Открытое занятие по робототехнике
Открытое занятие по робототехнике
Тема занятия:
«Конструирование робота с последующим участием в соревновании
«Траектория»
Цель занятия:
сконструировать робот
Задачи:
Образовательная:
- закрепить умения выполнения работы по образцу при конструировании робота;
Развивающая:
- развивать любознательность, наглядно-логическое мышление, способствовать привитию аккуратности, точности, умению доводить дело до конца;
Воспитывающая:
- воспитывать интерес к техническому творчеству, умению работать в коллективе.
Вид деятельности:- конструирование
Тип занятия: - закрепления знаний, выработка умений и навыков
Метод обучения:- практическая работа
Форма работа:- групповая
Педагогические технологии: ИКТ, коллективное творческое дело
Оборудование и материалы:
Конструкторы LEGO MINDSTORMS NXT 2.0.
Готовый образец робота.
Раздаточный материал: инструкции по работе с конструктором LEGO MINDSTORMS NXT 2.0, положения соревнований.
ТСО: ноутбук, презентация на занятие №1, презентация на занятие №2 .
Поля – траектории для тестирования.
План занятия:
1) Организационный этап
- приветствие
- деление детей на группы
- сообщение темы и цели занятия
2) Основной этап
- беседа
- практическая работа
3) Заключительный этап
- выводы
- рефлексия
Подготовительный этап педагога к занятию
На партах подготовлены конструкторы для работы, раздаточный материал, готовый образец робота, смайлики для рефлексии.
1)Организационный этап
Цель:
включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
Деятельность педагога Деятельность обучающихся- Доброжелательное приветственное слово педагога.
-Проверка педагогом готовности обучающихся к занятию, наличия конструкторов, раздаточного материала.
- Сообщение о необходимости сборки робота для следующей категории соревнований «Траектория». - У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
- Рассаживание обучающихся по группам (по желанию).
- Включение учащихся в деятельность.
Проверка готовности рабочего места.
2)Основной этап
- беседа
Цель: актуализация ранее изученного материала, необходимого для усвоения нового.
Деятельность педагога Деятельность обучающихся-Ребята, мы с вами на предыдущих занятиях говорили про роботов и все вы знаете, что основой каждой модели роботов является микрокомпьютер. Ведь именно с него модель сможет получать данные из окружающей среды при помощи датчиков (света, цвета, касания и т. д.) и соответственно реагировать на получаемые данные, включая или выключая двигатели и лампы. Еще с помощью микрокомпьютера можно подавать звуковой сигнал или проигрывать мелодию. Все программы пишутся на компьютере и с помощью USB-кабеля передаются на компьютер. Пока вы ещё не научились программировать, поэтому в ваших процессорах записаны готовые программы.
-На прошлом занятии мы с вами познакомились с подготовкой роботов к соревнованию «Кегельринг» (Презентация на занятие №1).
-А сейчас мы с вами внимательно рассмотрим основные правила подготовки роботов к соревнованию «Траектория» (Презентация на занятие №2). -Обучающиеся внимательно слушают.
-Все обучающиеся работают в группах.
-Обучающиеся читают правила.
- Сегодня на занятии мы продолжим конструировать робот по образцу, для того, чтобы он участвовал в соревнованиях «Траектория». Для этого вам необходимо внимательно рассмотреть готовый образец, который стоит на парте. И собрать из конструктора NXT точную копию этого робота.
-Чтобы начать собирать, вам необходимо найти основные детали: какие и сколько?
-Какие дополнительные детали вам еще понадобятся?
-Постарайтесь не забыть об этих деталях во время сборки, а если что-то забыли, еще раз можно сверить необходимые детали с образцом или посмотреть инструкции.
-Прежде чем начнем собирать, вспомним технику безопасности при работе с конструктором, а именно с процессором NXT. Назовите основные правила работы с NXT и правила установки батарей в батарейный отсек процессора. Чтобы не забывать об основных правилах, у нас на стене всегда висят правила установки батарей.
- Далее напомню, что у процессора есть 7 портов: A, B, C с одной стороны и 1, 2, 3, 4 с другой. Правила подключения вы все знаете, и если кто-то забыл, то может прочитать их на стенде.
- У кого-то возникли вопросы? Всем всё понятно?
- Педагог отвечает на вопросы.
-Итак, приступим к работе. -Обучающиеся внимательно рассматривают робот.
- Обучающиеся отвечают, какие детали являются основными (один процессор, два сервомотора, один датчик цвета, 3 провода по 30 см, два колеса).
- Обучающиеся продолжают перечисление: балки, штифты, оси, втулки.
-Обучающиеся сообщают о необходимости аккуратного обращения с процессором, проверки наличия заряда батарей.
- Обучающиеся должны удостовериться, что на стенде расположены правила подключения к портам.
- Задают вопросы.
- Приступают к работе.
- практическая работа
Деятельность педагога Деятельность обучающихся- В ходе сборки робота педагог отвечает на вопросы обучающихся.
- Педагог помогает обучающимся подключать датчик и моторы.
- Педагог помогает правильно устанавливать колеса к процессору, проверяет правильность подключения датчика и моторов.
- Работают в группах: сборка робота, присоединение колеса к процессору.
-Работают в группах: сборка робота, присоединение датчика цвета к процессору.
-Работают в группах: сборка робота, установка дополнительного колеса.
В конце практической работы проводится сверка роботов с готовым образцом
- Ребята, наше занятие подходит к концу и нам сейчас необходимо проверить действия ваших роботов: для этого сначала наводим порядок на партах, складываем все детали в коробку и убираем их с парт на стол, который стоит возле стены.
- После этого расстилаем на парты поля, ставим роботов на черную линию. Затем включаем процессор, находим программу «Traektoria». -Обучающиеся наводят порядок на партах, убирают с парт конструкторы.
- Обучающиеся расстилают поля (на каждую группу – одно поле). Ставят роботов на линии и включают процессоры, находят программу и тестируют роботы.
Проводится пробное тестирование роботов.
Предварительные заезды роботов. Подготовка к участию в соревновании.
3) Заключительный этап
Цель: подведение итогов занятияДеятельность педагога Деятельность обучающихся-Молодцы, ребята, сегодня все активно поработали, все группы справились с заданием.
-Были ли у кого-то трудности при сборке?
-Какие основные критерии в соревновании «Траектория»?
-На следующем занятии мы с вами проведем соревнование «Траектория» между группами.
-А сейчас я хочу узнать, понравилось ли вам сегодня занятие?
-Кому понравилось – возьмите и покажите этот смайлик
-А кому не понравилось - покажите этот смайлик
- Обучающиеся довольны своей работой.
-Не сразу находили необходимые детали.
-Робот должен быть автономным. Ему необходимо ехать по черной линии бесконечно. Размеры робота 25Х25Х25см.
- Все обучающиеся поднимают
Всем спасибо за внимание!