Сообщение из опыта работы «Организация предметно-развивающей среды в группах раннего и младшего возраста через игровую деятельность»
Сообщение из опыта работы
по теме МО: «Организация предметно-развивающей среды в группах раннего и младшего возраста через игровую деятельность»
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории
Аганина Е.В., 2 мл. группа
МАДОУ «Детский сад №136
комбинированного вида»
Вахитовского района г. Казани
2015 г.
Особенности предметно- развивающей среды в группах младшего возраста ( из опыта работы)
Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.
Пространство для познавательной деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Вопрос организации развивающей ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
• наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.
- Вариативность среды предполагает:
• наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность среды предполагает:
• свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Создавая предметно-развивающую среду в нашей группе старалась учитывать требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Я пыталась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное и гармоничное развитие ребенка.
Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Доктор», «Парикмахерская», « Магазин». Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.
В нашей группе также имеются:
Центр сенсорики. Дидактические пособия, которые здесь представлены доступны для детей, они яркие, разнообразные , а также они полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
Центр по ПДД. Уголок, в котором имеется детская художественная и для педагогов методическая литература, дидактические игры, плакаты, дорожные знаки, машины для катания детей и т.д.
Центр художественного творчества. Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача- пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный изобразительный материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение.
Центр книги. Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. Особую роль в приобщении детей к книге отвожу книжному центру. При оформлении центра учитывала реализуемую программу и индивидуальные особенности этого возраста. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.
Игровой центр для девочек: В свободном доступе для детей находятся игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр. Кукольный уголок (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, кухонный гарнитур, набор столовой и чайной посуды, предметы домашнего обихода, набор кукол, атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Доктор», «Парикмахерская», « Магазин». Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваю сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.
Игровой центр для мальчиков. Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т.д.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой.
Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.
Центр природы. Служит не только украшением группы, благодаря ему дети получают базовое представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически.
В любое время года наш центр природы выглядит ярко и красочно, что безусловно привлекает внимание детей. Они с удовольствием экспериментируют, рассматривают наглядный материал, который находится в свободном доступе. Таким образом формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.
Центр развития движений. В пространство группы гармонично вписывается центр физического развития, оснащенный оборудованием, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.
Центр театрализованной деятельности. Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки мы обыгрываем при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный, театр на фланелеграфе, « би - ба – бо». Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. С детьми играем в такие музыкальные игры, как «Угадай, на чем играю», «Что звучит», «Оркестр».
Национальный уголок. В уголке имеются татарская и российская символика, гимны, герб, флаги, а также методическая и художественная литература мультфильмы, кроссворды по обучению детей татарскому языку.
Центр национально- патриотического воспитания. В предверии 70- летия ВОВ, оформлен уголок ( плакаты, книги, военная техника и др.), материал интересный и доступен детям.
Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями.
В нашей группе к сожалению нет такого островка тишины и спокойствия - уголка уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам. В планах создать такой уголок, который будет отделен от других зон легкой ширмой. Мягкие подушки, коврики , книги, фотоальбомы – всё это позволит ребёнку комфортно расположиться, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий его мир.
Такая организация предметно-пространственной развивающей среды, по моему мнению, кажется наиболее рациональной, так как она учитывает требования ФГОС, все основные направления развития ребенка младшего возраста и способствует его благоприятному развитию.