РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Организация и технология розничной торговли


бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Седельниковское училище №65»
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП. 03 Организация и технология розничной торговли
название учебной дисциплины
Квалификация: Продавец непродовольственных товаров 4 разряда.
Продавец продовольственных товаров 3-4 разряда.
Кассир торгового зала 2-3 разряда.
Нормативный срок обучения: 10 мес.
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.03 Организация и технология розничной торговли
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Учебного плана по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Рекомендаций БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОССПО, от 01.09.2013 г.
2014 г.
Организация-разработчик:
БПОУ «Седельниковское училище №65»
Разработчик:
Морозова М.В., мастер производственного обучения БПОУ «Седельниковское училище №65».
Рекомендована ___________________________________________________________
Заключение № ___________ от «____» _______________20___ г.
номер
Рассмотрено, утверждено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от 29.08.2014 г.
Содержание
стр.
Паспорт программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 5
Условия реализации программы учебной дисциплины 12
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13

1. паспорт программы учебной дисциплины
ОП. 03 Организация и технология розничной торговли
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
Программа учебной дисциплины может быть использована:
в дополнительном профессиональном образовании при организации повышения квалификации и переподготовки по профессиям «Продавец продовольственных товаров», «Продавец непродовольственных товаров», «Кассир торгового зала» на базе среднего общего и основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам;
- определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;
- применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны знать:
услуги розничной торговли, их классификацию и качество;
виды розничной торговой сети и их характеристику;
типизацию и специализацию розничной торговой сети;
особенности технологических планировок организаций торговли;
основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле;
основы товароснабжения в торговле;
основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;
технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
правила торгового обслуживания и торговли товарами;
требования к обслуживающему персоналу;
нормативную документацию по защите прав потребителей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося28 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 56
в том числе: лабораторные работы -
практические занятия 34
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП. 03 «Организация и технология розничной торговли»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ОП. 03 Организация и технология розничной торговли. 56 Раздел 1. Организация розничной торговли. 14 Тема 1.1. Розничная торговая сеть. Содержание учебного материала. 2 2
Розничная торговля. Органы управления и контроля в торговле. Понятие и функции розничной торговой сети. Специализация и типизация розничной торговой сети. Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети. Практическая работа №1. «Розничная торговая сеть». 2 Классификация предприятий торговли. Ознакомление с классификацией предприятий торговли. Составление схемы.
Практическая работа №2. «Установление вида и типа предприятий торговли по идентификационным признакам». 2 Установление вида и типа организаций торговли по идентифицирующим признакам.Для рассмотрения берутся отдельные предприятия с. Седельниково.
Тема 1.2. Устройство и планировка торгового зала магазина.
Содержание учебного материала. 2 2
Материально-техническая база магазинов.Виды помещений магазина. Технологическая планировка.Виды торгово-технологического оборудования магазинов. Практическая работа №3. «Устройство и планировка торгового зала магазина». 2 Расчет эффективности использования торговой площади под установку оборудования и под выкладку. Изучение планировок магазинов.
Тема 1.3. Формирование ассортимента товаров в розничной торговле. Содержание учебного материала. 2 2
Понятие товарного ассортимента, факторы, влияющие на его формирование.Виды запасов. Факторы, обуславливающие образование и изменение запаса. Формирование товарного ассортимента в странах с развитой рыночной экономикой. Практическая работа №4. «Формирование ассортимента товаров в розничной торговле». 2 Конкурентоспособность товара. Определение критерия конкурентоспособности товара.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.Тестирование.Подготовка сообщений.Решение профессиональных задач.Выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка рефератов по одной из следующих тем:
Научно-технический прогресс в розничной торговле.
Особенности организации розничной торговли за рубежом.
Современный дизайн магазинов различных типов.
Особенности устройства торгового зала магазина самообслуживания. 6 Раздел 2. Содержание торгово-технологического процесса. 6 Тема 2.1.
Основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле.
Содержание учебного материала. 2 2
Сущность, содержание и основные цели маркетинговой деятельности в торговле. Основные понятия и задачи торгового менеджмента.Функции торгового менеджмента.
Основные теории и концепции менеджмента.Реклама: понятие, виды, назначение. Правовые основы рекламной деятельности. Виды покупательского спроса и методы его изучения. Практическая работа №5. Решение профессиональных задач по теме «Маркетинговые исследования товаров». 2 Маркетинговый анализ товара по плану, предложенному преподавателем.Составление анкеты по изучению покупательского спроса.
Практическая работа №6. Упражнения по изучению покупательского спроса. 2 Изучение спроса на продовольственный и непродовольственный товар. Анализ анкетирования. Составление рекламы товара и рекламных ценников.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Тестирование. Подготовка сообщений. Решение профессиональных задач. Выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка рефератов по одной из следующих тем:
Роль маркетинга в процессе продвижения товара.
Критерии конкурентоспособности товара.
Роль информации в торговле.
Упаковка и дизайн товара: задачи и функции.
Особенности оформления интерьера магазина.
Применение освещения в торговле. 6 Раздел 3.Технология снабжения и завоза товаров в розничные торговые организации. 20 Тема 3.1. Основы товароснабжения в торговле.
Содержание учебного материала. 2 2
Сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения. Формы товароснабжения и схемы завоза товаров в розничную сеть. Организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия. Организация закупки товаров. Практическая работа №7. «Разработка графика завоза товаров». 2 Проработка нормативной документации, регламентирующей поставку товаров.Разработка графика завоза товаров на торговые предприятия.
Практическая работа №8. «Составление заявки на завоз товаров». 2 Составление заявки на завоз товаров. Произвести расчет заявки.
Тема 3.2. Технология приемки товаров. Содержание учебного материала. 2 2
Общие правила приемки товаров. Сопроводительные документы. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки. Порядок составления актов. Приемка товаров по качеству.Особенности приемки. Порядок составления актов. Практическая работа №9. «Документальное оформление приемки товаров». 2 Упражнения по приемке товаров. Ознакомление с сопроводительными документами по приемке товаров по количеству и качеству. Документальное оформление приемки товаров.
Практическая работа №10. «Документальное оформление расхождений при приемке товаров». 2 Документальное оформление расхождений при приемке товаров.Оформление акта по расхождению при приемке товара.
Тема 3.3. Технология хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки товаров.
Содержание учебного материала. 2 2
Хранение товаров, условия и правила хранения товаров, способы укладки товаров на хранение.Виды торговых потерь в магазине, актируемые потери.Предварительная подготовка товаров к продаже, размещение и выкладка. Фасовка товаров. Практическая работа №11. «Заполнение товарной книги». 2 Заполнение товарной книги, используя данные предлагаемые преподавателем.
Практическая работа №12. «Подров». 2 Подготовка к продаже основных групп товаров с соблюдением основных требований к размещению и выкладке товаров в торговом зале. Размещение и выкладка отдельных видов товаров. Ознакомление с документам, подтверждающими безопасность товаров.Используя образцы товаров отдельных групп, провести и описать порядок подготовки товара к продаже, опираясь на правила подготовки к продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Оформление ценников на оприходованные товары. Практическая работа №13. «Документальное оформление товарных потерь». 2 Документальное оформление товарных потерь. Влияние условий и правил хранения товаров на сохранность качества.Ознакомление со способами укладки товаров на хранение.
Оформление акта «О порче, бое, ломе товаров» на товары уцененные или пришедшие в негодность. Контрольная работа по разделу «Технология снабжения и завоза товаров в розничные торговые организации». 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Тестирование. Подготовка сообщений. Решение профессиональных задач. Выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка рефератов по одной из следующих тем:
Тарооборачиваемость.
Организация закупки товаров. 6 Раздел 4. Тата и тарные операции. 4 Тема 4.1. Тара и упаковка. Тарооборот.
Содержание учебного материала. 2 2
Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе. Классификация и характеристика основных видов тары. Унификация, стандартизация и качество тары. Организация тарного хозяйства в торговле. Практическая работа №14. «Составление товарно-денежного отчета по таре». 2 2
Оформление приходной накладной на поступивший товар и тару от поставщиков. Составление товарно-денежного отчета по таре. Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Тестирование. Подготовка сообщений. Решение профессиональных задач. Выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка рефератов по одной из следующих тем:
Изучение товаротранспортных документов, знание их реквизитов.
Изучение сроков приемки и составление актов на бой, лом и порчу.
Применение тары и тароборудования в торговле.
Изучение приемов вскрытия и укладки тары на хранение. 6
Раздел 5. Технология продажи товаров. 8 Тема 5.1. Организация и методы продажи товаров.
Содержание учебного материала. 2 2
Формы и этапы продажи товаров. Правила розничной торговли. Методы продажи. Организация расчетов с покупателями. Предоставление покупателям дополнительных торговых услуг. Основные правила работы магазинов. Закон РФ «О защите прав потребителей». Практическая работа №15. «Упаковка товаров». 2 Технология продажи отдельных продовольственных товаров. Используя правила упаковки товаров. Упаковка товаров.
Практическая работа №16. «Решение ситуационных задач по защите прав потребителей». 2 Решение различных торговых ситуаций, возникающих в торговой деятельности.
Практическая работа №17. «Решение ситуационных задач по соблюдению правил техники безопасности». 2
На примерах различных производственных ситуаций объяснить правила соблюдения техники безопасности и правила оказания первой доврачебной помощи, если в ней возникла необходимость. Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Тестирование. Подготовка сообщений. Решение профессиональных задач. Выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка рефератов по одной из следующих тем:
Применение различных форм обслуживания покупателей.
Использование внемагазинных форм обслуживания.
Особенности продажи некоторых видов товаров.
Изучение статей закона РФ « О защите прав потребителя».
Правила продажи алкогольной продукции.
Правила работы торговых предприятий розничной торговли. 4 Итоговая аттестация: дифференцированный зачет. 2 3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организация и технология розничной торговли».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающих;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации;
образцы упаковок продовольственных и непродовольственных товаров;
наглядные пособия;
комплект бланков документов учета кассовых операций.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, DVD, мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 15 декабря 2008 года.
Козюлина Н.С. Продавец, контролер-кассир: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 428 с.
Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: Учебник для начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир». – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 284 с.
Законодательные акты:
Конституция Российской федерации.
Закон Российской Федерации № 2300-1 о защите прав потребителей;
Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях» от 12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ст. 14.5 КоАП РФ);
Правила продажи отдельных видов товаров.
ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
«Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по количеству № П-6»
«Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству № П-7»
Закон о рекламе.
Дополнительные источники:
Памбухчиянц О.В. Организация и технология розничной торговли: Учебник для студентов средних специальных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 450 с.
http://www. znaytovar. ruhttp://www. commodity. ruЖурналы: «Российская торговля», «Современная торговля» и др.
Должностные инструкции в торговле. Справочник для руководителя и кадровика. – М.: «А-Приор». 2009. – 188с.
Памбухчиянц Г.Г. Пособие для продавца, М.: Экономика, 1987.
Ануфпиев Н.В., Федосеев А.А. Технология работы магазина: учебник для коп.проф.-техн. уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 1983. – 240 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий – реферативных работ, докладов.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем разработаны и утверждены фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки: тесты, перечень реферативных работ, докладов и критерии их оценки; вопросы для проведения дифференцированного зачета по дисциплине.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения: устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам Текущий контроль: выполнение практических работ, выполнение рефератов, докладов.
При выполнении практической работы все пункты, указанные в порядке выполнения выполнены и составлен отчет без ошибок оценка «5» не выполнено 1 задание и незначительные замечания в отчете «»; не выполнено 2 задания и допущены исправляемые ошибки – «3» не выполнено 3 и более заданий и отчет составлен с грубыми нарушениями – «2».
определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса Текущий контроль: выполнение практических работ, выполнение рефератов, докладов.
При выполнении практической работы все пункты, указанные в порядке выполнения выполнены и составлен отчет без ошибок оценка «5» не выполнено 1 задание и незначительные замечания в отчете «»; не выполнено 2 задания и допущены исправляемые ошибки – «3» не выполнено 3 и более заданий и отчет составлен с грубыми нарушениями – «2».
применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности Текущий контроль: выполнение практических работ, выполнение рефератов, докладов.
При выполнении практической работы все пункты, указанные в порядке выполнения выполнены и составлен отчет без ошибок оценка «5» не выполнено 1 задание и незначительные замечания в отчете «»; не выполнено 2 задания и допущены исправляемые ошибки – «3» не выполнено 3 и более заданий и отчет составлен с грубыми нарушениями – «2».
знания: услуги розничной торговли, их классификация и качество Текущий контроль: письменный опрос, тестирование, выполнение докладов.
виды розничной торговой сети, их характеристика При выполнении тестирования: 90-100% правильных ответов – «отлично»; 68-89% правильных ответов – «хорошо»; 50-67% правильных ответов – «удовлетворительно» 9% и менее правильных ответов – «неудовлетворительно».
типизацию и специализацию розничной торговой сети Текущий контроль: устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы.
При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих вопросов преподавателя – «2».
особенности технологических планировок организаций торговли Текущий контроль: письменный опрос, экспертная оценка выполнения заданий самостоятельной работы.
основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле Текущий контроль: экспертная оценка выполнения заданий для самостоятельной работы, устный опрос.
При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих вопросов преподавателя – «2».
основы товароснабжения в торговле Текущий контроль: устный опрос, тестирование.
При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих вопросов преподавателя – «2».
При выполнении тестирования: 90-100% правильных ответов – «отлично»; 68-89% правильных ответов – «хорошо»; 50-67% правильных ответов – «удовлетворительно» 9% и менее правильных ответов – «неудовлетворительно».
основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборотаТекущий контроль: устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы.
При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих вопросов преподавателя – «2».
технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещение и выкладка Текущий контроль: устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы.
При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих вопросов преподавателя – «2».
правила торгового обслуживания и торговли товарами Текущий контроль: устный опрос, тестирование.
При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих вопросов преподавателя – «2».
При выполнении тестирования: 90-100% правильных ответов – «отлично»; 68-89% правильных ответов – «хорошо»; 50-67% правильных ответов – «удовлетворительно» 9% и менее правильных ответов – «неудовлетворительно».
требования к обслуживающему персонала Текущий контроль: устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы.
При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих вопросов преподавателя – «2».
нормативная документация по защите прав потребителей Текущий контроль: экспертная оценка выполнения заданий для самостоятельной работы, устный опрос.
При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих вопросов преподавателя – «2».
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (оценка) Вербальный аналог
90-100 5 Отлично
80-89 4 Хорошо
70-79 3 Удовлетворительно
менее 70 2 Неудовлетворительно
Разработчик:
БПОУ «Седельниковское училище №65»мастер п/о М.В. Морозова
(место работы)(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
__________________ _______________________ ______________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
__________________ _______________________ ______________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)