Викторина по правовому воспитанию Я имею право


Конспект открытого мероприятия
по правовому воспитанию. Викторина «Я имею право!»
подготовили
учитель-логопед
Богатикова Е.Г.
воспитатель
Балакина Е.В.
2016 г.
Задачи:
Развивающие:
в интересной и занимательной форме закрепить знания детей основ человеческих прав, отражённых в «Конвенции о правах ребёнка», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок;
уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказок.
Воспитательные:
Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию;
Коррекционные:
 развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
Совершенствовать внимание, память, словесно-логическое мышление.
Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.
Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. «Волшебный сундучок», в котором находится «сердечко», пропись, домик, стетоскоп, мячик. Иллюстрации к сказкам, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ТСО.
Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права». Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом.
Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?
Дети: «Конвенция о правах ребёнка».
С самого рождения дети имеют права. Какие же это права?
Презентация «Я имею право».
В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.
Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины на тему: «Я имею право».
Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».
Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.
Жюри просим занять свои места.
А теперь прошу команды занять свои места.
 I – команда: «Солнышко».
Почему вы выбрали себе такое название?
«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».
Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».
Кто у вас капитан? (Ответы детей).
 II – команда: «Капелька».
А вы, почему выбрали такое название?
«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».
Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».
А у вас кто капитан?
Итак, приступаем к выполнению заданий.
 I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».
Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.
а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
в) Сказка «Буратино» (нарушено право на образование). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).
За правильный ответ вручается символ «сердечко».
д) Сказка «Три поросёнка» (волк нарушил право на неприкосновенность жилища). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
е) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).
С этим заданием команды справились.
 II задание: «Волшебный сундучок». 
У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.
а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».
б) А ещё здесь есть «сердечко».
Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).
Что значит забота? Кто заботится о вас?
За правильный ответ команде «сердечко».
в) Показываю пропись. Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?
За правильный ответ команде «сердечко».
г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).
За правильный ответ команде «сердечко»
д) А что это за предмет? Кто догадался? Это стетоскоп. Какое право он обозначает. (Право на медицинское обслуживание).
За правильный ответ вручается символ «сердечко».
е) Остался ещё один предмет в нашем сундучке. Достаю мячик. О каком праве он нам говорит? (О праве на отдых и досуг).
 III задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».
«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.
Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».
 IV задание: «Домашнее задание» (Сценки из сказок).
Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей».
Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей связывает доктора и зверей верёвкой.
Добрый доктор Айболит!Он под деревом сидит.«Приходи ко мне лечиться:И корова, и волчица,И жучок, и червячок,И медведица!»Всех излечит, исцелитДобрый доктор Айболит!И пришла к Айболиту лиса:«Ой, меня укусила оса!»И пришёл к Айболиту барбос:«Меня курица клюнула в нос!»И прибежала зайчиха,И закричала: «Ай, ай!Мой зайчик попал под трамвай!Мой зайчик, мой мальчикПопал под трамвай!Он бежал по дорожке,И ему перерезало ножки,И теперь он больной и хромой,Маленький заинька мой!»
Вдруг откуда ни возьмись Бармалей.
«Я кровожадный,Я беспощадный,Я злой разбойник Бармалей!И мне не надоНи мармелада,Ни шоколада,А только маленьких(Да, очень маленьких!) Зверей!»
Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).
Команда «Солнышко»: «Кот, лиса и петух».
Жили-были Петушок и котик. Ушёл котик однажды в лес, а Петушку строго приказал:
- Не выглядывай в окошко, а то Лиса утащит.
Ушёл Кот, а Лиса тут как тут.
- Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Не стерпел Петушок – выглянул. Схватила его Лиса, а он как закричит:
- Котик, братик.
Несёт меня Лиса
За тёмные леса!
Спаси меня!
Котик недалеко был. Услыхал он Петушка, прибежал и отнял у лисы.
Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).
Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде сладкий приз.
Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.
Кто бы ты ни был, какой и откуда –
Знать должен свои ты права!И говорить мы о них будем всюду –
Тогда ты воспользуешься ими всегда!