Исследовательский проект Изучение восприятия младших школьников как средство реализации личностно-ориентированного подхода



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеляждурская начальная школа-детский сад» Куженерского района Республики Марий Эл




Исследовательский проект «Изучение восприятия младших школьников как средство реализации личностно-ориентированного подхода»


Школьное методическое объединение учителей начальных классов. Разработала Петрова Л.В.




2016 г.



Оглавление
Введение. Что такое три способа познания
основная часть:
основные особенности зрителя, слушателя, деятеля;
исследование учебных дисциплин;
организация в образовательном процессе индивидуального пространства для каждого ребёнка;
рекомендации родителям по правильной организации детей для работы над домашними заданиями.
Выводы.
Список литературы.
Приложение.





























Введение
Актуальность. Если ясным весенним утром вы переступаете порог дома и окажетесь на улице, что именно привлечёт ваше внимание. Распустившиеся на окнах фиалки и яркие одежды прохожих. А может, тёплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший ваши волосы. Или, может, ваше внимание привлечёт рёв соседской машины, и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он поставит на это чудовище надёжный глушитель.
Вы не случайно объектом вашего внимания выбрали прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звуки. В нашей жизни мы, естественно, используем для познания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаем предпочтение одним, а не другим. Эта врожденная особенность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать - зрительный, слуховой или осязательный - и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту внимания. Довольно часто на основе врожденного приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.
Так и ребенок, который приходит в школу, имеет свои индивидуальные особенности - возрастные, психологические, социальные и др. Индивидуальность человека зависит от его наследственности и природных задатков, которые необходимо развивать и на которые необходимо опираться в учении и в труде. В данной работе я постараюсь показать, как, учитывая психофизиологические особенности восприятия учеников, построить образовательный процесс.
Цель исследовательской работы - изучить способы познания своего класса и использовать данные исследований при организации обучения, также эти знания помогут родителям для
правильной организации выполнения домашних заданий. Считаю, что эта тема актуальна, так как на любом этапе урока, а особенно это касается этапа изучения нового материала, восприятие стоит на первом месте. Иными словами, восприятие
основной процесс, вокруг которого строится развитие учащихся.
Объект исследования - обучающиеся первого класса школы. Предмет исследования - особенности восприятия младшего школьника.
В качестве гипотезы исследования выступает мнение о том, что изучение способов познания ребёнка является одним из важных моментов личностно-ориентированного подхода. Предмет исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
Изучить теоретические основы восприятия.
Проанализировать работы психологов по данной тематике.
Провести диагностические наблюдения,
направленные на выявление способов познания детей класса.
Исследовать учебные дисциплины.
Использовать данные исследований в практической работе.
Методы и методики исследования:
наблюдение, 2) беседа, 3) анкетирование, 4) обработка, обобщение, анализ полученных данных.
Практическое значение исследования. Процесс усвоения детьми учебного материала можно облегчить, если использовать специальные средства, помогающие ученикам с различными системами восприятия найти лучшие для себя способы деятельности. Обучение в соответствии с ведущим типом восприятия строится в четыре этапа:
й этап - выявление преобладающей системы восприятия;
й этап - адаптация учебного материала к ведущей системе восприятия;
й этап - формирование умений переводить информацию из одной системы восприятия в другую;
й этап - развитие недостаточно развитых систем восприятия.
Апробация проводилась в течение первого года обучения начиная со второго полугодия. Чтобы подготовка к уроку не казалась громоздкой, все содержание учебного материала делила по способу изложения:
говорю и слушаю;
показываю и вижу;
делаю.
Основные особенности зрителя, слушателя, деятеля.
Восприятие - сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающий мир, исследует воспринимаемые объекты. Существуют различные системы восприятия информации (или, по-другому, модальности): зрительная
(визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).
У детей в начальной школе преимущественно развита та или иная система восприятия. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: слуховую, визуальную и кинестетическую, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию - глазами, ушами или посредством осязания. Проще употреблять для описания способов познания, свойственных детям, такие термины, как «зритель», «слушатель», «деятель». У детей в начальной школе преимущественно развита та или иная система восприятия. Визуалы хорошо воспринимают учебный материал, если он представлен наглядно, но с трудом запоминают словесные инструкции. Визуалы обычно используют слова: видеть,
смотреть, наблюдать, ярко, картина, светлый, темный. Аудиалы легко отвлекаются на шум, разговорчивы настолько, что, бывает, разговаривают сами с собой; обучаются, слушая. Слова, которые они используют: слышать, говорить, молчать, громко, тихо, спокойно, звучать, звенеть. Кинестетики лучше запоминают материал, выполняя какие-либо действия, много двигаются, жестикулируют, хорошо помнят общее впечатление, а не детали. В разговоре используют слова: чувствовать,
переживать, дотрагиваться, держать, хвататься, давить, теплый, холодный. В школе учителя часто опираются на словесные инструкции, а следовательно, задействуют аудиальную модальность, нередко используют наглядность, которая соответственно воздействует на визуальную модальность. Сложнее всего кинестетикам, хотя в современной школе внимание деятельностному подходу уделяется, но не всегда и не на всех уроках. Даже при активном использовании наглядности и деятельностного подхода материал преподносится учителем для всех одинаково и задания даются одинаковые, не учитывающие систему восприятия учеников.
Речь не идет о том, что какой-то из этих способов познания правильный или неправильный. Однако годы работы убедили меня в существовании определенной связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками - теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию,- и успешной учебы ребенка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьезного внимания. Важно помнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель или зритель- слушатель. Вместе с тем, значительное количество детей предпочитает один, вполне определенный и четко выраженный способ познания. Для выявления ведущей модальности провела ряд наблюдений:
на родительском собрании попросила родителей заполнить анкету, предварительно понаблюдав за своим ребенком; (Приложение 1)
сама наблюдала за детьми, на уроке, на перемене, на внеклассных мероприятиях, в общении с одноклассниками, друзьями; (Приложение 2)
-давала детям задание оценить свои возможности (Приложение 3).
На основе данных разделила класс на группы (приложение 4).
Основные особенности зрителя. Зрители познают окружающий мир визуально, т.е. при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладает великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремится прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем. Большинство зрителей выделяются значительной моторикой, т.е. движениями, в которых задействованы одновременно глаза и мелкая мускулатура, например, мускулатура пальцев.
Зрители любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они быстро учатся рисовать, писать, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.
Основные особенности слушателя. Слушатели познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Эти дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, в школе охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя. Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.
Основные особенности деятеля. Деятели познают окружающий мир тактильным способом, т.е. путем непосредственного прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активные движения, а значит, активность крупной мускулатуры - плеч, рук, ног, стопы и т.д. Большинство деятелей не знают покоя. Они много двигаются, предпочитают активные игры, связанные с прыжками, бегом, лазанием. Беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости. Неистовый темперамент большинства деятелей обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они не требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. Деятели эмоционально неустойчивы - гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой. Их явное предпочтение физического восприятия зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в учебе.
Исследование учебных дисциплин.
Учебные дисциплины, изучаемые в школе, можно подразделить на слушательские и зрительские. Навыки ребенка- деятеля оказываются полезными только на уроках физкультуры, технологии. С учетом многочисленных наглядных пособий, используемых на занятиях, легко прийти к выводу, какую пользу приносят зрительские способности в процессе овладения учебным материалом. Так, орфография, в первую очередь, основывается на зрительском восприятии. Вначале орфография неплохо дается большинству детей-слушателей благодаря их способности воспринимать на слух простые слова. Однако, любой язык изобилует исключениями из фонетических правил, поэтому лучшим учеником в конце концов оказывается именно зритель, обладающий способностью мысленно воспроизвести правильное написание того или иного слова. Эти способности также помогают детям - зрителям на уроках рисования, технологии. Зрители обладают способностью сначала вообразить создаваемый ими предмет, а потом воплотить свой план с помощью искусных рук и пальцев. Математика требует как зрительских, так и слушательских навыков. Зрители способны воспроизводить в памяти символы сложения и вычитания, различные таблицы, значения величин, очертания геометрических фигур и создавать мысленные образы для решения арифметических задач. Из всех предметов, требующих слушательских навыков, основным является чтение. Для того, чтобы научиться правильно читать, ребенку необходимо запомнить, какой звук означает та или иная буква, а потом произносить слова, состоящие из этих букв. Как бы удивительно это не казалось, но первыми обычно начинают читать зрители, благодаря своей способности быстро воспроизводить в памяти значение напечатанных слов. Однако дети-зрители начинают отставать от одноклассников по мере усложнения материала для чтения. Обладая хорошей зрительной памятью, они могут произносить только те слова, которые видели раньше. Уроки основ музыки тоже являются слушательским предметом.
Организация индивидуального пространства для каждого ребёнка в образовательном процессе
Проанализировав ответы детей и родителей, свои наблюдения, выявила группы учащихся по особенностям восприятия.
Группы могут быть скрытые и явные. Создавая скрытые группы, я не разъяснила детям, почему они оказались в той или иной группе. Особенности формирования групп известны только мне, я подбираю задания, формы работы на уроке, отслеживаю ее результаты, не опираясь на впечатления детей.
После формирования групп можно переходить ко 2-му этапу. Этот этап подразумевает варьирование учебного материала в соответствии с особенностями восприятия учащихся. Моя работа в трех модальностях возможна на всех уроках. Чтобы подготовка к уроку не казалась громоздкой, все содержание учебного материала разделила по способу изложения:
говорю и слушаю;
показываю и вижу;
делаю.
Индивидуально нужно подходить к каждому ребёнку в учебной работе:
от зрителя можно требовать быстрого решения задач;
от слушателя - немедленного повторения услышанного им материала;
от деятеля лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя.
При выполнении работы на уроке рекомендуется:
слушателю не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
-зрителю разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
деятелей не заставлять сидеть долгое время неподвижно;
обязательно давать ему
возможность моторной разрядки; запоминание материала у него легче происходит во
время движения.
Очень важно общаться с ребёнком на его языке : со зрителем, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
со слушателем используя вариации голоса ( громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи со скоростью, характерной для данного типа восприятия;
с деятелем используя жесты, прикосновения и типичную для
них медленную скорость
мыслительных процессов; помнить, что деятели обучаются посредством мышечной
памяти.
Да и замечание ребёнку произведёт нужный эффект, если будет сделано « на его языке»:
зрителю лучше покачать головой, погрозить пальцем;
слушателю - сказать шёпотом «ш-ш-ш»;
деятелю - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Обучение в соответствии с ведущим типом восприятия можно строить в три этапа:
1 -й этап - адаптация учебного материала к ведущей системе восприятия;
й этап формирование умений переводить информацию из одной системы восприятия в другую;
й этап развитие недостаточно развитых систем восприятия.
Рекомендации родителям по правильной организации работы детей над домашними заданиями
После того, как мы разобрались, какие навыки необходимы для овладения каждым из предметов, можно определить пути для достижения наиболее сбалансированного подхода к обучению путем развития навыков слушателя, зрителя или, если это необходимо, и деятеля. Прежде всего, данные исследований сообщила родителям с тем, чтобы они смогли правильно организовать работу детей по выполнению домашних заданий. Ребенку-зрителю необходимы аккуратность и порядок на его рабочем месте чтобы все необходимые материалы находились у него под рукой. Удобно на стену повесить таблицу с названиями учебных предметов, в которой он будет отмечать каждое выполненное задание. В качестве вознаграждения ребенку можно дарить различные наклейки, значки и т.п. Ребенку-слушателю редко приходится напоминать о домашних уроках. Учеба дается ему легко. Но, несмотря на это, ему будет приятно услышать похвалу за хорошо выполненное задание. Для ребенка-слушателя полезно разговаривать с самим собой при выполнении какого-либо сложного задания. Деятелям больше других необходима помощь в организации учебных занятий. Будет неплохо, если он будет выполнять домашнее задание в несколько приемов. Присутствие родителя и устранение всех отвлекающих внимание факторов поможет ему сосредоточиться на работе. Деятели страдают из-за отсутствия организованности, поэтому прежде всего необходимо научить приводить в порядок свое рабочее место. Объяснив ребенку, как следует выполнять задание, попросить его повторить то, что ему объяснили
Выводы. Представления о способах познания каждого ребенка класса открывает великолепную перспективу работы. Правильно подобранные методики намного повышают восприятие материала, а значит, делают успешным и саму учебу ребенка и в целом влияют на его общее развитие.























Литература.
Брэдвей Л., Алберс Хил Б. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить вашего ребенка учиться. - М.: ЮНВЕС, 1997.
Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2000.
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. - М: Дрофа, 2000.
Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М.: Просвещение, 1990.
















Приложение 1.
(фамилия, имя ребенка)
Отметьте характерные особенности Вашего ребенка знаком «+».
Говорит: быстро, медленно, ритмично.
Голос: высокий, низкий, имитирует тон.
Часто использует слова: смотреть, видеть, наблюдать; хватать, чувствовать, трогать; слушать, ритм, звуки.
Отношение к одежде:
долго выбирает одежду, любит красиво одеваться; предпочитает удобную одежду; все равно, во что одет.
Рабочее место: организовано,
имеет несколько рабочих мест, не организовано.



















Приложение 2

БЛИЦ-ТЕСТ
для определения способностей у первоклассников в возрасте 6-7 лет
Общение. Когда моему первокласснику хочется выразить свои мысли ...
Он пользуется простыми фразами.
Он неправильно произносит некоторые звуки и ЗРИТЕЛЬ
слова.
Он молчит и редко сам высказывается отвечать

Он правильно исполь- зует глагольное время.
-Ему нравится разгова-
ривать со взрослыми.
Он любит сочинять и рассказывать вымыш- ленные истории. СЛУШАТЕЛЬ


Он говорит коротки- ми, прямыми фразами.
Он невнятно произно- некоторые звуки.
Он может рассказы- вать что-либо непосле- довательно. ДЕЯТЕЛЬ
Любимые игрушки и занятия. Когда мой первоклассник играет ...
Ему нравятся калькуляторы и компьютеры.
-Ему нравится рукоделие и моделирование. ЗРИТЕЛЬ
Он любит читать и наблюдать за играми других детей.







Ему нравится смотреть телевизор, слушать радио и магнитофон.
Он любит читать вслух
и ему нравится, когда СЛУШАТЕЛЬ
ему читают.
Ему нравится придумывать игры.
Ему нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры.
Он любит кататься на
велосипеде и ходить в ДЕЯТЕЛЬ
походы.
Он любит ухаживать за домашними животными.


Микро-моторика. Когда мой первоклассник работает руками
Он правильно выводит буквы точно в границах строки.
Для его письменных работ характерна аккурат- ЗРИТЕЛЬ
ность.
Ему особенно нравится раскрашивание.
Он аккуратно пишет печатными буквами.
Он диктует и читает самому себе во время
занятий. СЛУШАТЕЛЬ
Он часто просит помочь при выполнении творческих заданий.


Ему трудно писать на разлинованной бумаге.
Он путает порядок букв
и слов. ДЕЯТЕЛЬ
Он сильно нажимает на карандаш или кисточку.


Навыки поведения в коллективе. Когда мой первоклассник общается с другими детьми ...
Он чувствует себя одиноко в группе детей.
Он редко сам заводит разговор, но отвечает,
когда его спрашивают. ЗРИТЕЛЬ
Индивидуальные занятия нравятся ему больше, чем групповые.
Он очень разговорчив.
Обычно он первым начинает разговор.
Ему часто делают за- СЛУШАТЕЛЬ
мечания за то, что он
слишком много говорит на уроках.
Он более общителен на игровой площадке.
Ему легче выражать
мысли с помощью же- ДЕЯТЕЛЬ
стов.
Он выступает в роли лидера на игровой площадке.
Память. Когда мой первоклассник учится
- Он запоминает то, что видит.
- Он читает, вспоминая значение слов. ЗРИТЕЛЬ


Он легко усваивает математические правила.
Он читает, узнавая слова
по их звучанию. СЛУШАТЕЛЬ


Ему нелегко вспоминать то, что он видел и слышал. ДЕЯТЕЛЬ Ему нужна помощь, чтобы научиться читать


В школе. Когда мой первоклассник находится в классе ...
Он аккуратно одевается.
Он отвлекается, обращая внимание на цвета и ЗРИТЕЛЬ
движение.
-Он следит за порядком на своем рабочем месте.
Его внешний вид ни неаккуратный, ни чрезмерно опрятный.
Он легко отвлекается
на звуки и голоса. СЛУШАТЕЛЬ
- Он ведет дискуссии и часто
сам вызывается отвечать.

Он часто выглядит довольно неопрятно.
Он чрезмерно активен и легко отвлекается. Ему трудно усидеть на своем месте. ДЕЯТЕЛЬ







































































Приложение 3
С детьми проводятся беседы, в ходе которых им предлагают такие вопросы:
Что ты больше любишь: смотреть телевизор, играть,
слушать магнитофон.
Тебе нравится: женский голос, мужской голос, не имеет значения.
-Ты любишь выполнять задания: за письменным столом; за любым столом; не за столом.
Если тебе прочитали сказку, ты ее нарисуешь;
изобразишь героев действиями, жестами; перескажешь.
Ты любишь, когда учитель: показывает, рассказывает,
проводит игры.
Одежда должна быть: красивой,
удобной,
любимой.


































Приложение 4.

ФИ
ученика
Обще
ние
Люби
мое
заня
тие
Навы
ки
поведе
ния
Микро-
мото
рика
В школе
Па
мять
Ито
го
Способ
познания


3
с
д
3
с
Д
3
с
д
3
с
Д
3
с
Д
3
с
Д
3
с
Д


Бердникова С.

+


+


+

+




+

+

1
4
1
слушатель

Богданов
Н.


+

+



+


+


+
+


1
1
4
деятель

Мухин Н.
+


+



+

+


+


+


5
1

зритель

Веткин Г.
+



+



+

+


+

+


2
3
1
слушатель-
зритель