1
Давай-ка пальчики считать!
Один, два, три, четыре, пять.
поочередно загибаем пальчики на одной руке
Один, два, три, четыре, пять -
поочередно загибаем пальчики на другой руке
десять пальцев, две руки,
покрутить кистями рук, "как фонарики"
все твои помощники!
покрутить кистями рук, "как фонарики"
"Считалка для пальчиков" №2
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
загибаем мизинец
этот пальчик - чистит стол,
загибаем безымянный палец
этот резал,
загибаем средний палец
этот ел,
загибаем указательный палец
ну а этот лишь глядел!
загибаем большой палец
"Считалка для пальчиков" №3
Этот пальчик маленький,
загибаем мизинец
Этот пальчик слабенький,
загибаем безымянный палец
Этот пальчик длинный,
загибаем средний палец
Этот пальчик сильный,
загибаем указательный палец
Ну а это толстячок,
загибаем большой палец
А все вместе - кулачок!
покрутите кулачком
Игрушки
«Шарик»
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
«Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка, (Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.)
Это пёс. (Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).)
Вот машинка без колёс. (Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.)
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
«Юла»
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.
«Шарик и подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки
– Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели, нет игрушки,
Сели и заплакали
Пальчики обеих рук ребенок сжимает в «щепотку» и соприкасается ими только кончиками.
В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара.
Воздух «Выходит», и пальчики принимают исходное положение.
«Игра в бубен»
Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зареветь?
А комар забьет в него
– Не услышишь ничего.
Хлопать в ладоши.
Стучать большим и указательным пальцами друг о друга.
Части тела
«Это я».
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
«Ножки»
Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)В новые сапожки.Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)Прямо по дорожке.Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)В грязь не заходите,Сапожки не рвите.
«С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
Указательными пальцами поглаживать глаза Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него
С добрым утром, ушки!Вы проснулись?
Ладонями поглаживать уши Приложить ладони к ушам "Чебурашка"
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
Поглаживать то одну, то другую ручки Хлопки в ладоши
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
Поглаживание коленок Потопать ногами
С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)
Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх)
«Ладушки-ладошки»
Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Наварили кашки, Помешали ложкой.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Строили ладошки Домик для матрешки.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке - Накрошили крошек.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки, Танцевали ножки.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки, Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.
«Ловкие пальчики»
Мои пальчики расскажут,
Что умеют – все покажут.
Их пять на каждой руке.
Все сделать смогут, всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают, Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают
– Пять и пять моих ловких пальчиков.
Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.
Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.
Показывают растопыренные пальцы. Хлопают в ладоши.
Здесь и далее движения соответствуют тексту.
Показывают пальцы обеих рук.
«Пальчики – помощники»
Мои пальчики расскажут,
Что умеют – все покажут.
Их пять на каждой руке.
Все сделать смогут, всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают, Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают
– Пять и пять моих ловких пальчиков.
Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.
Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.
Показывают растопыренные пальцы. Хлопают в ладоши.
Здесь и далее движения соответствуют тексту.
Показывают пальцы обеих рук.
«Утро раннее настало»
Утро раннее настало,
Солнце из-за леса встало.
Скрещиваем ладони с растопыренными пальчиками.
- Эй, братец Федя, буди соседей!
Сжимаем в кулачок правую руку, большой палец правой руки направлен вверх, им ребенок совершает круговые движения.
- Вставай, Большак!
большим и указательным пальцами правой руки щелкаем по большому пальцу левой руки.
- Вставай, Указка!
большим и указательным пальцами правой руки щелкаем по указательному пальцу левой руки.
- Вставай, Середка!
большим и средним пальцами правой руки щелкаем по среднему пальцу левой руки.
- Вставай, Сиротка!
- Вставай и ты, крошка – Мирошка!
большим и безымянным пальцами правой руки щелкаем по безымянному пальцу левой руки, большим пальцем и мизинцем правой руки щелкаем по мизинцу левой руки.
- Доброе утро, Ладошка!
щелкаем большим и указательным пальцами правой руки по левой ладошке.
Все проснулись и потянулись.
Ребенок поднимает руки и тянется вверх.
«Потягушки»
Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись
И встряхнулись
По ладошке побежали,
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали
И устали.
Сели отдыхать.
Ребенок выполняет указанные движения.
Ребенок пальчиками левой руки «бежит» по правой руке и наоборот
Ребенок выполняет указанные движения.
Ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени или на стол.
«Шел один я»
Шел один я по дорожке,
Шли со мной мои две ножки.
Вдруг навстречу три мышонка,
Ой, мы видели котенка!
У него четыре лапки,
На лапках острые царапки.
Один, два, три, четыре, пять,
Нужно быстро убегать.
Ребенок показывает один пальчик.
Ребенок показывает два пальчика.
Ребенок показывает три пальчика.
Ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой.
Ребенок показывает четыре пальчика. Ребенок «царапает» поверхность стола.
На каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков. Ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола.
"Пять братьев"
Этот пальчик хочет спать,
загибаем поочередно пальчики
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
раскрываем кулачок
В детский сад идти пора!
Одежда
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики
Осень
«Листопад»
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый.
Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
Хлопки в ладоши.
«Осенью»
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями
«Листья»
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик(шаркаем ладонью об ладонь)Листья жёлтые летят и под ножками шуршатВшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)Листья жёлтые летят и под ножками шуршатВшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (указательные пальцы шаркают друг об друга).
Обувь
«Новые кроссовки»
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.
«Сапожник»
Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.
Мастер, мастер,Помоги - Прохудились Сапоги. Забивай покрепчеГвозди -Мы пойдем сегодня В гости!
Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Фрукты
«Яблоки»
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
«Сливы»
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясёт.
Разгибаем большой палец.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец.
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – «шалун»
Всё, всё съедает.
Разгибаем мизинец.
«Апельсин»
Мы делили апельсин(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)Много нас – а он – одинЭта долька – для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)Эта долька – для чижа Эта долька – для котятЭта долька - для утятЭта долька - для бобраА для волка – кожура!(встряхиваем обе кисти)
Овощи
«Капустка»
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох.
Петрушку
И свеклу. Ох.
Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.
Ребенок поднимает руки над головой и хлопает в ладоши.
Зима
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки.
Изображают «крылышки»
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Вращательные движения кистями рук.
« Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла.
Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой.
Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел.
Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.
«Снежок»
Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили (лепить,меняя положение ладоней) Круглый,крепкий,очень гладкий.(показывают круг,гладят ладони друг о друга) Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх) Два – поймаем. (" ловят", приседают) Три – уроним (встают, "роняют") И сломаем! (топают)
«Прогулка»
Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)Мы во двор пошли гулять(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)Суп поели ("едим суп"), спать легли (ладошки под щечку).
Новый год
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка.
Пальцы переплетены, большие подняты вверх.
Шишечки, иголочки,
Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.
Шарики, фонарики,
Ладошки держать «ковшиком».
Зайки и свечки,
«Зайчики» - указательные пальцы.
Звёзды, человечки.
Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.
«На елке»
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарочки принес.
Дал огромные пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Ребенок ритмично хлопает в ладоши.
Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.
Ребенок ритмично хлопает в ладоши.
Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого.
Домашние птицы
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши!
Показать все пальчики, «играя» ими.
«Петушок»
Наш красивый петушок
Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок.
Разжать ладони.
Крылышками машет.
Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт.
Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт.
Кистями рук сделать манящие движения.
"Цыпленок"
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок,
прижать кулачки друг у другу
Пальчиком, как клювом бьёт,
Буд-то бы зерно клюёт.
постучать указательными пальчиками по столу
«Курочка»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать(хлопаем ручками по коленкам)А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)Лапками гребите (загребаем ручками),Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)Съели толстого жука, дождевого червяка(показываем ручками, какой толстый жук)Выпили водицы полное корытце(показываем как черпаем воду и пьём).
Домашние животные
«Повстречались»
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
«Растеряши»
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этот маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел:
«Ап-чхи! Ап-чхи!
Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
Ребенок указательным пальцем левой руки по очереди дотрагивается до пальчиков правой руки.
Начинать лучше с мизинчика.
«Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл, (Пальчики «шагают»)
Горшок каши нашёл. (Горшок из ладошек)
На печи калачи, (Ладошки «лепят калачи»)
Как огонь горячи. (Подуть на ладошки)
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются. (Погрозить пальчиком).
«Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
«Котик» (выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умываетсяВидно, в гости собираетсяВымыл носик.Вымыл ротик.Вымыл ухо.Вытер сухо.
«Котёнок»
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
"Идет коза рогатая"
Идет коза рогатая,
изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
кончиками пальцев обеих рук постукивать по столу либо по коленкам
Глазками хлоп-хлоп.
хлопаем в ладоши
Кто каши не ест,
изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец
Молока не пьет,
Того коза
Забодает, забодает!
«Свинка Ненила»
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький!
То-то пригоженький!
Ходит бочком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком.
Хлопают в ладоши.
Поглаживают себя по голове.
Поглаживают кисти правой руки. Поглаживают кисти левой руки.
Ребром ведущей руки ведут по столу. Показывают указательные пальцы обеих рук.
Ставят кулачок на кулачок и на нос.
«Наездники»
Стучит бренчит по улице
– Фома едет на курице.
Тимошка на кошке
– По кривой дорожке.
Стучат кулачком о кулачок.
Локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный палец образуют «клювик», остальные изображают гребешок.
Локоть правой руки опирается на стол, указательный и мизинец образуют ушки, средний и безымянный плотно прижаты к ладони. Ребром ладони изображают движение по кривой по столу.
"Встретились двое"
Встретились двое котят: "Мяу-мяу!"
соединяем мизинцы обеих рук
И двое щенят: "Гав-гав",
соединяем безымянные пальцы обеих рук
и две лошадки: "Бру-бру",
соединяем средние пальцы обеих рук
и две коровки: "Му-му",
соединяем указательные и большие пальцы обеих рук
а рогатые ж, ну и ну!!!
показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы
"Мышка"
Мышка в норку пробралась,
"шагать" двумя пальчиками по столу
На замочек заперлась.
зацепить друг за друга указательные пальцы обеих рук, как цепочку
В дырочку глядит -
сделать колечко из большого и указательного пальцев и посмотреть в колечко
Кошка не бежит?
ладонь руки поднести ко лбу, как козырек, и посмотреть из-под нее, как будто вглядываемся вдаль
«Кошки-мышки»
Мягко кошка, посмотри,
Выпускает коготки.
И легонько их сжимает
– Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки убегает.
Пальчики ребенка на обеих руках сжаты в кулак и лежат на столе ладонями вниз; затем ребенок медленно разжимает кулачки, разводя пальчики в стороны, показывая, как кошка впускает коготки. Ладошки рук ребенка лежат на столе. Кошка (правая рука) крадется: все пальчики правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальчики правой руки быстро движутся назад.
Дикие животные
«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло уютно в нём.
Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.
«Белочка»
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.
«Иголки»
Ежик колкий,
Где твои иголки?
Вот они!
Пальчики сцеплены в замок.
Расцепить пальчики, но ладошки не разъединять.
"Зайчики-пальчики"
Раз, два, три, четыре, пять,
Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.
Вышли зайчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
«Ёжик» (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?(малыш катает ёжика ладошками)Надо бельчонку сшить распашонку(малыш катает ёжика по животику)Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите(катаем по полу)Если дам иголки - съедят меня волки!!!(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)
«Черепаха»
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!(большой и указательный пальцы «кусаются»)Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)
"Сорока-белобока"
Сорока-сорока
кашку варила,
водим по ладошке ребенка пальчиком
деток кормила:
водим по ладошке ребенка пальчиком
этому дала,
загибаем мизинец
этому дала,
загибаем безымянный палец
этому дала,
загибаем средний палец
этому дала,
загибаем указательный палец
а этому не дала!
потрясите большой пальчик
Ты дров не колол? Не колол.
потрясите большой пальчик
Воды не носил? Не носил.
потрясите большой пальчик
Здесь водичка - холодненькая,
гладим малыша по запястью
здесь водичка - тепленькая,
гладим малыша по плечу
а здесь - кипяток, кипяток!
щекочим малыша и смеемся!
«Ветер»
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Локти стоят на столе, кисти соединены у основания, ладони смотрят в разные стороны.
Качать руками из стороны в сторону. Ладони лежат на столе, пальчики согнуты. Пошевелить пальчиками. Кисти перекрещены; помахать ими. Ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу, выполнять ими ныряющие движения. Кисти прижаты у основания, ладошки смотрят друг на друга, пальчики согнуты. Открывать и закрывать «пасть крокодила».
Посуда
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
Весна
«Жаворонок»
Птичка, птичка, прилетай!
Весну-красну зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.
«К нам весна пришла»
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла!
Ручки протягивают вперёд «с букетом».
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели!
Пальчики двигаются, будто плетут венок.
Дом, семья
"Строим дом"
Молотком стучу, стучу,
постукиваем кулачком одной руки по расправленной ладошке другой руки
Сто гвоздей заколочу.
то же самое, только поменять руки
Буду строить дом, дом,
ставить поочередно кулачок на кулачок
Будем жить в нем, в нем.
соединить кончики всех пальцев обеих рук, изображая крышу
«Дом»
Стук -стук- постук, раздается где то стук.Молоточки стучат, строят домик для зайчат -Вот с такою крышей, (ладошки над головой)Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)И вот с таким замком! (сцепили ручки)
"Дом и ворота"
На полянке дом стоит,
соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома
Только к дому путь закрыт.
большие пальцы поднять вверх, повернуть ладони внутренней стороной к себе, но кончики пальцев обеих рук остаются соединенными, имитируем ограду
Мы ворота открываем,
ладони развести в стороны, параллельно друг другу
В гости всех вас приглашаем.
соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома
«Дом»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
тоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял,
Солнце было,
Дождик шел,
И тюльпан в саду расцвел.
Кончики пальцев сомкнуты под углом,
Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально.
Ребра ладоней прижаты друг к другу.
Пальчики растопырены и смотрят вверх. Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок.
Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, а мизинец – вниз. Кисти рук скрещены, пальчики растопырены. Потрясти кистями.
Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх.
«Радуются взрослые и дети»
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается,
Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Мимика, жесты.
«Семья»
С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
«Домик»
Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )И в окошко постучусь.Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )
«Обыкновенная»
Раз цветочек, два цветочка,
Ежики, ежики.
Наковальня, молоточек,
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте,
Зайчики, зайчики.
Ну-ка, дружно, Ну-ка, вместе:
Зайчики, зайчики!
Сделать фонарики.
Пальчики сцеплены в замок, но не лежат, а прямые.
Стучать кулачками друг об друга сверху. Указательным и средним изобразить ножницы.
Бегать на месте.
Выставить два пальчика на обеих руках и наклонять кисти в разные стороны.
«Наша квартира»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в нашей квартире.
В шкаф я вешаю рубашку,
А в буфет я ставлю чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Я сижу всегда на стуле,
На кровати я лежу.
А потом я с котом
Посижу за столом.
Чай с вареньем я попью.
Вот как я сейчас живу.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Ребенок на каждую строчку загибает пальчики, начиная с большого.
Ребенок попеременно хлопает в ладоши и стучит кулачками по столу.
«Замок»
На дверях висит замок.
Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог?
"замочком" вперед-назад
Мы замочком повертели,
Повертеть "замочком"
Мы замочком покрутили
Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Мы замочком постучали,
Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Постучали, и открыли!
Показать ладошки.
«Гномики стирают»
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.(загибать пальчики, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики) Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга) Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого) Тики – платочки,Лики – штанишки,Чики – носочки,Микки умница был,Всем водичку носил.
«Большая стирка»
С мамой мы белье стирали,
В речке вместе полоскали.
Выжали, повесили
– То-то стало весело!
Ребенок трет один кулачок о другой.
Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья. Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья. Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.
Что мы едим
«Тесто»
Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)Мы пирог лепили (ладошки лепят)Шлёп, шлёп, Шлёп, шлёпСлепим мы большой пирог! (разводим руки)
«Кашка»
В поле каша росла,
К нам в тарелочку пришла.
Всех друзей мы угостим,
По тарелке всем дадим.
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке,
Всем дадим по ложке!
Ребенок поднимает руки вверх и шевелит пальчиками.
Ребенок «идет» пальчиками по столу. Ребенок «мешает кашу» в левой ладошке пальцем правой руки.
Ребенок «мешает кашу» в правой ладошке пальцем левой руки.
Загибать по одному пальчику на обеих руках.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
«Хозяйка»
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)В миску молока налью, (наливаем молоко)Положу туда крупу (насыпать крупу)И поставлю на плиту.(поставить на плиту)Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)
«Компот»
Будем мы варить компот,
Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот.
Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.
Развести руки в стороны.
«Крынка с молоком»
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком.
К крынке кошка подошла,
Сверху сливки полила.
Глубже сунулась в горшок:
Молочка напьюсь я впрок!
Что случилось: ой-ой-ой!
Кошка крутит головой,
Налакалась молочка – Не уйти ей из горшка!
С головы горшок не слез,
С ним и убежала в лес.
Сделать из всех пальцев кружок. Перебирать двумя пальчиками.
Сгибать и разгибать указательный пальчик.
Зажать указательный пальчик правой руки пальчиками левой.
Пытаться вытащить пальчик.
Быстро перебирать двумя пальчиками.
«Пирожки»
Я купила масло,
Сахар и муку,
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку,
Всех друзей я в гости жду.
Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках, перечисляя продукты.
Ребенок имитирует лепку пирожков.
Ребенок имитирует движения, созывающие гостей
Гостеприимство
Гости
К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)Все друг другу руки жали.Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)Здравствуй Жанна,(большой и средний)Рад Серёжа,(большой и безымянный)И Снежана (большой и мизинец)Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)Вот драже вам на дорожку(пальчиком тычем в открытую ладошку)Вы берите понемножку(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)Все стряхнули быстро крошкиИ захлопали в ладошки!
«В гостях у гномиков»
Гномы гостей приглашали.
Гномы гостей угощали.
Каждому гостю досталось варенье. Пальчики склеило то угощение,
Плотно прижалась ладошка к ладошке, Гости не могу взять даже ложки!
Перед началом игры ребенок сжимает кулачки на обеих руках.
Взрослый отгибает ребенку пальцы по очереди. Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем. Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика. Ребенок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев. Ребенок плотно соединяет ладошки.
Мебель
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло стол, диван, кровать,
Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал!
Поднимать зажатые кулачки вверх.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)
Транспорт
«Пароходик»
Пароходик в море был.
Ладони соединить в форме чаши.
Вот он к пристани приплыл.
Сделать волнообразные движения в воздухе.
Загудел в свою трубу: «У – у – у !»
Одновременно пошевелить большими пальцами.
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть:
Сжимать и разжимать пальчики.
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт.
Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
«Ехали-ехали»
На лошадке ехали, до горы доехали.
На машине ехали, в город все приехали.
В паровозе ехали,
И домой приехали!
Ручки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, выполняется движение вверх-вниз.
Пальчики сжаты в кулачки, наклоняем ручки их стороны в сторону.
Ручки согнуты в локтях, пальчики в кулачки, изображать, как едет паровоз.
Насекомые
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем:
Сжимать и разжимать кулачки.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращать мизинцем.
Прячьтесь!
Спрятать руки за спину.
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
«Комар»
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)А мы его - хлоп (ладошкой до лба)И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)Отпустим комара? Отпустим!(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
«Пчёлы»
Вот улей, (показываем кулачек)Здесь живут пчелы.Вот они показались из домика,(поочередно отгибаем пальчики)Одна, две, три, четыре, пять!З-з-з-з-з-з....." (щекочем ребенка)
«Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу) Каркает:"Вот и обед"(указательный и большой пальчики "каркают".) Глядь (разводим ручками), а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).
«Паучок»
На изогнутый сучок,
Сломанный, осенний
Опустился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сам в сторонку
И молчок.
Ребенок опускает правую кисть, шевеля пальчиками, на левую ладошку.
Ребенок скрещивает указательные пальчики.
Ребенок складывает пальчики правой руки в щепоть и опускает сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой».
Ребенок пальчиками правой руки «пробегает» по левой руке от кисти до локтя.
Ребенок прикладывает указательный пальчик правой руки к губам.
«Летит комар»
Летит муха вокруг уха, «ж-ж-ж».
Летят осы вокруг носа, «с-с-с».
Летит комар, на лоб – оп!
А мы его – хлоп!
Водить пальцем вокруг ушка.
Водить вокруг носа.
Дотронуться пальчиком до лба.
Слегка шлепнуть ладошкой по лбу.
Лето
«Алые цветки»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.
Ребенок медленно раскрывает пальцы.
Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.
Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.
Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».
"Рыбки"
Рыбки плавали, ныряли
имитировать пальчиками плаванье рыбок
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся,
сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)
Разожмутся,
растопырить пальчики
То зароются в песке.
снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой
«Колокольчики»
В прятки пальчики играют
Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают,
Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки
Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Качание и наклоны кистей вправо-влево.
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся
К нам с тобой.
Круговые движения кистями.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты?
Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.
«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика? (Соединяем по очереди все пальцы с большими.)
По лужицам скакать! (Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.)
Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы рук с большими.)
Кораблики пускать! (Рисуем обеими руками восьмёрку.)
Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы с большими.)
На радуге кататься!
(Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.)
Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы с большими.)
Да просто улыбаться!
(Улыбаемся.)
«Лужок»
На лужок пришли зайчата,Медвежата, барсучата,Лягушата и енот.На зелёный на лужокПриходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)
«Рыбка»
Рыбка в озере живётРыбка в озере плывёт(ладошки соединены и делают плавные движения)Хвостиком ударит вдруг(ладошки разъединить и ударить по коленкам)И услышим мы – плюх, плюх!(ладошки соединить у основания и так похлопать)
«Солнышко»
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Arial Blackпальч игрыРисунок 5пальчиковые игрыРисунок 14пальчиковые игры