ТЕМА НЕДЕЛИ: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИ


Календарно-тематическое планирование ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС
ТЕМА НЕДЕЛИ: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИ
Программное содержание: Расширять представления о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и обычаев народов России; знакомить с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками. Рассказывать о русской избе, предметах быта, одежды. Воспитывать интерес, любовь к народной культуре Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества «Мы юные мастера народного декоративно-прикладного искусства», игра – презентация «Назови правильно» СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ (НОД, вид деятельности, тема, цель, источник)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ Тема: Культура и традиции русского народа Пр. сод-е: закрепить знания о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре; уточнить знания о таком понятии как «традиция», вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социально действительностью», стр. 120. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФЭМП Тема: Группы предметов. Ориентировка в пространстве. Овал. Измерение предметов. Пр. сод-е: Упражнять детей в определении количества групп и количества предметов в группах; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; уточнить представление об овале; учить измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки. Метлина, стр. 178 Тема: Составление групп предметов. Измерение предметов Пр. сод-е: Учить составлять группы, содержащие равное число предметов; определять количество групп и количество предметов в них; измерять длину и ширину предметов, по ходу измерения откладывать предметы-метки, упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. (стр. 180) РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ Тема: Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется» Пр. сод-е: Учить выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста; активизировать употребление в речи глаголов; упражнять в образовании сравнительной степени имен прилагательных; учить понимать смысл пословиц О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, РР детей 6-7 лет стр. 87 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Тема: Звуковой анализ слов Пр. сод-е: Продолжать учить проводить звуковой анализ слов; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить знание о словоразличительной роли звука. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУД/ЛИТЕР Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Пр. сод-е: Познакомить с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи. Обогащать словарь словами обществоведческого характера. Развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства. Воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев. Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по РР. стр. 90 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСКУССТВОМ Тема: Краса ненаглядная Пр. сод-е: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видами народных промыслов, к разнообразным природным материалам из которых мастера делали различные изделия Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по РР. стр. 166 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: РИСОВАНИЕ Тема: Русская народная одежда Пр. сод-е: Продолжать знакомить с историей и особенностями русского народного костюма. Расширять знания о русской народной культуре. Учить рисовать русскую народную одежду, передавая ее характерные особенности Д. Н. Колдина. Рисование с детьми 6-7 лет, стр. 34 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: РИСОВАНИЕ Тема: Старинная постройка - терем Пр. сод-е: Познакомить с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями; учить изображать сказочный деревянный терем со светёлкой, с узорами на наличниках, ставнях, передавать фактуру дерева тонкими линиями и штрихами разного характера; закреплять умение рисовать и закрашивать разным нажимом карандаша. Г. С. Швайко. Занятия ИЗО в д/с, стр. 123. Королёва, стр. 20 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: АППЛИКАЦИЯ Тема: Хоровод матрешек Пр. сод-е: Воспитывать интерес к народному искусству, развивать эстетическое восприятие, умение вырезывать из бумаги, сложенной в несколько раз, силуэт матрешки, цветы для сарафана, уметь располагать матрешек в одной композиции (на лугу, в хороводе и т. д.) Т. Г. Казакова. Занятия по ИЗО в д/с. стр. 131 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: КОНСТРУИРОВАНИЕ Тема: Дворец для сказочных героев Пр. сод-е: Учить творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы в оформлении дворцов; воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы. Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. стр. 38 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: МУЗЫКА Тема. По плану музыкального руководителя ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ФИЗКУЛЬТУРА Тема. По плану физ. руководителя ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ОО
Игровая: Сюжетно – ролевые игры: «Театр», «Ярмарка» Дидактические игры: «Сложи картинку», «Подбери картинки правильно», «Составь узор», «Жостовские подносы», «Какая сказка? », «Назови ремёсла» Коммуникативная: Беседы: «Чудо – чудное» (русские народные игрушки, «Эти мудрые русские сказки», «Традиции России», «Золотые руки мастеров», «Русские посиделки» Индивидуальные беседы: «Что я видел по дороге в детский сад» Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме. Отгадывание загадок: теме Составление описательных рассказов: по народным игрушкам, по своим работам Дидактические игры: «Угадай-ка», «Назови правильно», «Какой, какая, какие? », «Что из чего сделано? », «Назови сказку» Артикуляционная гимнастика: «Катание шарика», «Шторки» Познавательно исследовательская: Экскурсии и целевые прогулки: по территории детского сада Наблюдения: за состоянием погоды, за деревом – осиной, за поведением птиц зимой, а небом, за одеждой людей, за вьюгой Рассматривание: предметных картинок, иллюстраций, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки» и др., игрушек: матрёшки, водоноски, индюка На прогулке: снежинок, следов на снегу Опыт: Снег и лед – вода изменившая своё состояние под воздействием температуры Восприятие художественной литературы и фольклора Слушание и обсуждение: русских народных сказок, былин о русских богатырях, потешек; р. н. с. «Василиса Прекрасная» Трудовая: Самообслуживание: закреплять умение аккуратно складывать одежду в шкаф Культурно-гигиенические навыки: закреплять умение, закончив еду класть столовый прибор в тарелку, а не на стол; упражнение «Покажи Незнайке, как правильно пережёвывать пищу» Общественно-полезный труд: учить самостоятельно наводить порядок в игровых зонах Труд в природе: закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву на прогулке: расчистка дорожек от снега, сгребание его в кучу Изобразительная: Лепка: «Гончары» Рисование: «Моя любимая русская народная сказка» Конструирование: «Сказочный терем (Дворец) » Музыкальная: Слушание: песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; музыки «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова Двигательная: Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Найдём следы зайца», «Охотники и зайцы», «Мороз –Красный нос», «Найди, что спрятано» Игровые упражнения: «Кто дальше бросит? », «Кто быстрее? », «Точный пас», «По дорожке» Физкультурные минутки: «Хохлома, да хохлома… ». Пальчиковая гимнастика: «Мы лепили, мы лепили, наши пальцы утомили… .» ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА (форма работы, тема, ФИ ребёнка)
- «Рассмотри и расскажи» - закрепить знания о стране, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре - Д/игра «Измерь предмет» - упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки - И/упр. «Сравни числа» - упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10 - «Расскажи сказку» - упражнять в выразительном пересказе сказки с использованием слов и выражений из текста - Д/игра «Назови звук» - упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки - Рассматривание иллюстраций к былине – развивать представления о русской истории, жизни предков и героев - Д/игра «Угадай-ка» - закреплять знания о видах искусства - «Нарисуй узор» - упражнять в рисовании элементов растительного узора - «Нарисуй и закрась» - упражнять в умении рисовать и закрашивать изображение разным нажимом на карандаш - Упражнять в вырезывании предметов из бумаги сложенной в несколько раз - «Придумай и построй что хочешь» -развивать умение придумывать и осуществлять замысел при создании различных построек ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ПО ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Утренняя гимнастика: Комплекс ОРУ без предметов № Гимнастика пробуждения: Комплекс № Профилактические мероприятия: гимнастика для глаз. Комплекс №; проф. плоскостопия Комплекс № ; проф. нарушения осанки Комплекс № Дыхательная гимнастика: «Семафор», «Регулировщик» Закаливающие процедуры: контрастные воздушные ванны, босохождение по комбинированным дорожкам ОРГАНИЗАЦИЯ ППРС ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
- Обеспечить необходимое оборудование для СХД: лепка «Гончары»; рисование цветными карандашами «Моя любимая русская народная сказка» - Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевые игры: «Театр», «Ярмарка» - Создавать несложные знакомые детям конструкции, рисунки, для самостоятельного воспроизведения построек «Сказочный терем» из строительного набора - Обеспечить детей необходимым материалом для развития театрализованной деятельности по мотивам р. н. сказок - Способствовать познавательному, художественно-эстетическому развитию детей, через расположение в группе: предметных картинок, иллюстраций, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки» и др. - Побуждать играть в н/п игры: : «Сложи картинку», «Подбери картинки правильно», «Составь узор», «Жостовские подносы», «Какая сказка? », «Назови ремёсла» - Поддерживать в стремлении самостоятельного выбора вида деятельности по интересам ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ И ДР. ОУ
Консультации: «Воспитательное значение русского фольклора», «Культура и традиции русского народа», «Народные ремесла и промыслы» Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Мастер-класс для родителей «Рисование элементов хохломского узора» Индивидуальная беседа «Одаренный ребенок», рекомендации родителям. Тематическая подборка материала «Читаем и учим вместе с детьми»