Статья для учителей английского языка. «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроках английского языка»
Статья для учителей английского языка. «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроках английского языка»
Буркова Е.Н., учитель английского языка МБОУ «СОШ №6»
Умение ставить разумные вопросы
есть уже важный необходимый
признак ума и проницательности
Кант
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьников может быть оценена такими критериями: 10% — читает глазами; 26% — слышит; 30% — видит; 50% — видит и слышит; 70% — обсуждает; 80% — опирается на опыт; 90% — говорит и делает совместно; 95% — обучает других. Но образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся.
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках предмета – иностранный язык.
Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речью сводятся к следующим действиям:
1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане, чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке».
2. Действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера;
3. Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;
4. Действия по выбору языковых средств, в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;
5. Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;
Здесь важно создавать условия, когда дети высказывают свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения; учитель демонстрирует детям образец не авторитарного стиля общения, предлагает необходимые языковые и речевые средства, оказывает любую необходимую помощь маленькому ученику, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.
Критерии сформированности коммуникативных действий
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе;
Сотрудничество и рефлексивная оценка
- умение задавать вопросы;
- умение слушать и учитывать другие точки зрения;
- умение аргументировать свою позицию;
- умение распределять задания при групповой работе;
- умение осознавать ответственность за результаты совместной деятельности;
- умение оценивать результаты совместной работы;
- умение критически оценить свою деятельность, факторы, повлиявшие на ее результативность.
Упражнения для развития коммуникативных универсальных учебных действий
Мы задаем вопрос, чтобы получить новую информацию в виде ответа. Только тот, кто правильно задает вопрос, получает нужный ответ.
При помощи вопросов возможно:
1. направить процесс получения и передачи информации в русло, соответствующеевашимпланам и пожеланиям;
2. наметить дальнейшие действия;
3. изменить значение полученной информации
Примеры коммуникативных УУД:
Я думаю, что…
Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…
Не могли бы вы помочь…
Извините, где, что, когда
Complete the sentences (закончите предложения)
Yugorsk was founded in ……. .
It is ……. years old.
It got a new name Yugorsk in …
You can get much interesting information about Yugorsk in…
….. was born in…
Many famous people visited, lived and worked in YugorskYugorsk is a town of …
In Yugorsk there are …. schools and …
There are many places where people can go and have a rest…
People living in Yugorsk … it very much.
Составить рассказ с опорой на план
продолжение действия
кого видишь
где они находятся
что делают
что придумывают
как хотят осуществить идею
с чего начинают
заканчивается.
Составление рассказа предполагает активное использование лексико-грамматического материала, а поэтому целесообразно использовать этот вид упражнений по прохождению данной темы или ряда тем.
-Get ready to speak about yourself. I’ll name the word, you make up the sentence with this word.
(рассказать о себе, я называю слово. А ты составляешь предложение) 1) name
2) from
3) eleven 4) family 5) mother 6) father 7) brother 8) sister 9) hobby
10) can
Прием «Дерево предсказаний»
Скажи, о чем, судя по заглавию, может идти речь в данном тексте. Попробуй вырастить «Дерево предсказаний». Сделай не меньше трех предсказаний.
“Old and new Yugorsk”
2658110360045
4001135310515YyyI
I
I
I
I I I I I I I II II
I II
I II
I II
l1905000310515Пирамида рассказа
Этот прием используется при изложении содержания текста. Верхушка пирамиды представляет главное (Название темы) далее в 2-х словах предлагается описание, в 3-х словах – описать место действия, в 4-х и последующих – основные события и развязку.
I would like to tell you about my native town Yugorsk. Every year our town Yugorsk becomes more comfortable and more beautiful, and modern. It is situated in Sibiria. During the last years it has increased, the quality of life became better. Modern and the most beautiful buildings of the town are hotels, hospitals, school № 6, and so on. The cultural life, services have improved. Yugorsk builds actively.
Fill in the gaps with the necessary words and retell (вставьте пропущенные слова и расскажите прочитанное)
Yugorsk was founded as a ……. . It became a ……. In ….. In the days of Great Patriotic War a lot of ……. went to ……. their Motherland. Some residents of our native town were awarded the honorary titles of Heroes of the Soviet Union. In those days people gave ……., proviant and some equipment to the country. It was not an easy victory. A Monument to the ……. of Yugorsk who lost their lives on ……. in the years of Great Patriotic War is set in…..street. We’ll …….them forever.
Thousand ammunition settlemen defend town Inhabitants battle fields remember people defenders ZheleznodorozhnayaUsing words make up a story (используя слова, составь рассказ)
971550130175
Using cluster make up a story (используя кластер, составьрассказ)
To go in for sport
Healthy life - style
используя денотатный граф, составь рассказ
Toeathealthyfood
Do not use bad habits
AthleticsStrongBeautiful
Тренировка навыков диалогической речи
I think you will be glad to play the game «Guess what he / she didyesterday». One of you will go to the blackboard and remember whathe did yesterday. We shall try to guess this action. Let's decide who willgo to the blackboard with the help of this poem.
Go, run, jump high
Don't say to us Good-bye!
Go, run, jump high
Don't say to us Good-bye!
At the Library (составь рассказ по образцу)A- Hello.B- Hello.A- Have you read this book?B- Oh, yes, I loved it. Has Shakespeare written any other plays?A- A great number. Shall I choose a book for you?B- Do, please. A- Try this. It’s very famous and very good.B- “All’s Well That Ends Well by William Shakespeare.I’d love to try it. Thank you.A- You are welcome.
Синквейны - быстрый, но мощный инструмент для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информацию и формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Название (обычно существительное) ———————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути
Englishlesson
Funny and educational
Translate, teach, rear
Useful for me
The language of future
(A. Pyzuvkov)
English lesson
Happy, lovely
Play computer, think, and be happy
Help to understand others.
Favorite lesson
(S. Shevchenko)
English lesson
Useful, necessary
Teach, draw, and write
Help to learn English.
Knowledge
BannixFamily
Friendly, happy
Relax, play, and to fish
Make a man happy
Native land
(N. Popova)
Class leader
Kind, friendly
Look after, be upset, and love
Always help
The second mother
(E. Toporova)
Job
Favorite, main
Invent, answer, advice
It’s my future life
Money
Литература
1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
2. ttp://eng.1september.ru/view_article.php?ID=2009019093. http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-2424.http://teach-learn.narod.ru/howlearn.htm