План урока по предмету «Технология розничной торговли»
Общую площадь магазина по функциональному назначению подразделяют на следующие группы:
торговые помещения: торговый зал, кафетерий, а также помещения для оказания дополнительных услуг покупателям (отдел раскроя тканей, мастерская подгонки готового платья, демонстрационный зал, комната для обслуживания покупателей с детьми и т.д.). Сумма этих площадей составляет торговую площадь магазина;
помещения для приёма хранения товаров и подготовки их к продаже: разгрузочные, приёмочные, кладовые, помещения для подготовки товаров к продаже;
подсобные помещения: для хранения тары и контейнеров, упаковочных материалов, инвентаря; мастерская мелкого ремонта оборудования, рекламно-декорационная мастерская, камера для мусора, экспедиция по доставке товаров на дом;
служебные и бытовые помещения: кабинет директора, бухгалтерию, комнату персонала, комнату личной гигиены, столовая, гардеробная, душевая и т.д.;
технические помещения: вентиляционные камеры, машинное отделение, котельная, электрощитовая и т.д..
Состав и размеры каждой из перечисленных групп помещений зависят от типа магазина, его ассортиментного профиля, торговой площади, формы продажи товаров, перечня оказываемых услуг, особенностей торгово-технологического процесса, технической оснащённости.
Расположение отдельных частей и групп помещений, их взаимосвязь определяют планировку магазина.
К планировке магазина предъявляются следующие требования:
Торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже и расположены так, чтобы при необходимости их можно было изолировать от других помещений.
Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными.
Приёмочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.
Помещения для приёма, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров торговый зал.
Не разрешается проектировать проходы в служебные и бытовые, подсобные и технические помещения через торговый зал и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже.
В магазинах самообслуживания торгово-технологический процесс отличается от этого процесса в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием. В этих магазинах увеличивается площадь торговых залов, изменяется планировка, назначение и соотношение отдельных частей. Значительную часть товаров размещают в торговом зале, поэтому его площадь частично выполняет функции помещения для хранения товаров. Планировка магазина самообслуживания должна способствовать своевременному пополнению торгового зала товарами, иметь более широкий фронт их приёма, обеспечивать кратчайшие пути от разгрузочных платформ и кладовых в торговые залы, правильно формировать покупательские потоки.
План урока
по предмету «Технология розничной торговли»
Группа №11
Профессия: Продавец, контролёр-кассир
Преподаватель: Буланова Татьяна Васильевна
Тема программы: Устройство и планировка магазинов
Тема урока: Помещения магазинов и их планировка
Тип урока: Изучение нового материала на основе самостоятельной работы обучающихся с применением компьютера.
Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:
Изучение нового материала через применение инновационных технологий.
1.
2.Способствовать формированию умений и навыков самостоятельной деятельности обучающихся.
3. Воспитывать ответственность за результаты своего труда, интерес к профессии.
Межпредметные связи:
Товароведение – Потребительские свойства товаров
Производственное обучение – Размещение и выкладка товаров
Методическое обеспечение урока:
Компьютер
Тест по теме: «Виды помещений и требования предъявляемые к планировке»
Карточка-задание: Спроектировать площадь магазина по функциональному назначению
Вопросы для актуализации опорных знаний
Чему должны соответствовать объёмно-планировочные и конструктивные решения зданий магазинов
Какими бывают магазины по месту расположения?
Какие предъявляются требования к торговым зданиям?
Разместите помещения магазина по функциональному назначению
План магазина
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 1 – торговый зал
2 – помещение для приёмки товаров
3 – помещение для хранения товаров
4 – помещение для подготовки товаров к продаже
5 – служебно-бытовые помещения
6 – подсобные помещения
7 – технические помещения
8 – кафетерий
Тест по теме:
"Технологическая планировка магазина»
Какие помещения входят в состав торговых помещений?
а) помещение для приёмки товаров;
б) торговый зал;
в) подсобное помещение
Какие помещения входят в состав подсобных помещений?
а) помещение для хранения товаров;
б) помещение для хранения тары;
в) котельная
Какие помещения входят в состав служебно-бытовых помещений?
а) электрощитовая;
б) помещение для подготовки товаров к продаже;
в) кабинет директора
Где нужно расположить помещение для подготовки товаров к продаже?
а) рядом с помещением для приёмки товаров;
б) рядом с торговым залом;
в) рядом с помещением для хранения товаров
Можно или нет размещать проход в торговый зал через помещение для хранения товаров, через гардероб?
а) да
б) нет
Какую дополнительную роль выполняет торговый зал в магазинах самообслуживания?
а) как помещение для хранения товаров;
б) обслуживание покупателей;
в) выставочную
Ход урока
№ п/п
Структурный элемент
Время этапа (мин)
Учебно-познавательная деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
1
Организационная часть
1
Проверить явку обучающихся с отметкой в журнале
2
Мотивация обучающихся
3
Актуализация опорных знаний
5
Отвечают на вопросы
Живое слово учителя. Мини-опрос
приложение №1
4
Сообщение темы и содержания урока
2
Сообщить тему, цели, содержание,организацию урока
5
Изучение нового материала
10
Обучающиеся самостоятельно изучают тему урока
Приложение №2
6
Закрепление нового материала
15
Работа с тестами и взаимопроверка
Состаляют план магазина
Приложение №3,4
7
Подведение итогов
2
15