Открытое занятие для старшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений.
Открытое занятие для старшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений.
Занятие для старшего дошкольного возраста
Цель. Продолжать учить считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10), называть и писать цифры. Закреплять порядковый счёт. Создавать условия для активной творческой деятельности детей.
Материал. Паровоз и вагоны из картона, плоскостные фигурки животных (заяц, лиса, ёж, ежиха, коза, медведь, корова, гусь, бегемот, слон) и двух-трёх детей. Лист бумаги в клетку, простой карандаш - на каждого ребёнка.
Предварительная работа. Беседа о железнодорожном транспорте. Изготовление плоскостных вагонов из картона (с прорезями-окошками).
Воспитатель. Выкладывает паровоз и крепит его к доске.
Загудел паровоз: - Чу-чу!
Далеко я укачу! Чу-чу!
Что прицепляют к паровозу, чтобы получился поезд?
Дети. Вагоны.
Воспитатель. Верно.
Воспитатель. Я поочерёдно выкладываю справа от паровоза вагоны. А вы, называя вагоны по порядку, и записываете на листе бумаги числовой ряд в прямом порядке (1-10).
Воспитатель. А вот и пассажиры (вставляет плоскостные фигурки в прорези-окошки), ребята, а вы вагона вожатые и должны сказать, кто будет ехать в каждом вагоне.
Дети. Это вагон первый, пишем один. В нём будут сидеть ребята.
Это вагон второй, пишем два. В нём поедет серый заяц.
Это вагон третий, пишем три. В нём будет хитрая лиса.
Это вагон четвёртый, пишем четыре. В нём поедут ёж с ежихой.
Это вагон пятый, пишем пять. В нём поедет коза рогатая.
Это вагон шестой, пишем шесть. В нём будет медведь косолапый.
Это вагон седьмой, пишем семь. В нём поедет корова.
Это вагон восьмой, пишем восемь. В нём поедет серый гусь.
Это вагон девятый, пишем девять. В нём поедет бегемот.
Это вагон десятый, пишем десять. В нём поедет слон Тимоня.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо потрудились. Теперь давайте немного отдохнем.
Разминка.
К речке быстро мы спустились, (Шагают на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, «умывают» лицо.)
Вот как славно освежились! (Потягиваются.)
А теперь поплыли дружно.
Руки вместе: раз! Это брасс.
(Выполняют движения руками, как при плавании стилем брасс.)
Одной рукой, потом другой - это кроль.
(Выполняют движения руками, как при плавании стилем кроль.)
Теперь все как один
Поплывём, как дельфин!
(Выполняют волнообразные движения вытянутыми вперёд руками.)
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(Шагают на месте. Затем садятся за столы.)
Воспитатель. Ребята пока мы плавали, наш поезд отправился в путь.
Едет в гору паровоз,
Тяжело ему до слёз.
Ну ещё бы, ведь в вагоне
Спит огромный слон Тимоня.
Давайте отцепим вагон, в котором едет слон, чтобы паровозу легче было двигаться вперёд. Какой вагон отцепляем?
Дети. Десятый.
Воспитатель поочерёдно убирает вагоны с плоскостными фигурками. А дети на листе бумаги записывают числовой ряд в обратном порядке (10-1).
Воспитатель.
Здесь в вагоне бегемот,
У него большой живот.
Пол не выдержал - и вот
Провалился бегемот.
Делать нечего, ребята,
Отцеплять вагон нам надо.
Какой?
Дети. Девятый.
Воспитатель.
Солнце светит. Жарко очень.
Громко гусь гогочет.
Увидал в окне он речку,
Искупаться хочет.
Какой вагон нужно отцепить, чтобы гусь вышел из поезда и искупался?
Дети. Восьмой.
Воспитатель.
Долго ль, коротко ль мы едем,
Снова остановка.
- Дети молочка хотят, -
Говорит коровка.
Чтобы дети получили молоко, какой отцепим вагон?
Дети. Седьмой.
Воспитатель.
Едем дальше через лес.
Вдруг медведь в окно полез:
- Надо нам остановиться,
Сладким мёдом угоститься!
Какой вагон теперь отцепим?
Дети. Шестой.
Воспитатель.
Поезд едет не спеша,
Дом увидела коза.
На поляне семь козлят
Веселятся и шумят.
К ним крадётся серый волк... Какой вагон нужно отцепить, чтобы коза спасла своих козлят?
Дети. Пятый.
Воспитатель.
Ёж с ежихою своей
Едут, беспокоятся,
Повидать своих детей
Им скорее хочется.
Вы хотите, чтобы ёж с ежихой быстрее встретились с ежатами?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда какой вагон нужно отцепить?
Дети. Четвёртый.
Воспитатель.
А вот рыжая плутовка
К зайцу прыгнуть хочет ловко.
Надо зайчика спасать
И вагон нам отцеплять.
Какой, ребята?
Дети. Третий.
Воспитатель.
Зайцу скучно одному,
Что ж, поможем мы ему.
Какой вагон отцепим?
Дети. Второй.
Воспитатель.
Последний вагончик
Остался, ребята.
Устал паровозик.
Но вот незадача:
Чтоб смог он до дома добраться быстрее,
Должны мы вагон отцепить поскорее.
Какой вагон отцепляем?
Дети. Первый.
Воспитатель. Молодцы! Давайте все вместе ещё раз повторим прямой и обратный счёт.
Дети хором называют числа в прямом и обратном порядке.
Воспитатель в конце подводит итог занятия.
Открытое занятие для старшего возраста по развитию речи.
Занятие для старшего возраста
Цель. Учить пересказывать художественный текст (К.Д. Ушинский «Утренние лучи») по опорным картинкам. Упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову (существительному). Активизировать словарь (насест, восковая келья). Развивать мышление, воображение. Формировать положительное отношение к природе.
Материал. Опорные картинки к рассказу. Картинки к пословице. Картинка с изображением ромашки.
Предварительная работа. Рисование на тему «Весна идёт - весне дорогу!» Рассматривание иллюстраций по темам «Весна», «Луговые цветы».
Ход занятия
Звучит спокойная музыка. Для положительного эмоционального настроя дети произносят вместе с воспитателем: «Мы рады тебе, солнышко! Мы рады тебе, ясный день! Мы рады тебе, голубое небо! Мы рады вам, облака! Мы любим вас, птицы! Мы всегда радуемся вашему пению! Мы любим вас, цветы! Мы любим тебя, зелёная травка! Мы очень рады вам всем!»
Воспитатель. Прекрасна природа, которая нас окружает! Я предлагаю послушать, как писал о ней Константин Дмитриевич Ушинский. Рассказ называется «Утренние лучи».
После чтения воспитатель выставляет опорные картинки, и дети отвечают на вопросы.
Воспитатель. К какому жанру относится это произведение? Почему вы так думаете?
Дети. Это рассказ. В нём нет волшебства. Там всё, как бывает в жизни.
Воспитатель. О чём говорится в рассказе?
Дети. О солнышке. О том, как оно будило всё живое.
Воспитатель. Куда полетел первый луч?
Дети. К жаворонкам.
Воспитатель. На кого попал второй луч?
Дети. На зайчика.
Воспитатель. Куда попал третий луч?
Дети. В курятник.
Воспитатель. А четвёртый?
Дети. В улей.
Воспитатель. Куда попал пятый луч?
Дети. На постельку к малышу.
Воспитатель. Послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить. Следите за развитием сюжета по картинкам.
Повторно читает рассказ.
Воспитатель. А сейчас я приглашаю Минутку тишины, во время которой вы вспомните всё произведение и подготовитесь к его пересказу.
Для выполнения задания воспитатель приглашает пять детей, каждый рассказывает об одном луче. Воспитатель оценивает эмоциональность, полноту содержания, умение использовать выражения из текста, заменять их своими словами.
Воспитатель. Мне тоже хочется пересказать этот рассказ. Но боюсь, без вас мне не справиться. Вы мне поможете?
Дети. Да!
Воспитатель начинает пересказ, а дети с мест помогают ему.
Воспитатель. В какое время года могло случиться то, о чём говорится в рассказе?
Дети. Весной.
Проводится упражнение «Укрась слово».
Воспитатель. Весна какая?
Дети. Зелёная, солнечная, тёплая, красивая, звонкая, радостная, журчащая, нежная, оживлённая.
Проводится разминка «Цветы».
Звучит спокойная музыка. Дети слушают слова воспитателя и выполняют соответствующие движения.
Воспитатель. Представьте, что вы маленькие семена цветов, которые осенью спрятались в земле. Весной тёплые лучи упали на землю и согрели её. Из семян проклюнулись росточки. Из росточков выросли прекрасные луговые цветы. Нежатся цветы на солнышке. Подставляют теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Каким красивым, разноцветным стал луг! В какой цветок ты превратилась,(называет ребенка по имени)?
Катя. В ромашку.
Воспитатель. Как можно назвать этот цветок ласково?
Дети. Ромашечка.
Воспитатель. Давайте сочиним стишок про ромашку.
Уселась на ромашку
Весёлая... (букашка).
Воспитатель. В какой цветок ты превратился, Руслан?
Руслан. В колокольчик.
Воспитатель. Что мы ещё можем представить, когда говорим слово «колокольчик»?
Дети. Музыкальный инструмент.
Воспитатель. А вы, в какие цветы превратились (спрашивает остальных детей)? Ответ детей.
Воспитатель. Если собрать все цветы вместе, что получится?
Дети. Букет.
Воспитатель. А как можно назвать очень большой букет?
Дети. Букетище.
Воспитатель. Превратитесь в детей и займите свои места.
Воспитатель. Скажите, вы любите отгадывать загадки? Что такое загадка? Чем она отличается от рассказа?
Дети. В загадке предмет не называется. В ней говорится, на что похож предмет, или его называют другим словом, но так, что можно понять, о чём говорится.
Воспитатель. Давайте придумаем загадку о ромашке. И вывешивает картинку с изображением ромашки. Составляет схему.
Название частей - На что похожи
Лепестки - На реснички, лучики
Серединка (сердцевинка) - На глазок
Стебель - На ножку
Варианты загадки.
Растёт на лугу, не солнце, а с лучиками.
Стоит на одной ножке девица - жёлтый глазок, белые ресницы.
Воспитатель. Вспомните, в рассказе один из лучей разбудил пчёлку. Куда она полетела?
Дети. Пчёлка полетела собирать мёд.
Воспитатель. У нашего народа много пословиц. Вот одна из них: «Одна пчела не много мёду наносит». Посмотрите на картинки и выберите ту, которая объясняет смысл этой пословицы. (Вывешивает три картинки. Правильным является выбор картинки, где дружно трудятся несколько человек.) Объясните свой выбор. (Дело быстро делается, если за него дружно взялись несколько человек.) Верно! Я надеюсь, что в нашей группе мы будем делать всё вместе и дружно.
Сегодня на занятии вы хорошо потрудились, всем спасибо!
15