Доклад на заседании Городского Методического объединения «Виртуальная экскурсия как одна из форм организации учебного процесса на уроках географии»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9 городского округа города Михайловка Волгоградской области»
Доклад
«Виртуальная экскурсия как одна из форм организации 
учебного процесса на уроках географии»
Подготовила:
Учитель географии
Фоминых С.Н.
Михайловка, 2016
Основным направлением работы современной школы является использование информационных технологий в процессе обучения. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов. При этом «компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения» Мы, учителя, еще никогда не имели столь мощного средства обучения в своей работе.
Условно «уроки с использованием компьютера можно разделить на несколько групп: «уроки – презентации», «исследовательские уроки», «виртуальные экскурсии», проектные, тестирование и другие». Особо хотелось уделить внимание использованию виртуальных экскурсий на уроках географии.
 Преподавание  географии  немыслимо  без  проведения  экскурсий,  так  как  такая  форма  учебно-воспитательной  работы  школы  играет  важнейшую  образовательную,  воспитательную,  развивающую  роль.  На  экскурсиях  учащиеся  учатся  наблюдать,  ориентироваться  в  пространстве,  сравнивать,  видеть  взаимосвязи  объектов  друг  с  другом  и  условиями  окружающей  среды.
Но  есть  и  негативная  сторона  этого  вопроса.  Проблема  заключается  в  том,  что  сейчас  в  школах  осуществляется  репродуктивное,  воспроизводящее  преподавание  географии.  Такой  вид  репродуктивного  мышления  способствует  только  теоретическому  усвоению  материала,  которое  не  приводит  к  формированию  познавательного  интереса,  не  способствует  творческому  познанию,  расширению  знаний  по  предмету. 
Достижение  нового  образовательного  результата  возможно  при  внедрении  во  внеурочную  и урочную деятельность  по  географии  виртуальных  экскурсий.
География,  не  смотря  на  свою  древнюю  историю,  очень  восприимчива  к  инновационным  технологиям,  которые  органично  входят  в  науку  и  образование.  Поэтому  виртуальная  экскурсия  —  одна  из  ведущих  форм  обучения,  характеризующаяся  интерактивным  виртуальным  воспроизведением  реально  существующих  объектов  для  доступного  самостоятельного  наблюдения,  сбора  необходимых  фактов,  решения  разнообразных  заданий  и  т.  д.  Такие  экскурсии  являются  эффективным  способом  для  изучения  особенностей  территорий,  их  сходства  и  различий.
Основными  преимуществами  являются  следующие:  доступность  —  возможность  осмотра  достопримечательностей  всего  мира  без  больших  материальных  и  временных  затрат  и  в  любое  время;  возможность  многоразового  просмотра  экскурсии  и  прилагаемой  информации.  Правильно  организованные  виртуальные  экскурсии  способствуют  пониманию  и  раскрытию  причинно-следственных  связей,  пониманию  логических  отношений  между  понятиями,  что  в  целом  обеспечивает  прочное  и  глубокое  усвоение  основ  наук.  
Посетить многие государства мира можно, не выходя из компьютерного класса. Чтобы организовать урок с посещением виртуального государства, необходимо составить маршрут или сформулировать запрос поиска информации для учащихся. Важным является организация работы с полученной информацией. Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: доклад, сообщение, презентация, заполненная таблица, ответы на вопросы и другое.
Виртуальная  экскурсия  —  одна  из  форм  урока,  которая  должна  быть  информационно  емкой,  при  этом  не  перегружена  новыми  названиями,  датами  и  т.  д.,  старайтесь  излишне  не  утомлять  учащихся;
·       после  проведения  виртуальной  экскурсии  отведите  немного  времени  на  рефлексию.
·       для  учащихся  сформируйте  результаты  и  методические  рекомендации  по  использованию  ресурса.
Для  того  чтобы  повысить  качество  познавательной  деятельности  учащихся  и  эффективность  обучающей  работы  учителя  в  процессе  учебной  деятельности  были  применены  виртуальные  экскурсии.  Так,  в  курсе  «География  России.  Хозяйство»  при  изучении  темы  «Природа Дальнего Востока»  в 9 классе была представлена виртуальная экскурсия по вулканам и гейзерам Камчатки. Сайт: http://turjoy.ru/geizery-kamchatka
Применение  виртуальной  экскурсии  способствовало  погружению  учащихся  в  особенности  природы изучаемого  региона,  позволило  развить  творческий  потенциал  ребёнка,  а  также  помогает  сформировать  у  них  готовность  использовать  усвоенные  знания,  умения.  Все  это  позволит  повысить  качество  знаний  обучающихся  и  воспитать  активную  личность.  Школьники  проявляют  инициативу  и  интерес  к  такому  виду  деятельности  и  не  только  как  наблюдатели,  но  и  как  создатели.
Таким  образом,  на  данный  момент  за  виртуальными  экскурсиями  будущее.  Сколько  интересных  моментов  таят  в  себе  ИКТ,  которые  помогут  привлечь  интерес  учащихся  к  любому  объекту  природы,  изображенному  на  мониторе.