Классный час Берегите землю, берегите!
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя школа»
Классный час для 5 класса
экологической направленности
«Берегите землю, берегите!»
Автор:
классный руководитель
Родионова Людмила Александровна
2017 г.
Цель: формирование экологической грамотности у учащихся
Задачи:
формирование познавательных УУД через формулирование проблемы;
формирование познавательных УУД через рефлексию;
формирование коммуникативных УУД через инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Добрый день!
Мне бы хотелось начать наше общение со слов:
« Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.
(Фредерик Жолио – Кюри).
-Как вы понимаете эти слова?
5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии.
Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Немного рассказать об акции
Сейчас во всем мире проводят различные экологические акции для оздоровления планеты: «Очистим водоемы», «Сбережем лесную красавицу», «Покормите птиц», «Берегите воду» и др. А мне бы хотелось уделить внимание истории возникновения Дня земли и акций, посвященных ей.
В 1969 году в США произошел аварийный разлив нефти. Загрязнились пляжи, вода, стали погибать морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об их отношении к окружающей среде. С 1970 года 22 апреля в мире отмечается День Земли – день активных и добрых дел в адрес природы.
Экологи всего мира проводят акции под таким названием «Берегите землю, берегите!» и наш классный час посвящен данной теме.
Сегодня мы вспомним добрые дела, которые мы совершили в защиту природы и которые ещё можем сделать.
Стихотворение «Притча о создании Земли»
(на фоне медленной музыки рассказывает притчу Железнов К):
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Стихотворение
(рассказывает Беседина Я (в руках держит глобус)Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Учитель
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз упоминали о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с
атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, практически, безжизненны, а обитаемых планет мы пока еще не открыли. От состояния на земле природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь!». Природа стала давать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, фабрики, рудники, транспорт и многое другое. От хищнического отношения к природе и ее богатствам может быть только один результат – полное ее уничтожение.
- Как вы понимаете хищническое отношение к природе?
-Как избежать этого?
- Что для этого нужно? (Работа в группах) – Давайте подумаем об этом. Объединитесь в группы по 4 человека. Обсудите. Кто готов высказать свою точку зрения, поднимите руку.
Стихотворение
(рассказывает Клеев И)
О, как природа – мать
Терпима и добра, но, чтоб её лихая
Участь не постигла, давайте сохраним
В морях мы рыбу, касатку в небесах,
В таёжных дебрях - тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все на век объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся!
Учитель:
Ребята, сейчас вам расскажет о невероятном городе Сметанкина Олеся.
Этот невероятный город называется МаншиятНасир — Мусорный Город. Он находится в Египте на окраине Каира. Люди, живущие там, зарабатывают себе на жизнь сбором, сортировкой мусора. Такой же мусорный город есть и в Мексике.
Если все отходы, которые земляне выбрасывают за год, складывать в одно место, то каждый год на Земле будет прибавляться настоящая гора, такая, как Монблан (Гора Монблан – самая высокая вершина (4810м) в западной Европе. На самом деле вместо такой огромной горы ежегодно образуются маленькие «холмики» - свалки, но по всему миру!
А вот гигантский «мусорный остров» существует в реальности. Он появился несколько десятилетий назад в Тихом океане и с тех пор очень быстро разрастается. Ежедневно в океан со всех материков сбрасывается огромное количество пластика и прочего мусора. Больше всего загрязняют океан отходами Китай и Индия. Здесь считается в порядке вещей выбрасывать мусор прямо в близлежащий водоем, затем это мусор попадает в океан. Очень медленно разлагаясь, пластик наносит серьёзный вред окружающей среде. Пластиковые отходы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также, более 100 тысяч особей морских млекопитающих. В желудках павших морских птиц находят шприцы, зажигалки и зубные щетки — все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду. Морские птицы и млекопитающие глотают пластиковый мусор, и, к сожалению, погибают от несварения.
Учитель:
- Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно 440 кг мусора, треть из которого – пластиковые бутылки. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора?
Дети читают стихотворение А. Усачева «Мусорная фантазия»
Автор - Андрей Усачев
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете:
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
- Исследования показали, что
пластиковый мусор может пролежать в земле от 200 до 1000 лет прежде, чем исчезнет;
газеты, картон - не менее 2-4 недель,
стекло - до 1 миллиона лет,
а огрызок от яблока будет разлагаться 1-2 месяца. Вот и представьте, как быстро гора мусора будет расти!
- Ребята, как вы считаете, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему? (Предложения детей: на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал).
- Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты: нефть, газ, лес, воду…
1. ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
В саду мы часто используем для украшения наших участков кусочки ткани, пластиковые бутылки, баночки, даже отработанные шины автомобилей и другие ненужные вещи. Это значит, что нам не нужно покупать новые материалы и тратить деньги, а кроме того, сырье и энергию, необходимые для их изготовления. Из предметов, которые могли оказаться в мусорном ведре, ты можешь сделать настоящее произведение искусства!
(Показать слайд с поделками из бросовых материалов)
Выставка работ учащихся
2. ПЕРЕРАБОТКА (УТИЛИЗАЦИЯ).
Если вещь нам уже не нужна даже для повторного использования, то из нее можно сделать новую вещь.
Например:
60 кг макулатуры спасает 1 дерево;
30 тонн макулатуры спасает 1 гектар леса;
- А ещё можно помочь и поддержать детей-инвалидов. Все вы участвовали в акции «От сердца к сердцу»
Мы живём в п.Октябрьском, где течёт небольшая речушка Нуженка, на окраинах города – лесные просторы. Всё это богатство тоже просит помощи. И это в наших силах. Поэтому каждый год мы с вами проводим акцию «Очисти берег реки».
Вы должны помнить: пришел в лес, на речку, будь их хозяином и защитником.
-Как вы понимаете «будь хозяином и защитником?»
Стихотворение «Спасём природу». Автор Мария Барашкова, выпускница нашей школы, жительница нашего посёлка.
(рассказывает Рябинина Д)
Сегодня речь веду о том,
Как Матушку Природу
Уничтожают с каждым годом
И не жалеют ни о чём.
Убиты реки и озёра,
Леса, луга и даже горы!
Помогут ли вот эти строки
Усовестить людей жестоких?
Идёт к нам страшная беда,
И время мчится в никуда.
И вот ты хочешь иль не хочешь,
А жизнь становится короче!
К вам обращаюсь нынче я:
Пора одуматься, друзья!
Очистим реки и поля!
Настойчивыми надо быть,
Чтоб счастливо и долго жить!
Учитель
Давайте посмотрим инсценирование сказки об Иване-дураке и говорящем ботинке, посвященную проблемам реки. Автор сказки ученик 7 класса Дюрдеев Андрей.
Сказка об Иване-дураке и говорящем Ботинке
АВТОР:
В некотором царстве, черемховском государстве жил да был Иван-дурак. И не потому дурак был, что умом не богат, а потому что о делах рассуждал, лёжа на печи. И была у Ивана мысль – жениться на царской дочке. Но не пойдёшь ведь к Царю в старом кафтане свататься, а на новый денег нету. Думал-думал Иван и решил пойти к реке, словить там рыбку золотую, чтоб желания его выполняла. Пришёл Иван к реке Черемшанке, и удивительная картина предстала перед его глазами – нет реки, всё завалено отходами, берега превратились в одну большую свалку. Кое-где лужи с пятнами мазута проблёскивают, всюду смрад ужасный. Долго ходил он в поисках чистой водицы, нашёл-таки заводь, смастерил из подручного хлама удочку и закинул в воду. Час сидит, два сидит – не клюёт! Бросил удочку и давай руками в мутной воде шарить. Долго ли, коротко ли, а поймал Ботинок говорящий. Говорит ему Ботинок:
БОТИНОК
«Ты бы, Ваня, отпустил меня подобру-поздорову, а я за это твои желания исполнять буду».
АВТОР
Отпустил Иван Ботинок, ведь бесполезен он в единственном количестве, но желание загадал.
ИВАН
Желаю, чтоб царская дочка за меня замуж вышла.
АВТОР
Ботинок всплыл и молвит человечьим голосом:
БОТИНОК
«Ты что Ваня, с дуба упал, такие желания мне загадываешь? Я ведь могу только за водой сходить, пинка кому дать, а в делах сердечных я не помощник».
АВТОР
Загоревал Иван, закручинился. Говорит ему Ботинок:
БОТИНОК
«Послушай, может совет, тебе какой дать? Попробуй-ка ты бизнесом экологическим заняться!».
ИВАН (Оторопел)
- Каким таким бизнесом?
БОТИНОК
«Да, например, утилизацией отходов».
ИВАН
«Эх, была, не была, займусь!»
АВТОР
Взялся за строительство завода для утилизации отходов. Ох, и прибавилось забот у Ивана – только очистит в одном месте, как люди опять берег захламляют. А ему жаль трудов-то своих, и обратился за помощью к Ботинку говорящему:
ИВАН
Если кто мусорить будет, поддать тому слегка пинка, чтоб неповадно было.
АВТОР
Много ли, мало ли времени прошло, но заработал Иван денег и на курточку, и на сапоги, при этом речку очистил, мальков туда запустил. Берега Черемшанки одел в каменные одежды, понастроил беседок для отдыха, посадил кусты черёмухи. Тихим журчанием благодарит речушка своего спасителя, неся свои воды в красавицу Ангару. Разлетелась молва об Иване-удальце по всей округе, услыхала о нём царская дочка, да и вышла замуж. Так и живут они в самом красивом городе на Земле, тихо и спокойно. Лишь иногда слышится, как кто-то вскрикнет от пинка болезненного, да спешит скорей на окраину города, на организованную свалку.
Учитель
- Главная мысль сказки?
- Что значит утилизация отходов? (переработка мусора)
Учитель Мы сегодня много говорили об экологических проблемах нашей Земли. Сейчас мы узнаем, насколько вы умеете оберегать природу. А поможет нам светофор, ясно укажет, как можно помочь природе, а не навредить ей. Необходимо выбрать правильный ответ на предлагаемое стихотворение с помощью комплекта кружков, которые в свою очередь обозначают следующее:
1.зеленый – помогаете природе,
2.красный – ясно, что вредите ей,
3. желтый предупреждает вас осторожно опасность!
И соотнесите с экологическим знаком.
Предлагаем и гостям принять участие в игре.
У каждого комплект из трех кружочков: красный, желтый, зеленый.
У каждого комплект из трех кружочков: красный, желтый, зеленый.
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
(Дети должны объяснит выбор цвета. Показ знака – нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться)Зайку серого найду, Принесу его домой – Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей в неволе они погибают)
3.Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит.
(Нельзя ловит насекомых, они являются пищей для животных , птиц).
4.Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
- Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
5.Завтра утром в лес пойдем
И опята, и маслята,
И груздочки соберем.
Вот наелись мы, ребята!
- Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
6.Мы пыхтим и морщимся:
_Что мы вам – уборщицы?
Площадку никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
- Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям? (Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света – лужайка портится)
7.Убита белка
На снегу
Она распластана лежала,
Как будто все еще бежала…
Да вдруг застыла на бегу.
-Почему нельзя убивать животных?
8.Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистаяК нам приходит в дом.
- Почему нельзя рубить деревья?
- Как можно восстановить вырубленные деревья?
9.Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой – 100л в сутки.)10.Поливаем клумбы дружно.
Траву выполем на спор.
А зачем все это нужно?
Чтоб красивым был наш двор!
-Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб? (Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)
11.Едем на автомобиле
И гордимся, как красиво
Позади клубится дым.
Чих-чих-чих! Куда бежим?
-Почему вреден воздух около автомобильной дороги?
-Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?
12.Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.
-Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
(Вспомните приведенные факты)
Стихотворение
(рассказывает Стихотворение для размышления
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же живая!
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!
Рефлексия
Ребята, есть разные символы жизни: вода, воздух, солнце. Символом может быть и дерево. Корни дерева – это источники питания, роста и процветания. Если корни получают недоброкачественное питание, то само дерево может погибнуть. Наша с вами задача: на корешках записать экологические проблемы, этим займется 1 группа, а на листочках 2 группа запишет путь предотвращения экологических проблем.
Вы, наверное, обратили внимание, что класс условно разделен на 2 группы: 1 и 2.
- Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами, чтобы все берегли нашу планету.
Звучит песня «Лесной марш»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!