Родительское собрание Как помочь своему ребенку выбрать профессию (9 класс)


Родительское собрание
«Как помочь своему ребенку выбрать профессию»
Класс: 9 класс
Цель: помощь учащимся в выборе будущей профессии.
Задачи:
дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся;
скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся и их родителей;
ознакомить родителей класса с общей картиной выявленных интересов и предпочтений учащихся в ситуации предполагаемого выбора будущей профессии.
Метод: беседа.
Подготовительные мероприятия:
опрос учащихся по теме собрания;
подготовка презентации.
Оборудование: мультимедийный проектор, памятки для родителей.
Ход мероприятия.
1.Выступление классного руководителя.
Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомиться с ответами ваших детей на вопросы об их интересах, о выборе их будущей профессии (2 слайд) (обсуждение с родителями результатов опроса). Замечательно, что у всех ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или иному делу. Однако, выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, в свои силы, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.
В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко. Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в Вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.
На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.
Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя несостоявшейся личностью.
Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им советом, без упреков и натиска.
Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе следующее: (3 слайд)
Свои интересы к профессии
Свои способности
Свои склонности
Степень своей профессиональной пригодности (здоровье)
-А каково ваше отношение к выбранной вами профессии? Все ли Вас устраивает?
Родители отвечают на следующий ряд вопросов, анализируя свой выбор профессии. (4 слайд)
Довольны ли Вы выбранной профессией?
Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?
Что интересного в Вашей профессии?
2.Информация для родителей «Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию».
Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней уч-ся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.
Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.
Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам.
Пожелание родителям: (5 слайд) изучите интересы, возможности, способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.
При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.
Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т.п.
Поэтому Вам при общении со своим ребенком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.
(Раздаю родителям памятки «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии» (6 слайд)Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком)
Пренебрежение к профессиям, которые не престижны, хотя и значимы в жизни.
Отсутствие своего мнения и принятия решения не по собственной воле, а по требованию родителей.
Перенос отношения к конкретному человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.
Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.
3.Заключительное слово классного руководителя.
В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Вам желательно обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При этом нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.
Исключительно важно формировать у уч-ся:
Во-первых, гражданские и нравственные ценности;
Во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения.
-А закончить я хочу словами В.Г. Белинского: (7 слайд) « Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихотворца».
-Спасибо за внимание, до свидания!