Классный час на тему: «Берегите природу!»


Классный час на тему: "Берегите природу!"
.
Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.
Задачи:
Способствовать формированию новых знаний учащихся о природе Казахстана; Познакомить с правилами поведения на природе;
Развивать речь учащихся, память, внимание, наблюдательность;
Пополнить знаний учащихся по экологии, способствовать воспитанию любви к родной природе;

  Оформление:
1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
Таблички с ребусами.
Карточки с пословицами.
Картины “природы”.
Кроссворд.
Слайды о природе Казахстана.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа

Ход урока:
1.Орг. настрой.  Ведущая: - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, природа!
А что такое природа? А какая бывает природа? Что относится к живой природе?
- Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, заповедники, в том числе и у нас в Казахстане Эта проблема очень актуально, поэтому мы и решили сегодня поговорить о ней
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь.
2. Показ презентации «Природа Казахстана».
3. Чтение стихотворений учащимися.
- На нашем шаре на земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес – Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. А в синем море синий кит – Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. - Чтоб был в источниках нарзан, С полянки – земляника, Будь осторожен, как Тарзан, Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет, И все весною зацветет. И надо постараться Нам с этим не расстаться!

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Жить в чистоте – это
В общем-то просто.
В мире нашли уже правильный путь:
Надо всего лишь немного упорства,
Надо терпения только чуть-чуть.

Каждую тряпку, бутылку, жестянку
Будем в отдельный контейнер кидать.
Только тогда, победив эту свалку,
Мы ощутим чистоты благодать.

Милая Родина!
Ты год от года должна становиться краше!
Охрана природы – дело народа.
Моё, твоё, наше!
Конкурс « Берегите природу».
Класс разделен на две команды. Узнаем в ходе игры, кто является лучшими знатоками природы.
Тур “ Разминка”
Ответить на вопросы.
По земле не хожу, вверх не гляжу и гнезда не вью, а детей вывожу. (рыба)
У кого уши на ногах? ( у кузнечика)
Кто дважды родится, один раз умирает? ( птица)
Что случается с пчелой, когда она ужалит? ( она умирает)
Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? ( в гору, передние ноги короче задних)
Что ест зимой жаба? ( ничего, она спит)
Сколько ног у паука? ( 8 )
Кто родится с бородой? ( козел)
Дышит ли цыплёнок в яйце? ( дышит)
Какие птицы не умеют летать? ( пингвины, страусы)
В кого превратился гадкий утенок? ( в лебедя)
Какая птица умеет считать годы жизни? ( кукушка)
Кого в шутку называют косым? ( зайца)
Кого считают царем зверей? ( льва)
Тур “Разгадай кроссворд”
На интерактивной доске кроссворд в виде презентации, загадки про животных и птиц.

Экологические частушки:
Раньше были овощи,
Были очень рады,
А теперь нельзя их есть –
Говорят: « Нитраты!»

Воздух весь пропитан ядом,
Предприятия дымят.
Всё живое дымит смрадом,
Превращая землю в сад.

Была речка чистая,
Чистая, лучистая.
Но построили завод –
И не стало чистых вод.

Городская теплотрасса
В речку грязный сток даёт.
Каждый день и каждый час
Гибнет реченька у нас.

Обещаем мы природу
В нашем доме охранять.
И в любую непогоду
Всё беречь: она нам – мать!














 Тур “Сложи пословицу”
Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Жизнь дана- // на добрые дела.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Тур “Конкурс капитанов ”
Написать на листочках, как нужно себя вести на природе? Что нельзя делать на природе?

Не рви цветы.
Нельзя разорять муравейники.
Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев.
Нельзя брать яйца из гнезд.
Не разводите костер в лесу.
Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

Остальные пока придумывают концовку у стихотворения:

- Лето – чудная пора, Детвора кричит . (Ура!) - Нам и реки, и леса Дарят летом (чудеса) - Кто же чудо совершил Лето в сказку (превратил)? - Сделал кто весь мир таким: Звонким, радостным (цветным)? - Стала вся Земля кругом Ярким, красочным . (ковром). - Где над куполом небес Зеленеет пышно (лес). - А вокруг цветут цветы Небывалой (красоты). - Вот, приветствуя ребят, Колокольчики (звенят). - Как приятно бегать нам По ромашковым (лугам)! - Словно солнечные зайчики, Золотятся (одуванчики). - В мир добра и красоты Превращают мир (цветы)!

Беседа:
Леса называют «зелёными легкими» нашей планеты. В лесу дышится легко.Почему? Растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислородДеревья уменьшают содержание пыли в 2,5 раза и дыма в 2 раза. А многие люди бездумно рвут цветы, уничтожают всё живое вокруг.Поэтому была создана Красная книга, куда заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Во имя жизни на земле нужно беречь и охранять природу!
Красная книга – Красная! Значит природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига. Если что-то попало в Красную книгу!
Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы!

Сказка
Послушаем, о чем беседовали героини сказки А.С.Пушкина.
1-ая девица: ( мечтательно)
Кабы я была царица,
Я – ткачиха – мастерица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
2-ая девица: ( удивленно)
Где бы ты его ткала? Уж не на нашей ли ткацкой фабрике? Все отходы в речку сбрасывают. Рыбку поймал соседский дед – она человеческим голосом говорит. Девицы по болотам лягушками квакают – замуж хотят. Репка выросла, всей семьёй вытянуть не могут.
1-ая девица:
Да, ты права.
2-ая девица:
Кабы я была царицей
Не в пример тебе, сестрица,
То на весь честной бы мир
Приготовила я пир.
3-ья девица:
Из чего бы ты готовила?
2-ая девица: ( горестно)
И то верно. На днях у семи богатырей сестра померла – яблоко у торговки купила.
Курочка золотые яички несёт, которые не бьются. Ужас! Всё в природе отравлено.
3-ья девица: ( весело)
Кабы я была царица
Я – девица – молодица,
То для батюшки – царя
1-ая и 2-ая вместе:
Родила богатыря?
3-ья девица: ( самоуверенно)
Ну, нет. Сначала я приняла бы Закон об охране окружающей среды. А то в такой среде у богатырей наших рога, да копыта вырастут, а тело будет на солнце чешуёй сверкать.


Тур “Назови детёнышей”
Называется животное, назвать его детёныша:
Волк, медведь, барсук, лось, корова, собака.

Тур “Жилище животных”
Указать, где живёт какое животное.
Дупло – белка
Берлога – медведь
Логово – волк
Гнездо – птица

Тур “Ребусы”
Отгадать ребусы.


Пока жюри подводит итоги, песня « Не дразните собак!»

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят
И царапать и кусать вас никто не будет.
Если очень шуметь около берлоги,
То придётся потом уносить всем ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет,
Ведь ни жалить, ни рычать зря никто не станет.
Ни к чему обижать бабочку на ветке:
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
Если вам по душе красота земная,
Берегите её, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями!
А про кошек и собак пойте вместе с нами.

Подведение итогов. Награждение победителей.
Чтобы беречь и защитить нашу планету, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, ученым или простым рабочим, взрослым или ребенком. Нужно просто прислушаться к голосу своего сердца

Заголовок 115