Статья по технологии на тему Личностно- ориентированный подход – одна из составляющих современного урока технологии, обеспечивающая качественное изменение образовательного процесса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Ольшанка Чернянского района Белгородской области»





Личностно- ориентированный подход – одна из составляющих современного урока технологии, обеспечивающая качественное изменение образовательного процесса





Подготовила:
Волобуева Л.А.,
учитель технологии











2016 г.


Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.
Сущность личностно-ориентированного урока - процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:
а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование качеств в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;
д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;
ё) педагогическое сотрудничество;
ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
Трудоемкость личностно-ориентированного урока - различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.
Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного. [1,2,3,4]
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяются разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.[5]
Технология разноуровнего обучения сводится, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Изучены способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены следующие группы учащихся: малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. Установлено, что если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы.
Технология сотрудничества. В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Организации работы в малых группах, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Технология коллективного взаимообучения. Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статистическую, динамическую и вариационную. Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.
Технология, требующая отдельного внимания - Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили. Основными средствами педагогического процесса в концепции Ш.А.Амонашвили выступают разносторонняя деятельность детей и общение, которые несут им повседневную радость, предоставляют свободный выбор, возможность сотрудничества, творчества. [1]
Таким образом, личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированный подход и его реализация в процессе преподавания «Технологии» на уроке по теме “Моделирование”.
На основе брюк показать моделирование различных моделей брюк (прямые, узкие, расклешенные).
На данном этапе обучения возможны вставки сообщений подготовленных учениками в теоретическую часть урока.
[Прил. 1] По средством, применения гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили достигается полная интеграция инициативности учеников с образовательным процессом. Таким образом, вводная часть урока, которую изначально вёл педагог, по праву передана детям, конечно под чутким руководством учителя.
Вторая часть урока содержит практическое задание. Для выполнения которого необходимо применение технологии коллективного обучения. Это еще раз сплачивает коллектив и стимулирует высокую производительность труда. [Прил.2]
Вывод: Благодаря применения технологии Амонашвили, дети сами узнали о понятии «Моделирование», о его возможностях и свойствах. Таким образом, произошла самостоятельная теоретическая подготовка (дети сами давали теоретический материал) к итоговой самостоятельной работе. В практической части применение технологии коллективного обучения обеспечило единение класса в принятии общего решения.
Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом в школе.
Во-первых, одним из компонентов этой системы управления выступает сама личность учителя. Изменяется его позиция по отношению к ученику, к себе самому. Учитель – не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знаниям, от его знания или незнания. Изменяется характер воздействия на ученика. Меняется и позиция ученика, для которого главное – не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний.
Во-вторых, изменение функций и строения знаний, которые осваиваются в школе, и способов организации процесса их усвоения. Знание в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации, только если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процессом его усвоения не может быть рутинное заучивание, репродукция. Усвоение знаний организуется в многочисленных формах поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.
Список литературы

Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М., 1990.
Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.
Психологические критерии качества знаний школьников (под рук. И.С.Якиманской). - М., 1990.
Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – журнал Педагогика, №3 2000.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996; изд. 2-е. 2000
















Приложение 1.
Примерный алгоритм создания самостоятельного теоретического сообщения.
определить тему искомого сообщения
собрать информацию по данной теме
выделить наиболее значимые факты
составить план рассказа
сделать выводы

Приложение 2.


Инструкция по выполнению группового задания
Прочитать внимательно задание, обсудить в бригаде, в паре.
Выполнить эскиз изделия
Выполнить моделирование юбки одним из выбранных способов (по заданию).
Подобрать ткань с учетом назначения изделия ( по заданию).
сделать описание изделия (письменно).
Уборка рабочего места.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 215