Методические материалы «Реализация личностно ориентированного подхода в обучении как средство гармонизации духовно-нравственного, физического, психологического здоровья ученика».


«Реализация личностно ориентированногоподхода в обучении как средство гармонизации духовно-нравственного, физического, психологического здоровья ученика».
Плохой учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Роберт Уоррен (англ. Писатель)
На сегодняшний день каждый учитель знает, что главной и основной целью его работы должно быть воспитание каждого своего ученика всесторонне развитой и социально-зрелой личностью. Конечно, учитель - предметник имеет и свою частную, особую цель обучения учащихся учебному предмету, но и эта цель может и должна осуществляться в процессе целенаправленного формирования личности учащихся.
Когда я начала работать в школе, то старалась применить в своей работе все приемы и методы которые знала, о которых читала в методической литературе. И часто не задумывалась над тем, к чему это может привести меня и моих учеников. Заставил меня по-другому посмотреть на эту сторону моей работы эпиграф к одной методической статье:«Узок круг реформаторов, страшно далеки они от школы».
Теперь я думаю, что учитель не должен легко и бездумно перенимать чужой опыт, он должен всю жизнь учиться: на опыте других, учиться по книгам, пособиям, статьям. Учиться, а не копировать. Ведь известно, что «учитель живет, пока учится, учитель учится, пока живет».
Предъявляя определенные требования к своим ученикам, я подумала о детях, для которых мой предмет не является «любимым» среди других предметов школьной программы. Сколько всяких ничем не обоснованных страхов и предубеждений сыпется на бедную математику. В действительности существует совсем немного людей, наделенных математическими способностями от природы, все же остальные преуспевают в этой науке благодаря добросовестной и настойчивой учебе. Когда у моих учеников голова идет кругом от множества чисел и теорем, их родители в ответ на мои жалобы только сочувственно кивают, утверждая, что никто из членов их семей не был наделен математическими способностями, я составила ряд советов для учащихся и предложила им на обсуждение. К моему удивлению, они их дополнили, и у нас получилось следующее:
1 )Настройтесь на успех.
Постоянно тренируйтесь.
Воспринимайте математические примеры и задачи как игру.
Необходимо хорошо понимать смысл правил и теорем (не заучивать, не понимая их!)
Создайте себе окружение из формул (напишите их на листке бумаги и повесьте в своей комнате или около зеркала в ванной).
Не ломайте голову в одиночку!
Внимательно читайте задание.
Действуйте методически (исходите из данных, имеющихся в вашем распоряжении, изобразите их все при помощи таблиц или чертежей на листке бумаги для наглядности).
Я уверена, что, соблюдая эти правила, хоть несколько моих учеников присоединятся к словам: «Такая совсем не страшная математика».
Вопросы формирования и укрепления здоровья детей все в большей степени привлекают к себе внимание педагогической общественности. В этом направлении основными компонентами системы обучения являются:
Учет индивидуальных характеристик каждого учащегося
в максимально возможной степени использования нетрадиционных, игровых форм проведения урока.
Создание возможностей для проявления творческой активности.
Создание комфортного окружения для учащихся.
4. Учетособенностей расписания уроков учебного дня, вариативность формы проведения урока в зависимости от его места в расписании.
В связи с этим на уроках использую следующие психологические тренинги:
Упражнения для профилактики нарушения зрения. Глазами нарисовать сегодняшнюю дату;
дыхательно-координационное упражнение.
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед (4-6 сек.). Задержать дыхание. Во время задержки сконцентрировать внимание на середине ладоней (опущение «горячей монетки» в центре ладони (2-3 сек.).Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно окружность (правой рукой) и квадрат (левой рукой).
Несколько лет моя методическая тема неизменна - это: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики». Перед собой я поставила задачу - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся. Наряду с такими играми как: «Звездный час», «Поле чудес», «Аукцион математических знаний», провожу и игровые элементы. Например, в 5-х. 6-х классах провожу игру на внимание. Цель игры может быть различна. К примеру, проверка знания свойств четных и нечетных чисел. Я быстро называю числа или сумму двух чисел. Если число или сумма - четное число, то ученики хлопают руками. В противном случае- не хлопают. Таким образом, можно повторить св-ва:
1 )сумма 2-х четных чисел-четное; 2)сумма 2-х нечетных - четное;
сумма четного и нечетного - нечетное. Для учащихся 5-6 классов стараюсь подбирать к правилам специальные стихи, которые помогают, детям запомнить каким образом выполняются, те или иные математические операции. Например, к теме: «Нахождение части от числа».
Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу? Я часто провожу оргмомент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами, которые даются с ответами. На одних карточках ответы верные, на других - неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Я поочередно показываю классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный - руки вверх. Неверный - руки вперед. Составление комплексов упражнений полезно поручать детям. Они это делают с большим увлечением. Подобную работу можно проводить и в середине урока и использовать, как зарядку.
Ни для кого не секрет, что в содержании предмета математики входит большое количество определений, правил, формул. Поэтому я стараюсь ребятам дать «мини справочник»- максимально наглядный. В который входят формулы, алгоритмы построения графиков функций и многое другое.
Хочу еще затронуть вопрос об ошибках. Естественная и зачастую единственная реакция учителя на ошибку ученика - сниженная оценка. Нередко единственная реакция ученика на собственную ошибку - чувство досады.... Из-за сниженной оценки. Ученик работает у доски и, уловив тень сомнения в глазах учителя. Мгновенно стирает написанное. Все, нет ошибки!.. А ученика пригласили к доске, в частности, затем, чтобы он ошибался. Он интересен своими ошибками.
Чтобы перестать делать ошибки, существует, по моему мнению, только один путь: нужно делать ошибки, находить ошибки и исправлять ошибки. Ошибка, «не убитая» в процессе самостоятельной работы, «убивает» на контрольной или экзамене.Ученики нередко задают вопрос: « А можно здесь помножить на знаменатель (возвести в квадрат, не делать проверки, сократить и т.п.)?». По сути, подобный вопрос является попыткой переложить ответственность за решение на учителя. В ответ уместно переспросить: «Вы хотите, чтобы я вам разрешила или запретила сделать то, о чем вы спросили? Это не в моей власти. Так что адресуйте свой вопрос самим себе!»
Ученик перестанет ошибаться тогда, когда ответственность за полученный результат полностью ляжет на него самого, когда появится ощущение, что только он сам может отыскать выход из создавшейся ситуации, что только от качества его собственной работы зависит конечный результат.