Тема выступления: «Личностно-ориентированное обучение в учебно- воспитательном процессе. Задачный подход».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 города Ельца
Выступление на педагогическом совете.
Тема педагогического совета: «Воспитательная функция школы в современных условиях образования».
Тема выступления: «Личностно-ориентированное обучение в учебно-
воспитательном процессе . Задачный подход».
Подготовила
учитель географии
Морозова И. Е.
2013 уч. год
С 90-х годов прошлого века понятие « личностно-ориентированное обучение» прочно вошло в учебно-воспитательный процесс школы. Надо сказать, что это понятие неново для нашей отечественной педагогики. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский говорил о том, что обучение должно быть обращено к личности ученика. И только тогда можно ожидать положительных результатов в обучении и воспитании. Стоит вспомнить 70-е годы прошлого века, когда школьное образование было нацелено на воспитание всесторонне развитой личности.
Впервые вопрос о технологиях личностно-ориентированного обучения рассматривался в работах И.С.Якиминской.
Несомненно, личностно-ориентированное обучение нельзя отождествлять с индивидуальным подходом, т. к. такое обучение направлено, в целом, на перевод ученика с позиции объекта учебно-воспитательного процесса на позицию субъекта. А это означает смену парадигмы образования, основными направлениями которой становятся гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса.
« Гуманизация процесса предполагает усиление внимания к формированию личности человека. Психологами ( В.В.Давыдов,В.В.Репкин и др.) и методистами (А.М.Пышкало, О.Б.Епищева и др.) показано, что задачи развития и воспитания личности могут быть эффективно решены путём формирования учебной деятельности. Она становится той основой, на которой происходит становление личности.»(с.199, М.А.Гончарова).
«Гуманитаризация образования направлена на формирование личностной зрелости обучаемых. Она призвана создавать условия, побуждающие школьника к активной творческой деятельности и обеспечивать его участие в ней» ( с.203, М.А. Гончарова «Основные направления образования» Вестник,2008).
Подчеркнём, что всё это в той или иной степени нашло своё отражение в стандартах второго поколения, в которых чётко прописаны цели обучения: 1) в направлении личностного развития, 2) в метапредметном направлении, 3) в предметном направлении.
Отметим ,что задачный подход – понятие новое для педагогической науки. Тем не мение, по- нашему мнению , тесно связанное с личностно-ориентированным обучением.
С задачами мы сталкиваемся не только в научных областях, но и в профессиональной области, и в социальной, экономической, политической сферах жизни общества. Поясним это подробнее.
Каждый из нас каждый день решает ряд самых разнообразных задач. Любую проблему можно рассматривать как задачу, которую необходимо решить.
Каждый учитель при проектировании учебно-воспитательного процесса формулирует определённые цели, которые распадаются на задачи. Это педагогические задачи.
Анализируя учебный материал по предмету, педагог для усвоения теории предлагает обучающимся упражнения, которые можно рассматривать как задачи особого рода. Это задачи учебного характера.
В последнее время в педагогической литературе говорят о кризисе целеполагания и несформированности мотивационной сферы школьников. Мотив-это внутренний побудитель к действию. Реальным воплощение мотивов являются цели. Современные школьники в своём большинстве не умеют ставить перед собой цели. А так как любая цель предполагает решение ряда задач, то одна из центральных проблем образования сегодня - научить школьника ставить перед собой задачи, правильно их формулировать, искать пути решения. Всё это несёт не только обучающий, но и воспитательный характер. Поэтому понятие «задача» можно рассматривать как надпредметную категорию. А это означает , что задачный подход несёт ещё и мировоззренческую функцию.
Итак, подобно атому и клетке – задача как категория является той отправной точкой, от которой стоит отталкиваться в педагогике, философии, социологии, политике и т.п. В своей магистерской диссертации мы анализируем этот вопрос.
В заключении продемонстрируем использование задачного подхода в образовательном процессе на примере географии.
Так при изучении темы « Вулканы» в 6 классе обучающимся предлагается выполнить проект или самостоятельную поисковую работу по данной теме. Содержательная модель проекта представлена на слайде.
ВУЛКАНЫ
Для чего?
(цели)
Происхождение вулканов
Исторические сведения
Самые известные вулканы
Вулканы: плюсы и минусы
Прогнозирование извержения вулканов
Исследования вулканов(перспективиспользования)
На что не получили ответа?
Проектная деятельность начинается с осмысления идеи постановки цели и задач и разработки схемы исследования. Дальше осуществляется реализация замысла. Для этого решаются следующие задачи:
изучение соответствующей литературы;
сбор материала;
выделение основных узловых моментов проекта;
оформление проекта.
Проект может быть представлен в виде доклада, реферата, презентации.
Следующая важная задача- оценка результатов деятельности( положительные или отрицательные стороны- другими словами- рефлексия).
И последняя важная задача- дальнейшие перспективы такой работы.
Для обучающихся 9-х и 10-х классов можно предложить следующие задачи, которые также могут быть представлены в виде проектов.
Например:
Как будет к 2030 году численность населения России, Франции, Китая, Японии, США?
Каковы тенденции миграции выходцев из стран бывшего Советского Союза? ( из стран Ближнего Востока).
Каковы перспективы роста ВВП в России, Великобритании, США, Китая, Японии?
Таким образом технология задачного подхода состоит в том, что любой изучаемый материал представляется в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой обучающихся. В данной системе присутствуют задачи трех типов: предметные, включающие фактический материал изучаемого предмета с косвенным указанием на его связь с гуманитарно ценностной сферой, конструктивные, предполагающие поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры; личностно-ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала и способов стимулирования, связанных с этим компонентом личностных переживаний.
15