Развитие художественного творчества посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.


КГУ ОСШ № 17 им.В.В.Маяковского
Развитие художественного творчества посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.
Автор опыта:
Хохрякова Елена Владимировна
воспитатель предшкольной подготовки


г. Балхаш,
2015 г.
Содержание:
Информация об опыте
2. Технология опыта
3. Результативность опыта
4. Библиографический список
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Тема опыта: «Развитие художественного творчества посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста»
Сведения об авторе.
Хохрякова Елена Владимировна
Год и дата рождения: 09.05.1982 год.
Национальность: русская
Занимаемая должность: воспитатель предшкольной подготовки
Специальность: «Дошкольное воспитание и обучение», «Педагогика и методика нач.обучения»
Образование: среднее специальное, высшее
Окончила Балхашский гуманитарно-технический колледж в 2012 году, Казахстанский нац.пед.университет им.Абая в 2007 году.
Педагогический стаж: 9 года
Стаж работы по занимаемой должности: 4 года
Наличие квалификационной категории, год присуждения: вторая квалификационная категория воспитателя в 2012 году.
Актуальность.
В течение двух лет я провожу исследовательскую работу по теме «Развитие художественного творчества посредством дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста».
Изучение проблемы художественного творчества детей актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Создавшаяся сегодня социально- экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей.
Мои наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к художественной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Художественная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Только некоторые родители создают дома все условия для развития художественно – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по художественной культуре, журналов и книг по развитию изобразительных творческих способностей детей, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
- повышено внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с « засоренным» эфиром.
Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они
приобретают в образовательных дошкольных учреждениях
Искусство, как действенное средство художественно – эстетического воспитания, формирует «творчество» как качество личности. Как средство активизации обучения изобразительному искусству использую художественно-дидактические игры. Поэтому проблема художественного творчества, над которой я работаю, актуальна и соответствует потребностям класса предшкольной подготовки.
Основная идея опыта работы – развитие художественного творчества посредством дидактических игр. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого связь изобразительной деятельности с игрой.
Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности; необходимо освоение детьми богатого художественного опыта, как на занятиях, так и в повседневной жизни в разнообразных играх.
Детское творчество – это создание детьми субъективно нового продукта, придумывание к известному новых ранее использованных деталей, применение ранее усвоенных способов изображения или средств выразительности.
В творческой деятельности следует выделить три этапа:
1.Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
2.Процесс создания изображения (способы, средства выразительности).
3.Анализ результатов.
Игра имеет большое значение для всестороннего развития личности. Особенно эффективно я использую дидактические игры в проведении занятий по изобразительной деятельности. Детям необходимо творить и переживать. Взаимосвязь изобразительной деятельности с дидактическими играми способствует углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творчества. Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию - обучение, но обучение это осуществляется в игровой форме. Однако значение этих игр значительно шире. В них заключаются большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развитие их глазомера, координации движений рук и глаз, развитию мелкой мускулатуры рук. В дидактических играх содержатся интересные возможности для установления связи их с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей более глубоких эстетических знаний, представлений, развитие воображения, творчества, усвоение способов изображения. И вместе с тем дидактические игры, связанные с изобразительной деятельностью и способствующие ею совершенствованию, увеличивающие её привлекательность, способствует интеллектуально-эстетическому развитию ребёнка.
На поиск новых путей в развитии художественного творчества посредством дидактических игр меня вдохновили новые программы «Радость творчества» О.А.Соломенниковой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комаровой, Г.С.Швайко, главной отличительной чертой всех программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способности к изобразительному творчеству. Методика занятий по изобразительной деятельности, предусмотренная в этих программах, отличается значительной новизной. Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В своей исследовательской работе я опиралась на программы «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комаровой, использовала идеи выдающихся педагогов о значении изобразительного искусства для творческого развития личности и методические разработки Г.С.Швайко.
Основной идеей исследования является системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам изобразительной деятельности.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:
1.Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития художественно – творческих способностей.
2. Принцип систематичности и последовательности. Свою работу по развитию художественного творчества посредством дидактической игры веду в определённой системе, последовательности. Исследование провожу поэтапно
1 этап – накопление впечатлений.
2 этап – спонтанное выражение творческого начала.
3 этап – поиск творческих решений.
4 этап – самостоятельность.
5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.
3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
4. Принцип наглядности обучения. Я тщательно продумываю
- дидактические цели использования наглядности,
- методику показа,
- количество наглядности и последовательность демонстрации,
- сочетание определённых видов наглядности.
5. Принцип интегрированного подхода. Я использую различные формы и методы в работе с детьми, провожу интегрированные занятия.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Я стараюсь правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формирую у дошкольников основы художественной культуры, воспитываю любовь и интерес к различным видам изобразительной – творческой деятельности, развиваю творческие способности.
7. Принцип адаптивности. Методы развития художественных способностей детей применяю в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
8. Принцип прочности. Я стремилась эффективно реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.
Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии.


ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Целью данной работы является формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе изобразительного творчества посредством дидактических игр.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- развивать творческое воображение (желание создать красивое изображение);
- побуждать детей выражать свои художественные впечатления в творческой деятельности;
- развивать природную способность детей к изобразительному творчеству.
- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества;
- создать предпосылки к формированию творческого мышления.
-развивать фантазию, чувство цвета, ритма.
Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей, диагностика детей для выявления уровня знаний.
Исходя из данных анкетирования, диагностики и собеседований, для успешного осуществления цели составила перспективный план работы по развитию художественного творчества посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста (приложение № 1), который включает в себя использование дидактических игр в ознакомлении детей со всеми видами изобразительного искусства: жанрами живописи: пейзажем, натюрмортом, портретом; сказочно-былинным жанром, анималистическим, а также с декоративно-прикладным искусством. Это даёт возможность детям творчески проявлять себя во всех видах изобразительной деятельности.
У детей дошкольного возраста наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребёнка и благодаря специальному обучению.
Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Я в своей работе широко использую дидактические игры по развитию художественного творчества.
Составляя перспективный план я распределила материал по видам изобразительного искусства.
1.Ознакомление с живописью.
-Ознакомление с натюрмортом.
-Ознакомление с пейзажем.
-Ознакомление с портретом.
2.Ознакомление с декоративно- прикладным искусством.
(хохломская, филимоновская, городецкая, дымковская)
3.Сказочно- былинный жанр.
4.Архитектура.
Постепенно и последовательно приобщаю детей к элементарным искусствоведческим знаниям, языку искусства, видению индивидуальной творческой манеры художника; учу использовать познанное в собственной творческой изобразительной деятельности.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, традициям общества, воспитание уважения к семье, к старшим.
В игре я формирую нравственные привычки самих детей, создаю возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, помогают друг другу, радуются общему успеху.
Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, и отношение к явлениям социальной жизни и природы, и произведениям искусства.
В тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формирую все стороны личности ребёнка. В игре с особой силой проявляется индивидуальные особенности ребёнка, при этом наблюдается, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли.
Используя игру как средством ознакомлением с окружающим миром, я направляю внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, развиваю любознательность и творчество.
Структурные элементы игры

1.Дидактическая задача.

Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков » (старшая группа) стоит дидактическая задача – учить детей рассказывать о предмете, который ребёнок обнаруживает под колпачком.
Игровая задача – узнать, что под колпачком, «раскрыть тайну колпачка» и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задачи.
Цветные ( красные, синие, жёлтые ) конусы ( высотой 20 – 25 см, диаметром 12см) привлекают детей сами по себе и вызывают живой интерес к решению игровой задачи – раскрыть тайну колпачка.
Я в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая, например, о матрёшке, даю образец описания, тем самым через игру осуществляю обучение. Если ребёнок в дальнейшем затрудняется дать описание или указывает мало признаков, я говорю: «А колпачок, который поднял Ержан, говорит, что Ержан ещё его тайну не раскрыл, мало рассказал о том, кого или что колпачок прятал».
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры, через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнять функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.
2. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интересней для детей сама игра и тем успешней решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а даётся через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.
Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объём также бывает, различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся – одно – два действия; в старших группах – уже 5 – 6; вместе с тем происходит их «свёртывание» на основе обобщения, овладения техникой игровых действий.
3.Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношению детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, мы управляем игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Правила игры имеют обучающий, организованный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения детей. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладение способами общения в игре и вне игры и формирование не только знаний, но и разнообразных чувств, накопление добрых эмоций и усвоения традиций.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других – иные.
4.Анализ проведенной игры направлен на выявление её эффективности её подготовки и проведения: какие из них оказались результативными в достижении поставленных целей, а что не сработало и почему. Это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Анализ позволяет выявить индивидуальные особенности детей и, значит правильно организовать работу сними.
ПРОВЕДЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВКЛЮЧАЕТ.
1.Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который используется в игре (показ предметов, картинок).
2.Объяснение хода и правил игры, четкое их выполнение.
3.Показ игровых действий (учить правильно выполнять действия).
4.Определение роли воспитателя в игре, участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера непосредственного участия в игре определяется возрастом детей , уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил .Направлять действия играющих советом, вопросом, напоминанием.
4.Подведение итогов игры по результатам, которые дети добиваются в игре , можно судить об её эффективности . Подчеркнуть, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимания и дисциплины.
При использовании дидактических игр руководствуюсь дидактическими принципами:
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ .Она предполагает систему игр ,последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиями правилам.
ПОВТОРНОСТЬ.Это требование и к обучению на занятиях, и к дидактическим играм: только при этом условии дети учатся выделять в предметах признаки, качества и т.д.Многое для ребенка еще ново он не располагает достаточным запасом представлений способов усвоения знаний.
НАГЛЯДНОСТЬ. Она представлена в предметах, которые составляют материальный центр игры.
Руководство дидактическими играми
Руководя игрой, я осуществляю дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно я являюсь участником игры, причём процесс обучения для самих детей незаметен, так как они учатся играя.
Руководство дидактическими играми включает:
а) отбор и продумывание программного содержания, чёткое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;
б) создание ( вернее сказать, проектирование ) самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;
в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.
Необходимость проведения игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр.
Взаимосвязь дидактической игры и занятия, в воспитательном и обучающем воздействии на детей.
Дидактическая игра осуществляет задачи обучения, но имеет свои особенности. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Она лишь от части отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием – особенность дидактической игры.
Организуя игру и руководя ею я использую «пробный ход в игре», поощрительно-контрольные значки , жетончики, фишек . Игрушки и предметы демонстрирую в наглядном действии, в движении. При объяснении игры, игровых действий и правил наглядно, на примере показываю детям, как нужно выполнять то или иное игровое действие.
При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений направляю внимание детей, уточняю их представление, расширяю опыт. В процессе дидактических игр накапливается сенсорный опыт, уточняется представление и знания детей о различных предметах, которые, становясь объектом изображения позволяют детям не только зафиксировать их, но и передать характерные черты и детали. В дидактических играх «Чудесный мешочек», «Парные картинки», «Разнообразные лото, домино» др. дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов: их цвете, форме, строение, величине и других необходимых для того, чтобы изобразить предметы в рисунках (приложение №2)
Дидактическую игру я использую, как интегрируемую часть непосредственно перед занятием рисованием. Знакомя детей с жанрами живописи (портретом, натюрмортом ,пейзажем) постепенно и последовательно приобщаю к элементарным искусствоведческим знаниям, видению творческой манеры художника, учу выделять выразительные средства, использовать познанное в собственной творческой деятельности. В этом помогают мне дидактические игры: «Жанры живописи», «Составь пейзаж (портрет, натюрморт)», «Перспектива», « Из чего состоит портрет (пейзаж, натюрморт», «Убери лишнюю», «Найди картины написанные теплыми и холодными красками», «Разбери картины по группам».
Первый этап работы связан с уточнением и расширением представлений детей об искусстве, его видах. Провожу занятия «Путешествие в мир искусства», «О чем и как говорит живопись».
Второй этап связан с расширением и закреплением представлений детей о пейзаже (портрете, натюрморте). Дети узнают имена художников особенности манеры их письма, о средствах выразительности, о разных по характеру изображения пейзажах, натюрмортах, портретах. Провожу занятия : «Золотая осень», « Букет цветов , бабочка и птичка», « Семейный портрет».Провожу дидактические игры «Собери пейзаж (портрет, натюрморт), « Перспектива», «Составь натюрморт,( портрет, пейзаж)», «Семейный портрет».
Третий этап работы включает занятия на ознакомление детей со средствами выразительности»: цветом, композицией, рисунком .С детьми этого возраста веду целенаправленную и более углубленную работу по ознакомлению со свойствами цвета. Дети уже знают, что цвет помогает передать время года, суток. Состояние погоды, освещенность; что он может говорить и о настроении художника, Они уже на практике умеют составлять нужный цветовой тон, превращать его в более теплый или холодный, яркий, звонкий или глухой, нежный .Эти занятия закрепляются у детей в дидактических играх: «Собери гусеничку», «Цветовое лото», «Лесовичок и его цветные колпачки», « Собери капельки в стакан», «Рисуем море».
Провожу занятия «Путешествие в Играй –городок», «Краски радуги», «Путешествие в страну ИЗО». Рисованию с натуры, «Осенний букет», может предшествовать дидактическая игра «От какого дерева лист». В этом случае, играя, дети лучше рассматривают разнообразные листья, уточняют их знания о форме, обведение листьев по контуру, способствуют уточнению представлению детей об их форме, величине и готовит руку к рисованию, обогащается представление о цвете. Обращаю внимание на оттенки и переходы цвета (приложение №3).
Дидактические игры «Составь красивый узор» (разрезные картинки), «Чудо-узор», «Выложи узор из геометрических фигур», «Третий лишний», « Цветные капельки». связаны с занятиями по декоративному рисованию: роспись по мотивам народного-декоративного искусства. Организовав игру (в процессе которой дети создают узоры, складывая разрезные картинки, внимательно рассматривают элементы узоров, их цвет, композицию), это способствует уточнению представлений детей о той или иной росписи, помогает в создании узора. В процессе этой игры у детей развивается восприятие, образное мышление, воображение. Желание правильно составить узор, заставляет детей внимательно всматриваться в части узора на картинках, сравнивать их, объединять соответствующие части, выделять растительные мотивы орнамента (приложение №4). Содержание этих игр может иметь разные варианты: декоративные композиции по мотивам народного искусства – дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжельская посуда, хохломская посуда (приложение №5)
Провожу занятия «Роспись дымковской игрушки», «Золотая хохлома», «Роспись филимоновской игрушки» и др, развлечение «Веселая ярмарка».
Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами . Результат игры является показателем уровня достижения детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определённое достижение.
Заканчивая игру, я поддерживаю интерес к дальнейшей игре, создаю радостную перспективу ожидания. Обычно говорю: «А в следующий раз будем играть ещё интереснее» или «Новая игра будет ещё интересней».
Главное в моей деятельности – это совместное творчество с детьми.
Дети с удовольствием создают настольно-печатные игры. Часть игр дарили малышам, в другие играли сами. Я убедилась что игры, создаваемые детьми, имеют особое значение для них ( приложение №6).
Дидактические игры и упражнения созданные детьми.
1.Собери красивую пирамидку
Цель .Развивать восприятие цвета.
-собирать в определенном порядке : от темных к светлым оттенкам.
2 .Выложи орнамент.
Цель. Закрепить знания о геометрических фигурах и цветах.
3.На что похоже.
Цель .Развивать сенсорные способности, художественно-творческие.
4.Собери пот цвету.
Цель. Развивать умения различать цвета, подбирать их, составлять целое, части.
Анализируя процесс создания изображения по замыслу выделила следующие этапы формирования и воплощения замысла в рисовании старших дошкольников.
Накопление и уточнение представлений об окружающей жизни путем организации наблюдений на прогулке, экскурсиях и т. д.
Определение темы рисунка.
Осознание содержания будущего рисунка, определение входящих в него изображений, композиции рисунка.
Выбор материалов для рисования и уточнение способов создания изображений.
Уточнение представлений о предметах, явлениях, которые будут изображаться перед началом рисования.
Планирование выполнения замысла. Определение последовательности создания изображения.
Уточнение представления об изображаемых предметах в случае необходимости, в ходе реализации замысла путём дополнительного рассматривания предмета, иллюстраций, дополнительного объяснения, напоминания.
Активизация применения разнообразных способов создания изображения выразительных средств.
Оценка получившегося продукта с точки зрения полноты осуществления замысла, применённых способов изображения и выразительности.
Обогащение, дополнение рисунка на основе оценки.
11.Анализ готового рисунка, выделение интересного, выразительного
решения образов
Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребёнок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание изобразить что-либо. В дальнейшем задачу ставлю ребёнку до начала игры или работы, тогда его действия начинают подчиняться замыслу, хотя в начале он ещё не устойчив, меняется под влиянием случайных впечатлений.
Воображение, фантазия в художественной деятельности.
Первым, самым простым приёмом творческого воображения является – склеивание. Крупные части разнородных объектов соединяются, склеиваются вместе и получается новый объект, с новыми, ранее небывалыми, необычными свойствами. Таким способом рождено много сказочных персонажей: драконы, русалки, кентавры и т.д.
Дидактическая игра «Соедини части разных животных»
(приложение№13).
ЦЕЛЬ: сконструировать новое несуществующее животное с необычными новыми свойствами.
Сначала его надо придумать, затем нарисовать, и уже потом дать этому животному название. Все эти 3 этапа требуют творчества.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: создать необычное животное, создать живое существо для освоения космоса, для защитно-караульной службы на море; предложить сконструировать технический объект, предмет мебели или посуды.
Другой способ творческого воображения – аналогия. Разнообразные предметы: облака, падающие тени, пятна краски.
Дидактическая игра: «На что похожи облака?»
ЦЕЛЬ: Развитие творческого мышления.
Предложить нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в тоже время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с какими-либо объектами. В качестве материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить разные предметы и явления6тени, формы кустов, деревьев, корней, паутина, узоры на ковре.
Дидактическая игра «Расскажи на что похоже».
Карточки, на которых изображены сложные по цвету и форме фигуры. Карточки можно поворачивать как угодно. Найти одновременно несколько изображений. Сочинить рассказ о том, что произошло с этим героем.
Преувеличение и преуменьшение выступают, как приемы творческого воображения.
Творческое задание - нарисовать карикатуру на героя мультфильма.
Дидактическая игра «Угадай, что здесь изображено».
Техника монотипия.
Дидактическая игра «Образ и силуэт»,
«Узнай по профилю» Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю.
Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения каждому ребенку.
В работе с детьми использую словесный и наглядный методы. Чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, тщательно продумываю и подбираю наглядный и практический материал. Во время проведения занятий использую показ иллюстраций, репродукций картин, портретов художников.
Готовясь к занятиям, отбираю приёмы, с помощью которых предлагаю решать поставленные задачи. Однако применяю их очень гибко. По ходу занятия слежу за деятельностью детей, оцениваю их реакцию, степень заинтересованности. Если применение приёма не достигает цели, вовремя заменяю его другим.
Одним из эффективных приёмов в развитии творческих способностей является игровой приём. Например, приношу на занятие куклу «Радужку» и говорю: « Дети, к нам пришла кукла. Она очень любит с вами играть, предлагаю надеть юбки теплых или холодных цветов, используя последовательность цветов радуги и др.»
Комбинируя элементы известных методик, провожу разные виды занятий.
Комплексные занятия:
« Музыкальные рисунки» - для детей 5-6 лет, « Сказочная птица» - для детей 6-7 лет проходили в игровой форме. Дети с закрытыми глазами слушали музыку, затем передавали цветом (красками) свои ощущения, возникшие при прослушивании музыки (приложените№14).
Соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования внесло в занятия элемент сюрприза, игры и позволило многогранно проявиться детской фантазии.
Фронтальные занятия:
« Путешествие в страну ИЗО» - для детей 5-6 лет, « Сделаем мир цветным» - для детей 6-7 лет считаю наиболее эффективными для развития художественно – творческих способностей дошкольников.
Тематические занятия:
« Осенние натюрморты» - для детей 6-7 лет, «Дымковская роспись» - для детей 5-6 лет, « Здания и транспорт» - для детей 5-6 лет, «Дом для моей семьи» - для детей 6-7 лет (приложение №1 5) знакомят детей с жанром живописи - натюрмортом, с особенностями дымковской росписи, с архитектурой, транспортом, стимулируют фантазию и воображение.
Интегрированные занятия:
« Веселая ярмарка» – для детей 6-7 лет, «В гостях у Мастера Карандаша» – для детей 5-6 лет необычны по форме и содержанию. Такие варианты, отход от стереотипной структуры придают занятиям живость, непосредственность. (Приложение№16).
Праздники и развлечения.
Фольклорные праздники «Город мастеров», «Ярмарка игрушек»; развлечение «Пропавшие краски»; (приложение № 1 7) привлекают детей своей оригинальностью. На этих праздниках дети встречаются с Феей Красок, Кляксой, Карандашом фантазируют с ними, испытывая радость совместного творчества.

В технологии моего опыта предусмотрены следующие направления работы:
Самостоятельная деятельность.
Воспитателям рекомендовала включать в игровую деятельность детей дидактические игры для развития художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста.
Художественное творчество в различных видах деятельности.
На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий изодеятельности служит прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. На занятиях по развитию речи воспитателям рекомендую использовать речевые игры. В художественно – дидактические игры по развитию изобразительного творчества дети играют в группе в свободное от занятий время. На целевой прогулке «Мой города» дети наблюдают, рассматривают дома, автобусы, машины. На экскурсии в лес воспитатель может предложить детям дидактические игры «С какого дерева листок», Узнай по описанию».
Работа с родителями.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для творческой активности детей, провожу для них консультации «Организация и оборудование изобразительной деятельности в семье», «О детском творчестве», «Дидактическая игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей» (приложение №19).. На консультациях родители стали чаще интересоваться вопросами изобразительного творческого воспитания в семье. Их волновали такие вопросы: есть ли у ребёнка способности к творчеству? Как помочь сыну или дочери проявить творчество в рисунке?
Ответы на вопросы я давала в беседах с ними, на консультациях. Проблемам творчества были посвящены и открытые занятия. Родители, которые в основном видели рисунки своих детей, удивлялись: они и не предполагали, что их дети умеют придумывать и изображать несложные композиции.
Отличительной особенностью проводимых мной занятий является наличие домашнего задания, которое рассчитано на активную помощь родителей. Это делается с целью закрепления полученных знаний, а также вовлечения родителей в учебный процесс. Родители помогают детям сделать дидактические игры, выполняют вместе работы по изодеятельности.
Некоторые родители сами поддерживают детей в их творческих проявлениях. Например, мама Аяулым поделилась в беседе, что она с дочкой организовала дома выставку рисунков. Мама Амины сообщила, что её дочь проявляет интерес к изобразительному творчеству, любит сочинять и рисовать сказки. Всё это привело меня к мысли о том, что необходимо организовать выставку творческих работ и поделок, где будут представлены домашние задания.
Вместе с родителями организовали выставки рисунков на темы: «Моя семья», «Дом для моей семьи», «Как мы отдыхали летом», «Встреча Нового года». (Приложение№20).


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Недостаточное внимательное отношение взрослых к развитию творческих способностей дошкольников влечёт за собой потерю интереса к использованию изобразительного творчества в различных видах деятельности. Это является значительной сложностью, которая возникла в процессе работы по данной теме.
За 2 года, используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помог предыдущий опыт работы. Эти знания дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, в разумных пределах фантазировать. Работу по развитию художественно – творческих способностей считаю успешной, потому что дети на занятиях получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, неиссякаемый интерес к изобразительному искусству, умение передать в рисунке свои мысли и чувства.
В своей работе столкнулась с некоторыми трудностями. Одна из них тесно связана с формированием навыка в композиционном построении рисунка. Проводила индивидуальные занятия.
Вторая трудность состояла в том, что в группы старшего дошкольного возраста, в которых я работаю, были переведены новые дети. Проверка уровня знаний этих детей показала, что они не владеют техникой рисования. Пришлось много работать, чтобы добиться положительных результатов. И лишь к концу учебного года я получила только 40% желаемого результата по сравнению с теми детьми, с которыми я работала много лет по развитию творческих способностей.
Для улучшения показателей художественного развития проводила индивидуальную работу с этими детьми, в результате которой дети стали проявлять интерес к изобразительной деятельности.
Администрация отметила, что дети стали намного активнее, замечают средства художественной выразительности: колорит, композицию; самостоятельно составляют композицию узоров; группируют цвета на светлые и темные, получают оттенки любого цвета, легко работают по схемам, фантазируют. Мои наблюдения показали, что дошкольники стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.
Непременным условием для успешного обучения и воспитания является предметно - развивающая среда. В группе создан уголок изобразительного творчества, оснащен необходимым оборудованием. Всё это даёт возможность для творческих проявлений дошкольников. Родители, педагоги одобрили мой опыт работы с детьми.
Положительным результатом своей работы считаю участие моих воспитанников в городских конкурсах рисунков, поступление в городскую художественную школу.
Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы.
* Дети научились самостоятельно более полно раскрывать свой замысел, передавать форму, строение, пропорции предметов,
* Дети проявляют творчество в выразительном изображении различной тематики и характера.
* У ребят появилось желание самостоятельно придумывать игры и проводить их со сверстниками и малышами.
* Дети творчески передают действия персонажей в сюжетных рисунках.
* У детей появился интерес к самостоятельному замыслу.
* Дошкольники с удовольствием увлеченно входят в воображаемую ситуацию
* Дети комбинируют знакомые элементы в новом сочетании.
* С большим интересом дети используют художественные средства.
* С удовольствием выполняют творческие задания.
* Самостоятельно сочиняют сказки и рисуют к ним иллюстрации.
* Заметно изменились взаимоотношения детей, они стали проявлять большое внимание друг к другу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1.Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду
и школе .– М., 2000 .
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском
возрасте. – М. Просвещение, 1991.
5. Волков И. П. Учим творчеству. – М. Педагогика, 1988.
6. Комарова Т.С. Цвет в детском творчестве.- М.,2005.
7. Дмитриева Л. Г. Выявление творческого потенциала у детей
и средства его активизации. – М., 1982.
8. Соломенникова О.А. Радость творчества – М.,2006г.
9.Михайлова М. А. Развитие творческих способностей
дошкольников. - Ярославль,2000.

11. Волошкина М.И.Дидактическая игра в подготовке ребенка к
обучению в школе.- Белгород ,1998.
12. Черноиваненко Н. М. Формирование творческих
способностей дошкольников. – М. 1979.