Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Волшебная кисточка» для 1-4 классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШПИКУЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
328231590805Принята решением педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2016г.
Утверждена приказом МБОУ
Шпикуловской СОШ
от « » августа 2016 года №____
Директор
__________________/ Г.С. Чернышова/
подпись
печать
00Принята решением педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2016г.
Утверждена приказом МБОУ
Шпикуловской СОШ
от « » августа 2016 года №____
Директор
__________________/ Г.С. Чернышова/
подпись
печать
-18224532385Согласована
на заседании МС
МБОУ Шпикуловской СОШ
Протокол № ___
от « » _мая__ 2016 года
00Согласована
на заседании МС
МБОУ Шпикуловской СОШ
Протокол № ___
от « » _мая__ 2016 года
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по художественно-эстетическому направлению
«Волшебная кисточка»
для 1-4 классов
на 2016-2020гг
(реализующая федеральный государственный образовательный стандартначального (основного) общего образования.
срок реализации 4 года
Составитель:
учитель Родионова Т.Н. МБОУ Шпикуловской СОШ
Ф.И.О. должность
с. Шпикулово, 2016
Планируемые результаты освоения обучающимися программы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов;
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия,
орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приёмы оформления;
названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их
смешением;
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных
форм;
пользоваться материалами.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат
возможность формирования знаний, умений, навыков:
Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе является формирование следующих умений:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М.
Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей о произведениях искусства, о собственных работах работах своих товарищей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применениехудожественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественныхобразов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения,небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций спомощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М.
Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
основы графики;
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
В результате изучения данного курса во 3 классе обучающиеся получат возможность
формирования личностных результатов:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственнойхудожественной культуры;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством
собственного мнения о конкретном произведении художника;
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме
общения;
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать ____________своюдеятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план последовательности работы над художественны произведением); пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать художественные средства для решения различныхкоммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи сиспользованием терминологии художника.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, находить ответы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная
перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
основы дизайна;
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля,
И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов
несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственнойхудожественной культуры;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством
собственного мнения о конкретном произведении художника;
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме
общения;
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать своюдеятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план последовательности работы над художественны произведением); пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать художественные средства для решения различныхкоммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи сиспользованием терминологии художника.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, находить ответы.__
Содержание курса программы «Волшебная кисточка»
1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.
Тематическое планирование 1 класс
№п/п Тема Количество часов
теоретические
практические
1. Кто такой художник? Чем и как работают художники? 1 2. Учимся наблюдать, видеть, примечать красоту вокруг себя. 1 3. Цветоведение (основные цвета и их оттенки) 1
4. Изображать можно и пятном. 1
5. Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего дерева. 1
6. Изображать можно линией. 1
7. Изображать можно в объёме. 1
8. Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок». 1
9. Художники и зрители. Выставка работ. 1 10. Изображать можно то, что невидно. 1
11. Мир полон украшений. 1
12. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность. 1 13. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность. 1
14. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум. 1
15. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум. 1
16. Красоту надо уметь замечать: Анималисты .украшения птиц. 1 17. Красоту надо уметь замечать.Анималисты,украшения птиц. 1
18. Как украшает себя человек. 1
19. Создаём праздник сами. Проект. 1 20. Создаём праздник сами. Проект. 1 21. Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент. 1
22. Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея. 1 23. Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская, Богородская игрушка. 1
24. Постройки в нашей жизни. 1 25. Домики, которые построила сама природа. 1
26. Всё имеет своё настроение. 1
27. «Город, в котором мы живём». 1 28. «Город, в котором мы живём». 1
29. «Сказочная страна». Создание панно. 1
30. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова. 1 31. Пропорции и форма различных садовых цветов. 1
32. Урок любования. Умение видеть.
1 33. «Здравствуй, лето!» 1
Итого: 12 21
Тематическое планирование 2 класс
№п/п Тема Количество часов
теоретические
практические
1. Три основные краски, строящие многоцветие мира. 1 2. Три основные краски, строящие многоцветие цвета. 1
3. Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа». 1 4. Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа». 1
5. Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности. «Живая клякса». 1 6. Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности. «Живая клякса». 1
7. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». 1 8. Выразительные возможности графических материалов. «Осенний лес. Мы рисуем осень». 1
9. Выразительные возможности графических материалов. «Осенний лес. Мы рисуем осень». 1
10. Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в творчестве художников». 1
11. Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в творчестве художников». 1
12. Беседа «Художники анималисты». 1 13. Рисование с натуры животных. Заяц, бабочка. 1
14. Рисование с натуры животных. Заяц, бабочка. 1
15. Беседа «Художники – сказочники». 1 16. Русские народные сказки (добрый и злой образ). 1 17. Русские народные сказки (добрый и злой образ). 1
18. Изображение и реальность. 1 19. Изображение и реальность. 1
20. Изображение и фантазия. 1 21. Изображение и фантазия. 1
22. Украшение и реальность. 1 23. Украшение и реальность. 1
24. Постройка и реальность. «Подводное царство» 1 25. Постройка и реальность. «Подводное царство» 1
26. Постройка и фантазия. «Необычные здания». 1 27. Постройка и фантазия. «Необычные здания». 1
28. Все работаем совместно. 1
29. Все работаем совместно. 1
30. Выражение характера (мужской и женский образ). 1 31. Выражение характера (мужской и женский образ). 1
32. Изображение природы в разных состояниях. 1 33. Изображение природы в разных состояниях. 1
34. «Лето, ах лето!» 1
Итого: 14 20
Тематическое планирование 3 класс
№п/п Тема Количество часов
теоретические
практические
1. Твоя игрушка (создание формы, роспись). 1
2. Твоя игрушка (создание формы, роспись). 1
3. Посуда. 1 4. Посуда. 1
5. Мамин платок. 1
6. Обои, шторы в твоём доме, в твоей комнате. 1 7. Обои, шторы в твоём доме, в твоей комнате. 1
8. Книжка – малышка, любимому братишке (сестрёнке). 1
9. Книжка – малышка, любимому братишке (сестрёнке). 1
10. Поздравительная открытка (декоративная закладка). 1
11. Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия). 1 12. Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия). 1 13. Витражи и витрины. 1 14. Витражи и витрины. 1
15. Парки, скверы и бульвары в моём городе. 1 16. Парки, скверы и бульвары в моём городе. 1
17. Ажурные ограды. 1
18. Фонари на улицах моего города.
1
19. Транспорт.
1 20. Транспорт.
1
21. Художник и театр (образ театрального героя). 1 22. Художник и театр (образ театрального героя).
1
23. Театральные маски(злые и добрые). 1 24. Театральные маски (злые и добрые).
1
25. Театр кукол. 1 26. Афиша. 1 27. Афиша. 1
28. Музей моего города (виртуальная экскурсия). 1 29. . Картина – натюрморт, картина – портрет, картины – пейзаж, картины исторические и бытовые. 1 30. Картина –натюрморт, картина – портрет, картины – пейзаж, картины исторические и бытовые. 1
31. Картина –натюрморт, картина – портрет, картины – пейзаж, картины исторические и бытовые. 1
32. Картина –натюрморт, картина – портрет, картины – пейзаж, картины исторические и бытовые. 1
33. День Семьи. 1
34. Художественная выставка достижений. Итого: 14 20
Тематическое планирование 4 класс
№п/п Тема Количество часов
теоретические
практические
1. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. 1 2. Пейзаж родной земли. Гармония природы. Деревня – деревянный мир. 1
3. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. 1
4. Образ красоты человека. 1 5. Образ красоты человека. 1
6. Образ красоты человека. 1
7. Народные праздники. 1 8. Народные праздники. 1
9. Древнерусский город – крепость и его жители. 1 10. Древнерусский город – крепость и его жители. 1
11. Древние соборы. 1 12. Древние соборы. 1
13. Древнерусские воины – защитники. 1 14. Древнерусские воины – защитники. 1
15. Города русской земли (виртуальная экскурсия). 1 16. Страна восходящего солнца (Япония). 1 17. Страна восходящего солнца (Япония). 1
18. Образ художественной культуры Древней Греции. 1 19. Образ художественной культуры Древней Греции. 1
20. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. 1 21. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. 1
22. Все народы воспевают материнство. 1 23. Все народы воспевают материнство. 1
24. Все народы воспевают мудрость старости. 1 25. Все народы воспевают мудрость старости. 1
26. Сопереживание – великая тема искусства. 1 27. Сопереживание – великая тема искусства. 1
28. Герои, борцы, защитники. 1 29. Герои, борцы, защитники. 1
30. Юность и надежды. Искусство народов мира. 1 31. Юность и надежды. Искусство народов мира. 1
32. Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира. 1 33. Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира. 1 34. Здравствуй, лето! итого 17 17
Тематическое планирование
1 класс - 33 часа в год (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся
(осуществляемые действия) Формируемые умения Дата Фактическая дата проведения
1. Кто такой художник? Чем и как работают художники? Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера дошкольной подготовки. Объяснительно – иллюстративная. Индивидуальная, изображение радостного солнца. Знать форму изображения солнца. Уметь рассказывать о своём настроении, рисовать форму круга (окружности). Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию. 2. Учимся наблюдать, видеть, примечать красоту вокруг себя. Экскурсия, рассказ, беседа, наблюдения, сбор природного материала. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Практическая (сбор материала) Умение слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Учить высказывать своё отношение к природе осени. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития. 3. Цветоведение (основные цвета и их оттенки) Рассказ, беседа, наглядность (цветовой модуль) Объяснительно – иллюстративная. Индивидуальная, изображение, работа по заданному алгоритму. Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Развитие чувства эстетического вкуса. 4. Изображать можно и пятном. Рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра «Сказка про превращения пятна в образ» Объяснительно – иллюстративная, частично-поисковая, игровая. Индивидуальная, изображение зверушки из произвольно сделанного краской пятна. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости. Уметь воплощать замысел в своей работе, решать творческие задачи на уровне импровизаций, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы. 5. Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего дерева. Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Объяснительно – иллюстративная, частично-поисковая, игровая. Коллективная работа, изображение осеннего леса. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости. Уметь воплощать свой замысел в коллективной работе, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы. 6. . Изображать можно линией. Рассказ, беседа, наглядные пособия. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение рисунка линией на тему «Расскажи нам о себе» Уметь применять основные средства художественной выразительности на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (карандаш, фломастер), участвовать в диалоге. 7. Изображать можно в объёме. Беседа, наглядные пособия, демонстрация, игра. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Индивидуальная, лепка птицы из целого куска пластилина. Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. Умение участвовать в диалоге. 8. Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок». Рассказ, наглядность. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, поисковая. Индивидуальная, изображение. Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства. 9. Художники и зрители. Выставка работ. Беседа, наглядные пособия. Объяснительно-иллюстративная, поисковая. Фронтальная, выставка. Умение вступать в общение с произведением искусства, участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. Умение узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В.М.Васнецов). 10. Изображать можно то, что невидно. Рассказ, беседа, наглядные пособия. Объяснительно-иллюстративная, поисковая. Индивидуальная, изображение музыки-создание образов, контрастных по настроению музыки. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью тона и композиции. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, умение участвовать в диалоге. 11. Мир полон украшений. Рассказ, беседа, наглядность, игра. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение сказочного цветка (по воображению). Развитие навыков рисования по воображению. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. 12-13. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность. Рассказ, беседа, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Индивидуальная, украшение крыльев бабочки. Знание понятия о симметрии. Умение использовать художественные материалы для графического изображения (гелевая ручка), создавать творческие работы на основе собственного замысла. 14-15. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум. Рассказ, беседа, упражнения, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Индивидуальная, украшение рыбки узорами чешуи. Умение строить коипозиции, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры). Начальное овладение техникой монотипии. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. 16-17. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Анималисты. Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение нарядной птицы. Умение решать творческие задачи на уровне импровизации, знать понятие орнамент. Умение участвовать в диалоге. 18. Как украшает себя человек. Рассказ, беседа, наглядность. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение любимых сказочных героев и их украшений. Умение строить композиции, создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. 19-20. Создаём праздник сами. Проект. Беседа, наглядность, демонстрация. Репродуктивная. Индивидуальная, коллективная. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе. 21. Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент. Беседа, наглядность, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Презентация. Индивидуальная, изображение узора. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов росписи композицию. 22. Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея. Наглядность, демонстрация. Объяснительно-иллюстративная. Презентация Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (произведения и авторов известных полотен). 23. Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская, Богородская игрушка. Наглядность, демонстрация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение нарядной игрушки. Уметь выполнять элементы росписи (филимоновская, дымковская, богородская). Уметь создавать из элементов росписи композицию. 24. Постройки в нашей жизни. Беседа, наглядность, демонстрация, игра. Объяснительно-иллюстративная, поисковая, игровая. Индивидуальная, изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. 25. Домики, которые построила сама природа. Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация, игра. Репродуктивная, игровая. Индивидуальная, лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов. Умение использовать художественные материалы (пластилин), применять приёмы лепки с приставными деталями. Умение участвовать в диалоге. 26. Всё имеет своё настроение. Беседа, упражнения, наглядность. Репродуктивная. Индивидуальная, создание простых образов из простых геометрических фигур. Уметь видеть конструкцию – построение предмета; использовать художественные материалы (бумага); применять навыки изображения в технике аппликации. Умение создавать творческие работы на основе собственного опыта. 27. «Город, в котором мы живём». Экскурсия в краеведческий музей. Беседа, рассказ. Продуктивная. Коллективная, индивидуальная. Знать историю своего города, известных людей города (художников, поэтов, композиторов, героев ВОВ). 28. «Город, в котором мы живём». Беседа, наглядность. Коллективная работа. Продуктивная. Коллективная, создание панно «Город, в котором мы живём». Знать жанр изобразительного искусства - пейзаж. Формирование представлений о пространственной композиции, умение воспринимать окружающий мир. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. 29. «Сказочная страна». Создание панно. Беседа, наглядность, сказка. Продуктивная Коллективная работа, создание панно. Формирование представлений о пространственной композиции, умение сформулировать замысел, участие в диалоге. Уметь использовать художественные материалы (бумага); применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. 30. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова. Беседа, упражнения, наглядность. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, создание образов по памяти. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе. 31. Пропорции и форма различных садовых цветов. Рассказ, беседа, упражнения, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Индивидуальная, изображение цветка ( с натуры или по памяти). Умение слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Учить высказывать своё отношение к нежным краскам весны. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития. 32. Урок любования. Умение видеть.
Беседа, демонстрация. Продуктивная. Фронтальная, экскурсия в природу, зарисовки. Умение использовать художественные материалы (цветные карандаши); применять основные средства художественной выразительности в рисунке ( с натуры). Умение применять навыки зарисовок с натуры. 33. «Здравствуй, лето!» Беседа, наглядность. Продуктивная. Индивидуальная, создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. Знать жанр изобразительного искусства-пейзаж. Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавть творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных в природе. Тематическое планирование
2 класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые умения Дата Фактическая дата
проведения
1 - 2. Три основные \\\\\ краски, строящие
многоцветие мира. Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг. Объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение цветов (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Различать основные и составные цвета. 3- 4. Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа». Рассказ, беседа, демонстрация наглядных иллюстраций, рисунок. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской. Различать жанры произведений изобразительного искусства – пейзаж. 5- 6. Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности. «Живая клякса». Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).Овладение навыками построения композиции, создание творческих работ на основе собственного замысла, использование художественных материалов. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. 7. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». Рассказ, беседа, презентация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, парная. Коллективная, индивидуальная. Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников 8 -9. Выразительные возможности графических материалов. «Осенний лес. Мы рисуем осень». Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. Объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая. Индивидуально – коллективная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз. Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, используя художественные материалы. Различать виды изобразительного искусства – графика. 10 – 11. Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в творчестве художников». Рассказ, демонстрация наглядных пособий, рисунок. Объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая. Групповая, коллективная, индивидуальная. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке с натуры. Учить рисовать с натуры. Иметь представление о натюрморте, особенности композиции в натюрморте. 12. Беседа «Художники анималисты». Наглядность, демонстрация. Объяснительно-иллюстративная. Презентация Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. Различать элементарные основы изобразительного языка художников – анималистов. Иметь представление о художниках анималистах и их творчестве. 13 -14. Рисование с натуры животных. Заяц, бабочка. Беседа, наглядность, наглядные пособия. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение животных или зверей. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. 15. Беседа «Художники – сказочники». Наглядность, демонстрация. Объяснительно-иллюстративная, наглядная. Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. Различать элементарные основы изобразительного языка художников – сказочников. Иметь представление о художниках сказочниках и их творчестве. 16 -17. Русские народные сказки (добрый и злой образ). Беседа, наглядность, наглядные пособия. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение сказочных героев (по памяти и представлению). Использовать различные элементарные основы изобразительного языка художников – сказочников. Создавать композицию иллюстрирующую русскую сказку. 18 -19. Изображение и реальность. Беседа, упражнения, наглядные пособия. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. 20 -21. Изображение и фантазия. Беседа, демонстрация, наглядные пособия. Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. 22 -23. Украшение и реальность. Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы. Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использование художественных материалов. Умение вести диалог. 24 -25. Постройка и реальность. «Подводное царство» Беседа, рассказ, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. Применение основных средств художественной выразительности в конструктивных работах; использование навыка конструктивной работы с бумагой. 26 -27. Постройка и фантазия. «Необычные здания». Беседа, демонстрация, макеты. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города. Умение участвовать в диалоге. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. 28 -29. Все работаем совместно. Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение. Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Умение вступать в общение друг с другом. 30 – 31. Выражение характера (мужской и женский образ). Рассказ, беседа, наглядные материалы, демонстрация, игра. Объяснительно-иллюстративная, частично – поисковая. Индивидуальная. Изображение доброго и злого воина, противоположные по характеру женские сказочные образы. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. 32- 33. Изображение природы в разных состояниях. Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно – иллюстративная. Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников. 34. «Лето, ах лето!» Беседа, наглядность. Продуктивная. Индивидуальная, создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. Знать жанр изобразительного искусства-пейзаж. Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных в природе. 3 класс - 34 часа (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые умения Дата Фактическая дата проведения
1-2. Твоя игрушка (создание формы, роспись). Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Уметь создавать форму постройки, находить нужную информацию и пользоваться ею. Различать образцы игрушек Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан. 3-4. Посуда. Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Иметь представление о работе мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Учить расписывать посуду элементами хохломской, городецкой, дымковской росписи. 5. Мамин платок. Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Находить разнообразие художественной росписей платков. Учить отличать платок от ткани. Иметь представление об искусстве росписи тканей, составлять простейший орнамент. 6 - 7. Обои, шторы в твоём доме, в твоей комнате. Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Выделять роль художников в создании обоев, штор. Учить разрабатывать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с её назначением ( используя технику трафарета или штампа). 8- 9. Книжка – малышка, любимому братишке (сестрёнке). Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Понимать роль художника в создании книг, многообразие видов книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. Находить различие и роль обложки, шрифта, буквицы. Уметь самостоятельно оформлять обложку, используя придуманный шрифт. 10. Поздравительная открытка (декоративная закладка). Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Учить выполнять простую графическую работу, различать виды графических работ. Знать различие литографии от линогравюры. Учить выполнять эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). 11 – 12. Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия). Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная Индивидуальная, парная. Учить находить нужную информацию в разных источниках, и пользоваться ею. Уметь находить памятники, посвященные событиям Гражданской и Отечественной войны. Знать памятники города, места их нахождения. 13 – 14. Витражи и витрины. Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Коллективная, парная. Иметь представление о создании витража и витрин, их оформление по назначению и уровню культуры города. Уметь отличать различные по назначению и оформлению витрин. Учить составлять проект оформления витрины. 15 -16. Парки, скверы и бульвары в моём городе. Рассказ, диалог, презентация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Коллективная, парная. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. Знакомство с работой художника – архитектора. Познакомить с понятием ландшафтная архитектура; что работа художника – архитектора – работа целого коллектива. Уметь создавать коллективный проект. 17. Ажурные ограды. Рассказ, диалог, презентация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Познакомить с разными инженерными формами ажурных сцеплений металла. Учить «конструировать» свои собственные ограды. 18. Фонари на улицах моего города.
Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная.
Познакомить с разными инженерными формами и видами фонарей. Учить придумывать свои собственные фонари. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. 19 - 20. Транспорт
Рассказ, диалог, презентация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Познакомить с историей изобретения транспорта. Различать виды транспорта – воздушный, наземный и его эволюцию. Учить изображать разные виды транспорта. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. 21 - 22. Художник и театр (образ театрального героя).
Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Познакомить с историей возникновения античного театра и деятельностью художника, раскрывая сущность театрального слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя. Учить создавать эпизод театральной сказки. 23 -24. Театральные маски (злые и добрые).
Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Знакомство с историей происхождения театральных масок. Показать роль художника в создании маски, об условности языка масок. Учить конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписывать, подчёркивая её характер. 25. Театр кукол. Рассказ, диалог, презентация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Находить отличие кукольного театра от других видов театра. Познакомить с перчаточным театром. Учить создавать в паре голову кукольного персонажа. 26 -27. Афиша. Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Знакомство с работой художников – графиков, с театральным плакатом; назначение афиш. Умение создавать эскиз афиши групповой или индивидуально без помощи учителя. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. 28. Музей моего города (виртуальная экскурсия). Рассказ, диалог, презентация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, парная. Коллективная, диалог, обсуждение. Знакомство с историей создания городского музея, усадьбы Лыжина. 29 -32. Картина –натюрморт, картина – портрет, картины – пейзаж, картины исторические и бытовые. Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. Знать отличие натюрморта, пейзажа, портрета. Знать выразительные средства выражения, о роли цвета. Уметь самостоятельно создавать картину определенного и заданного жанра. 33. День Семьи. Рассказ, диалог. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Коллективная, диалог, обсуждение. Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. 34. Художественная выставка достижений. Рассказ, диалог. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Умение вести диалог, рассказывать о своих достижениях, готовя выставку работ. Учить быть объективными в оценке работ своих товарищей.
4 класс - 34 часа в год (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые умения Дата Фактическая дата проведения
1 -3. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, коллективная. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Отличать русскую избу от других строений, знать её устройство, украшение. Уметь создавать образ избы (коллективная работа). 4 -6. Образ красоты человека. Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде. Уметь создавать женский, мужской, народный образ. Знать особенности характера сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора в народном костюме. Учить изображать сцену труда в крестьянской жизни. 7 – 8. Народные праздники. Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, её жителях, специфике их труда. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла. 9 – 10. Древнерусский город – крепость и его жители. Упражнения, лекция, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Уметь изображать крепостные башни, ворота. Иметь представление о том, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать понятия вертикаль, горизонталь. Учить изображать город – крепость на фоне пейзажа. 11 -12 Древние соборы. Упражнения, лекция, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе). Различать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу, знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. 13 -14. Древнерусские воины – защитники.
Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Иметь представление, как жили князья и его люди, как одевались. Уметь изображать древнерусских воинов. 15. Города русской земли (виртуальная экскурсия).
Диалог, рассказ, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная. Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города. Находить конкретный образ и облик каждого из этих городов. 16 – 17. Страна восходящего солнца (Япония). Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Познакомить с особенностями легких построек и конструкций Японии. Иметь представление об особенностях японской культуры: графичность, хрупкость. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм – пагоду. Уметь изображать природу через детали (ветка, трава). 18 -19. Образ художественной культуры Древней Греции. Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Уметь находить и изображать греческий храм. Определять значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь. 20 -21. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Иметь представление об образах готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы. Уметь различать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Учить конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями. 22 -23. Все народы воспевают материнство. Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Иметь представление о том, что в искусстве всех народов есть тема воспевания материнства. Учить изображать мать и дитя. 24 -25. Все народы воспевают мудрость старости. Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Познакомить с тем, что красота – это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки и дедушки. Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков, изображать любимых бабушек и дедушек. 26 -27. Сопереживание – великая тема искусства. Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Понимать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние, что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Знать, что героическая тема в искусстве имеет большое место. Уметь изображать рисунок с драматическим сюжетом. 28 -29. Герои, борцы, защитники. Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Иметь представление об основных памятных событиях: война 1812 года, Сталинградская битва. Уметь выполнять коллективную работу на военную тему. Знать героев войны 1812 года, Сталинградской битвы. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. 30 -31. Юность и надежды. Искусство народов мира. Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов. Иметь представление об основных сюжетах и темах детства, юности. Уметь выполнять коллективный коллаж., самостоятельно подбирать его сюжет. Учить изображать радость детства. 32 -33. Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира. Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Индивидуальная, парная, групповая. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Учить анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. 34. Здравствуй, лето! Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. Коллективная. Уметь использовать в работе все полученные знания. Уметь использовать художественные материалы (бумага, краска); применять основные средства художественной выразительности в работах. Умение вступать в общение друг с другом, вести диалог, договариваться друг с другом.