Внеклассное мероприятие День героев Отечества
МОУ Ильинская СОШ
День героев Отечества.
Сценарий проведения.
« Детство, опалённое войной. Подвиги пионеров-героев и комсомольцев-героев в годы Великой Отечественной войны».
« Вклад А.Н.Туполева в Победу».
Форма проведения: читательская конференция.
Подготовила и провела классный руководитель
Нурова Л.А.
9 декабря 2015 года.
Цель проведения: патриотическое воспитание обучающихся, расширение знаний о пионерах-героях, комсомольцах-героях, деятельности А.Н.Туполева.
Оформление:
Выставка книг о ВОВ, фотографии пионеров- героев, изображение самолёта ТУ-2.
Этот день отмечают 9 декабря.
До 1917 года в этот день в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. В этот день в 1769 году императрица Екатерина Вторая Великая учредила орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу, смелость. В СССР орден Святого Георгия был заменён на Золотую Звезду Героя. В СССР это звание было присвоено почти 30 000 человек. 154 человека стали дважды героями, 3- трижды, 2-дважды. Большая часть орденов присвоена во время и после ВОВ в 1941-1946 году.
День Героев Отечества восстановлен указом Президента России В.В.Путина от 28 февраля 2007 года. Статус высшей военной награды РФ был возвращён ордену в 2000 году. День Героев Отечества включён в закон « О днях воинской славы и памятных датах России».
Звания Герой России удостоены около 900 человек. Примерно половина из них награждены посмертно.
Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы, корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мы сегодня собрались здесь, чтобы вспомнить эти имена.
Кто же такие пионеры-герои? Это такие же мальчишки и девчонки, только на их детство выпала война. В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолётов.
Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль « За оборону Москвы». Медалью « За оборону Ленинграда» были награждены более 15 тысяч пионеров.
Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем , тех мальчишек и девчонок, что шли вперёд, и падали и пели.
«Песня о пионерах-героях».
( Музыка А. Пахмутовой, слова С.Гребенникова и Н.Добронравова).
Шумела гроза над землёю,
Мужали мальчишки в бою
Знает народ : пионеры-герои
Навечно остались в строю.
Припев: Шли они сквозь бурю, шли они сквозь ветер,
И ветер песню, песню их сберёг:
« У нас один, один лишь путь к победе!
И нету других дорог!».
Шагают они на параде,
Равняя невидимый ряд,
Правофланговыми в каждом отряде
Ребята-герои стоят!
Припев.
Мы в жизни, мой друг и ровесник,
Дорогой героев пойдём.
Подвиги их мы запомним, как песню,
И сами её допоём!
Припев.
Ученики 5-7 классов рассказывают о пионерах-героях.
Ученик 1. рассказывает о Лёне Голикове.
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети. Лёня был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4 –ой Ленинградской партизанской бригады. Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили тысячи военнопленных, спасли много советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. В одной из машин находился немецкий генерал-майор Ричард фон Виртц. Документы, которые находились в портфеле немецкого генерала были очень важными: чертежи и описание новых образцов немецких мин. В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Лёня Голиков, был окружён немцами. После жестоких боёв отряду удалось выйти из окружения, много партизан погибло, в том числе и Лёня.
Леониду Голикову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был.
Споёмте о том, как любимец отряда бесстрашно в разведку ходил.
Споёмте о том, как летали с пути эшелоны, которые он подрывал.
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистского зверя в чинах генеральских подбил.
Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.
Уснул у костра на земле.
Не снилось ему, что о подвиге этом на утро узнают в Кремле.
Что будет герою Звезда золотая – награда за воинский труд.
Что люди, о подвиге славном мечтая, на Лёньку равненье возьмут.
Ученик 2 рассказывает о Марате Козее.
Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Ходил в разведку, подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль « За отвагу». А в мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоём с командиром разведки, они натолкнулись на немцев. Командира убили сразу. Марат , отстреливаясь, залёг в ложбинке.А когда патроны кончились, взял 2 гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли близко, взорвал себя вместе с ними.
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов.
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.( В.Алексеев).
Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Ученик 3 рассказывает о Володе Дубинине.
Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Когда над головой каменная толща, а все выходы закупорены немцами, в таких условиях вести разведку было опасно. Посылали в разведку самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой больше.
Тринадцатилетний партизан Володя Дубинин успел стать глазами партизанского отряда. За полтора месяца он ходил на поверхность 7 раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни , и успел предупредить отряд. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням. Он был награждён орденом Боевого Красного знамени.
Ученик 4 знакомит нас с Зиной Портновой.
Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала к бабушке на летние каникулы в деревню Зуи. Там её и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь.. где вступила в организацию « Юные мстители».Подпольщики расклеивали листовки, устраивали диверсии на железной дороге, взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод. Зина устроилась на работу в немецкую столовую. Ей удалось подсыпать в еду немецких офицеров яд. Пострадали более 100 немцев.Чтобы избежать ареста, Зина ушла в партизаны. Когда она выполняла задание в деревне, её арестовали. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя, и выбежать из здания. Скрыться она не успела – её ранили, после чего отправили в тюрьму.13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли. Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик 5 рассказывает о подвиге Валентина Котика.
Валентин Котик – подпольщик-разведчик из Шепетовки. Он был подрывник. На его счету 6 взорванных эшелонов. Однажды он вместе с товарищами подорвал машину, в которой ехал начальник жандармерии. Также Валя вывел из строя связь немцев со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награждён Орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны». В 1944 годя Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей. Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Ученик 6 рассказывает о Александре Бородулине.
Александр Бородулин – партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.
Вед. Когда человеку исполнялось 14 лет, их принимали в комсомол. Юноши и девушки в годы войны также вносили свой вклад в дело победы.
Ученики 7-8 класса читают стихотворение о комсомоле.
1 ученик. Радостным шагом, с песней весёлой
Мы выступали за комсомолом.
Близилась эра светлых годов,
Родине каждый служить был готов.
2 ученик. Комсомол – это смелость, и доблесть, и сила.
Комсомол – это юности вечной звезда.
С первых лет нас стремительным ветром носило
По дорогам, где не было прежде следа.
Ученик 3 Наша юность на стройках страны расцветала
И по первому зову шла в новый поход.
·
Комсомол – это сердце, что чище кристалла,
Взор пытливый, всегда устремлённый вперёд.
« Рождённому бурей» - лишь в буре покой.
На юной груди – значок огневой.
Счастье своё в борьбе я нашёл!
Я – комсомол!
Все. Мы- Комсомол!
Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Александр Матросов, молодогвардейцы и ещё многие юноши и девушки отдали свои жизни за свободу своей Родины.
Ученики 7 класса расскажут о подвиге Александра Матросова.
1 ученик
22 февраля во втором батальоне накануне боя состоялось комсомольское собрание, на котором выступал и Матросов. Призывая отметить наступающий день Красной Армии он сказал:
2 ученик
- Я буду драться с фашистами, пока мои руки держат оружие, пока бьётся сердце. Я клянусь, что буду драться с фашистами как подобает комсомольцу, презирая смерть , во имя нашей Родины!
3 ученик
Его сердце было полно ненавистью к врагу, который принёс нашему народу столько горя. В одном из писем он писал:
2 ученик
-« Вы и представить себе не можете, что натворили на русской земле эти гады. Я видел колодец, в который фашистами- извергами было сброшено 16 детей. Я видел обгорелый каменный склад, где они заживо сожгли 265 женщин, стариков, детей. Я читал в одной листовке приказ немецкого генерала, который разрешил своим солдатам, уничтожать всё, что является советским. А на приказе пометка: « Одобрено Гитлером». Вот если бы мне удалось добраться до Берлина и поймать Гитлера, я ему отомстил бы за всё это».
3 ученик
Утром 23 февраля начался бой. В 11 часов 15 минут Матросов совершил подвиг у деревни Чернушки, выполнив свою клятву. Старший лейтенант Волков в тот день писал в донесении:
1 ученик
- Нахожусь во втором батальоне. Наступаем В бою за деревню Черёмушки комсомолец Матросов совершил героический поступок – закрыл амбразуру дзота своим телом, чем обеспечил продвижение наших стрелков вперёд. Черёмушки взяты. Наступление продолжается.
3 ученик
После боя товарищи с почестями похоронили героя у деревни Черёмушки. Позднее его тело перенесли в Великие Луки.
Александру Матросову присвоено высокое звание Героя Советского Союза, а его именем позднее назван 254-ый стрелковый гвардейский полк.
Ученица рассказывает.
Август 1941 года. Листовка –плакат о подвиге лётчика комсомольца Виктора Талалихина.
В ночь на 7 августа 1941 года наши звукоулавители засекли фашистский бомбардировщик, пытавшийся пробраться к Москве с высоты 4500 метров. Навстречу фашистскому пирату вылетел лётчик комсомолец Виктор Талалихин. На высоте 4 000 метров Талалихин настиг врага и зашёл ему в хвост. Первая пулемётная очередь – и правый мотор противника начинает дымить. Фашист делает крутой вираж и устремляется в бегство. Но Виктор не хочет упустить врага живым. Он расстреливает его, пока есть боеприпасы, затем таранит его. « Ястребок» приблизился к « Хейнкелю 111» на 15-20 метров. Ясно виден чёрный крест на хвосте противника. Не обращая внимание на полученную в бою рану, Виктор нажимает на рычаг, и « Ястребок» врезается в корпус фашистской машины. От удара самолёт Талалихина перевернулся на спину. Фашистский самолёт загорелся. Пылающая масса пронеслась мимо Талалихина. Снизу донёсся взрыв. Под обломками «Хейнкеля» нашли множество зажигательных бомб, которые не успел сбросить немецкий лётчик.
Талалихин сел на спокойную поверхность озера в 55 км от Москвы, выбрался на берег и вернулся в часть.
Вед. Девушки тоже не отставали от юношей.
Зоя Космодемьянская, первая из женщин получила звание Герой Советского Союза.
Она была в партизанском отряде у д. Петрищево. Партизаны, действовавшие в захваченных немцами местностях, помогали Красной Армии изматывать врага. Они выкуривали фашистов из тёплых изб на мороз, нарушали связь, портили дороги, вели разведку для воинских частей. Зоя уничтожила конюшню гитлеровской части , где находились 17 лошадей. Когда Зоя пыталась снова поджечь конюшню с 200 лошадьми, то она была схвачена. Немцы очень удивились ,что партизаном оказалась девушка.
Зою повесили в деревне. Последними её словами были слова: « Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье – умереть за свой народ».
Комсомолки-москвички Наташа Ковшова и Маша Поливанова в 1941 году записались в добровольцы. На фронте создали снайперскую группу, учили бойцов метко стрелять.
Когда в бою убили командира, Ковшова приняла командование на себя. Вскоре они остались вдвоём против врага. Когда боеприпасы кончились, рядом с собой гранату, уничтожив много вражеских солдат. Посмертно девушки удостоены звания Героя Советского Союза.
Песня « Комсомольцы- добровольцы» .
Вед. Немалый вклад в дело Победы внёс А.Н.Туполев. Как и все учёные и конструкторы, он старался помочь стране. В ходе проведения боевых операций воюющие стороны с обеих сторон использовали тысячи самолётов различного назначения. В напряжённом режиме работали авиационные заводы и конструкторские бюро воюющих стран, выпуская для фронта десятки тысяч новых самолётов. Для коллектива ОКБ , созданного в 1922 году и возглавлявшимся А.Н.Туполевым, проектирование самолётов для ВВС РККА было основной задачей. К началу ВОВ c Германией боевые самолёты, разработанные в предвоенный период в коллективе А.Н.Туполева, составляли основу парка бомбардировочной авиации, сосредоточенной на западных границах СССР ( несколько тысяч СБ, сотни ТБ-3, около десятка новых ТБ-7). Именно по аэродромам, где базировались эти машины, были нанесены первые удары немецкой авиации. Много самолётов было уничтожено на земле, ещё больше в тяжёлых боях июня и июля 1941 года, когда экипажи туполевских бомбардировщиков, жертвуя собой и машинами с низких высот, зачастую без истребительного прикрытия, пытались остановить бронетанковые и моторизированные части Вермахта. Потери были страшные, но именно благодаря этим атакам, удалось сбить темп « блицкрига», сорвать чёткий график плана « Барбаросса». Спроектированные до войны самолёты Туполева, определяли лицо нашей авиации до 1942 года, до тех пор, пока их не начали вытеснять новые самолёты-бомбардировщики. Старые машины начали передавать во вспомогательные подразделения, в этом качестве и дослужили до конца войны. ТБ-7 довоевали до Победы в первой линии. С 1942 года на фронт пошли первые ТУ-2, их серийное производство и поступление в войска началось в 1944 году. Таким образом самолёты Туполева и их экипажи воевали все 4 года войны: СБ, и ТБ-3 приняли на себя первый удар, а ТУ-2 в апреле 1945 года бомбили Берлин, ставя точку в окончательном разгроме Германии. Также в боях ВОВ в первой линии ВВС РККА, для решения вспомогательных задач использовались ТБ-1 ( АНТ-4) для грузовых перевозок в тылу, Р-6 ( АНТ-7) обслуживали фронты и флоты: перебрасывали горючее, запчасти, буксировали грузовые планеры и планерные поезда, снабжая партизанские отряды в тылу врага. Пассажирские самолёты ПС-9 ( АНТ-9) и ПС-35 ( АНТ-35) использовались для санитарных перевозок.
Хрестоматийной стала операция по уничтожению Черноводского моста, имевшего важное значение для фашистов. Несколько раз пытались его разрушить ИЛ-4 и ПС-2, но безуспешно .Задача была решена в августе 1941 года, когда к операции были привлечены 2 авиаматки ТБ-3, они доставили к месту атаки 4 истребителя И-6, каждый из которых нёс по 2 авиабомбы. Стартовав с ТБ-3, истребители неожиданно появились над целью и взорвали центральную ферму моста вместе с нефтепроводом. Железнодорожная связь гитлеровских частей с тылом и подача нефти на фронт были надолго прерваны.
Экземпляр самолёта АНТ-44, переделанный в летающую лодку, успешно использовали в составе авиации Черноморского флота. Регулярно вылетал на ночные задания с 4-7 тоннами бомб , точными и внезапными налётами изматывал противника, вызывая среди фашистов панику.
За 1418 дней Великой Отечественной войны в боях участвовали:
5000 самолётов АНТ и ТУ: около 150 самолётов АНТ-4, около 600 АНТ-6 ( ТБ-3), 300 АНТ-7, до 60 АНТ-9, порядка 3000 АНТ-40(СБ), 93 АНТ-42, и 800 ТУ-2.
Во время ВОВ использовались и катера с шифром Г-5. « Москитный флот». Катера были вооружены торпедами, 2-3 спаренными пулемётами, аппаратурой для постановки дымовых завес, глубинными бомбами. Они наносили торпедные удары по вражеским судам, конвоировали транспорты, проводили десантные операции, ставили минные заграждения. В 1942 году пулемёты заменили на реактивные установки. Они обращали в бегство стотонные фашистские катера» Люрсены» и быстроходные баржи. !6 сентября 1945 года А.Н.Туполеву указом Верховного Совета « За работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой медали « Серп и Молот».
Славу создания боевой техники для нашей армии вместе с А.Н.Туполевым разделили его коллеги и сотрудники:
А,А.Архангельский, В.М.Петляков, П.О.Сухой, А.М.Черёмухин и многие инженеры и техники, рабочие, усилиями которых в те тяжёлые годы создавались туполевские самолёты.
Литература.
1.П.И.Потёмкин, Ю.В.Плотников « Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне», изд. « Просвещение» , 1987 год.
2.Л.Бондарчук « Награды Родины на знамёнах комсомола», Москва, « Молодая Гвардия», 1969 год.
3.С.М.Бондар « Альбом-выставка « пионеры-герои», 1969 год.
4.В.А.Кондратьев, З.Н.Политов « Говорят погибшие герои», Москва, политиздат, 1986 год
5. ЦАГИ издательский отдел « Андрей Николаевич Туполев» Москва 1989 год.
Рисунок 1Туполев 004.bmp15