Авторская программа кружка Проба пера
Программа: (название, вид, уровень и направленность образовательной программы):
«Проба пера «Сверчок», общеобразовательный, художественно-эстетическое направление.
Автор программы: Малахов Александр Евгеньевич
Фамилия, имя, отчество
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
От «31» августа 2011 г., протокол №1
Председатель ____________ Дронова Е.В.
подпись
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Цель, задачи объединения 3
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
в объединении 5
3. Учебный план 6
4. Учебно-тематический план
(первый год обучения) 6
5. Учебно-тематический план
(второй год обучения) 7
6. Содержание программы (первый год обучения) 7-8
7. Содержание программы (второй год обучения) 8
8. Учебно – методические средства обучения 9
9. Литература 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Программа объединения рассчитана на детей от 12 - 14 лет (на 2 года) с режимом 2 часа в неделю (72 ч.) и основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно - эстетических представлений, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Направление программы – художественно-эстетическое.
Отличительные особенности: составление и детальное изучение художественных текстов.
Новизна программы состоит в том, что она основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель программы - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы. Основа литературного образования - чтение, составление и детальное изучение художественных текстов, знакомство с мастерами слова, расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст. Только в этом случае работа со словом станет интересной, продуманной, воздействующей на ум и душу ученика, разовьет эмоциональное восприятие обучающихся, научит грамотному анализу художественного произведения, разовьёт потребность в чтении.
Задачи объединения:
■ развитие духовно-нравственных основ личности;
■ создание условий для развития творческой личности;
■ развитие индивидуальности одаренного ребенка;
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Одним из постоянно дискутирующихся вопросов, касающихся проблемы развития детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка путем создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление; в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека). 1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить угасание признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3) Обученность (или шире — степень социализации), являющуюся результатом благоприятных условий жизни данного ребенка, зачастую трудно отличить от проявления детской одаренности.
Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилил к его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» для констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он
- «одаренный»., на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком. С целью выявления творческих способностей у обучающихся, дальнейшего их развития и была составлена данная рабочая программа.
Ожидаемые результаты: знание системы стихосложения, стихотворных размеров, средств художественной выразительности, умение отличать двухсложные размеры от трёхсложных, работать на практике с рифмами, находить в тексте и применять средства художественной выразительности.
Требования к уровню подготовки обучающихся в объединении
Обучающийся в кружке должен знать:
- систему стихосложения,
- стихотворные размеры,
- основные виды рифм,
- средства художественной выразительности; уметь:
- отличать силлабическое стихосложение от силлабо-тонического,
- отличать двухсложные размеры от трёхсложных,
- работать на практике с парной, перекрёстной, кольцевой рифмами,
- находить в тексте и применять средства художественной выразительности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема Всего часов Кол-во теор-ких
часов Кол-во
практ.раб
1.Язык как материал словесности. 46 30 16
2. Рифма. Размер стиха. Белые стихи. 40 20 20
3. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов. 12 12
4.Средства художественной выразительности. 46 22 24
144 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
Тема Всего часов Кол-во теор-ких
часов Кол-во
практ.раб
1.Язык как материал словесности. 14 8
22 2. Рифма. Размер стиха. Белые стихи. 10 10
20 3. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов. 7
7 4.Средства художественной выразительности. 11 12
23 35 37
72 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
Тема Всего часов Кол-во теор-ких
часов Кол-во
практ.раб
1.Язык как материал словесности. 16 8
24 2. Рифма. Размер стиха. Белые стихи. 10 10
20 3. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов. 5
5 4.Средства художественной выразительности. 11 12
23 37 35
72 Содержание программы (первый год обучения)
Программа включает в себя основные разделы:
1.Язык как материал словесности.
Стилистические возможности слов и выражений. Остроумная речь. Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Главное свойство стихов.
2. Рифма. Размер стиха. Белые стихи.
стихотворные размеры:
Двусложные (чередуются 1 ударный и 1 безударный слоги)
Трехсложные (чередуются 1 ударный и 2 безударный слога)
Двусложные:
- хорей (с ударением на 1,3,5,7 слоги)
- ямб (с ударением на 2,4,6,8 слоги) Трехсложные:
- дактиль (с ударением на 1,4,7,10 слоги)
- амфибрахий (с ударением на 2,5,8,11 слоги)
- анапест (с ударением на 3,6,9,12 слоги)
3. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов.
Сборники стихов русских поэтов.
4.Средства художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.
Содержание программы (второй год обучения)
Программа включает в себя основные разделы:
1.Язык как материал словесности.
Звуковая речь. Звуковая организация художественного текста. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи. Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах. Особенности языка лирического произведения.
2. Рифма. Размер стиха. Белые стихи.
Виды рифм по совпадению звуков: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усеченная рифма. Виды рифм по ударению: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.
Виды рифм по строкам: смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные). Виды рифм по строкам: смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные).
3. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов.
Сборники стихов русских поэтов.
4.Средства художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.
Учебно – методические средства обучения
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Презентации по литературе.
Литература
1. Леонтьев А.И. Умственное развитие ребенка. М.: Просвещение. 1950.
2. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М.: Мол. гвардия, 1989.
3. Стимулирование творческой активности учащихся во внеучебной деятельности: Сб. науч. тр. М.: Изд-во Ин-та среднего спец. образования РАО, 1993.
4. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе, М.: Просвещение, 1986.
5. Маршак С.Я. Большим и маленьким читателям / / Раннее солнце: Стихи детей. М.; Малыш, 1964.
6. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Педагогика, 1977. Теплов В.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: АПН РСФСР, 1947.