Доклад на заседании Городского Методического объединения «Виртуальная экскурсия как одна из форм организации учебного процесса на уроках географии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9 городского округа города Михайловка Волгоградской области»
Доклад
«Виртуальная экскурсия как одна из форм организации
учебного процесса на уроках географии»
Подготовила:
Учитель географии
Фоминых С.Н.
Михайловка, 2016
Основным направлением работы современной школы является использование информационных технологий в процессе обучения. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов. При этом «компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения» Мы, учителя, еще никогда не имели столь мощного средства обучения в своей работе.
Условно «уроки с использованием компьютера можно разделить на несколько групп: «уроки – презентации», «исследовательские уроки», «виртуальные экскурсии», проектные, тестирование и другие». Особо хотелось уделить внимание использованию виртуальных экскурсий на уроках географии.
Преподавание географии немыслимо без проведения экскурсий, так как такая форма учебно-воспитательной работы школы играет важнейшую образовательную, воспитательную, развивающую роль. На экскурсиях учащиеся учатся наблюдать, ориентироваться в пространстве, сравнивать, видеть взаимосвязи объектов друг с другом и условиями окружающей среды.
Но есть и негативная сторона этого вопроса. Проблема заключается в том, что сейчас в школах осуществляется репродуктивное, воспроизводящее преподавание географии. Такой вид репродуктивного мышления способствует только теоретическому усвоению материала, которое не приводит к формированию познавательного интереса, не способствует творческому познанию, расширению знаний по предмету.
Достижение нового образовательного результата возможно при внедрении во внеурочную и урочную деятельность по географии виртуальных экскурсий.
География, не смотря на свою древнюю историю, очень восприимчива к инновационным технологиям, которые органично входят в науку и образование. Поэтому виртуальная экскурсия — одна из ведущих форм обучения, характеризующаяся интерактивным виртуальным воспроизведением реально существующих объектов для доступного самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов, решения разнообразных заданий и т. д. Такие экскурсии являются эффективным способом для изучения особенностей территорий, их сходства и различий.
Основными преимуществами являются следующие: доступность — возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат и в любое время; возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации. Правильно организованные виртуальные экскурсии способствуют пониманию и раскрытию причинно-следственных связей, пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.
Посетить многие государства мира можно, не выходя из компьютерного класса. Чтобы организовать урок с посещением виртуального государства, необходимо составить маршрут или сформулировать запрос поиска информации для учащихся. Важным является организация работы с полученной информацией. Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: доклад, сообщение, презентация, заполненная таблица, ответы на вопросы и другое.
Виртуальная экскурсия — одна из форм урока, которая должна быть информационно емкой, при этом не перегружена новыми названиями, датами и т. д., старайтесь излишне не утомлять учащихся;
· после проведения виртуальной экскурсии отведите немного времени на рефлексию.
· для учащихся сформируйте результаты и методические рекомендации по использованию ресурса.
Для того чтобы повысить качество познавательной деятельности учащихся и эффективность обучающей работы учителя в процессе учебной деятельности были применены виртуальные экскурсии. Так, в курсе «География России. Хозяйство» при изучении темы «Природа Дальнего Востока» в 9 классе была представлена виртуальная экскурсия по вулканам и гейзерам Камчатки. Сайт: http://turjoy.ru/geizery-kamchatka
Применение виртуальной экскурсии способствовало погружению учащихся в особенности природы изучаемого региона, позволило развить творческий потенциал ребёнка, а также помогает сформировать у них готовность использовать усвоенные знания, умения. Все это позволит повысить качество знаний обучающихся и воспитать активную личность. Школьники проявляют инициативу и интерес к такому виду деятельности и не только как наблюдатели, но и как создатели.
Таким образом, на данный момент за виртуальными экскурсиями будущее. Сколько интересных моментов таят в себе ИКТ, которые помогут привлечь интерес учащихся к любому объекту природы, изображенному на мониторе.