Конспект урока М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»- турецкая сказка.
Урок литературного чтения в 4 классе по программе « Школа России»
Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»- турецкая сказка.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: знакомство со сказкой М.Ю. Лермонтова « Ашик-Кериб».
Задачи:
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать задание: определять
его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Сопоставлять и отбирать информацию,
полученную из различных источников (словари, энциклопедии,справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять характеристику героев.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные
УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
- Послушайте о ком эти строки, о каком писателе идет речь?
(Он был мастер делать из талого снега человеческие фигуры в коллосальном виде; вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из окрашенного воску целые картины).
- Правильно, это М.Ю. Лермантов.
-Какие произведения М. Ю. Лермонтова вам знакомы?
3.Проверка домашнего задания.
-Какое задание выполняли дома по чтению? (Читали выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»)
-О чём это стихотворение?(О реке Терек.)
-Какая это была река?(Быстрая, шумная, горная.)
-Кто хочет выразительно прочитать нам стихотворение?(Дети по желанию читают стихотворение)
-Что вдохновило Лермонтова на написание этого стихотворения?(Красивая природа, горная река, любовь к Кавказу.)
-Когда Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз?(В детские годы.)
-Почему и зачем он туда приезжал?(Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детствебыл очень болезненным мальчиком.)
4. Изучение нового материала
Работа над заглавием.
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведениемМ. Лермонтова написанное под впечатлением о Кавказе.
-Прочитайте, как она называется?(«Ашик-Кериб».)
- Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она?(По названию трудно определить.Дети высказывают разные предположения.)
- А по иллюстрации к обложке сказки можно предположитьо чём эта сказка? (Дети высказывают разные предположения.)
Создание условий для благоприятного эмоционального настроения на чтение сказки.
-Лермонтов был русским поэтом и писателем. Почему сказка турецкая?(Дети высказывают своё мнение…)
- Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанскийязык – основной для восточных языков. Однажды он услышал эту сказку и записал её как запомнил.
- Прочитайте про себя первые два абзаца сказки.
-Где происходит действие?(В городе Тифлизе.)
-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор.
-Сегодня вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз. Обратите внимание на городские постройки, природу Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура, природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки «Ашик- Кериб».
(Детям демонстрируют особенности архитектуры, природы, музыки народов востока.)
Установка на чтение
Продолжим чтение сказки вслух. Я начну, а вы продолжите.
Почувствуйте настроение, которое передаёт сказка
По ходу чтения простым карандашом выделяйте непонятные слова.
Как поняли задание? (Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)
Чтение сказки (учителем, хорошо читающими учениками)
Физкультурная пауза
Работа с текстом после чтения.
-Выскажите, какие чувства вызвал у вас прочитанныйотрывок сказки? (Мнения детей)
-Правильно ли мы предположили, о чём сказка?
Словарная работа.
-Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны.(Дети называют слова Пророк, ашик, газель, Аян-Ага, зарок, благословение, сааз, .)
Работа в парах
-Попробуйте сами найти значение этих слов. (Детям раздаются карточки с непонятными словами и отдельно карточки с их значением,соотнести слово и его значение)
Проверка (фронтально)
( На слайде показывается слово, значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает, затем на слайде показывается точное значение этого слова)
Уровень понимания текста (фронтально)
-Назовите действующих лиц в сказке.
- Какие события там происходят?
-Для чего автор описал нам эти события?
-Как назывался инструмент на котором играл Ашик-Кериб?
Работа в группах
-Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.
-Для этого можно использовать план (работа в группах).
Как звали героя?
Чем занимался?
Возраст.
Бедный или богатый.
В какой семье воспитывался?
Кто его друзья?
Черты характера.
Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бекмолодой молодая богатый красивый богатая завистливый
бедный красивая жестокий
музыкант приветливая
дружелюбный добрая
приветливый
Проверка.
1 группа отвечает (дополнения учеников)
2 группа отвечает(дополнения учеников)
3 группа отвечает (дополнения учеников)
-Попробуйте представить, о чём она пела на саазе, а музыка тебе поможет (на слайде появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери и звучит восточная музыка)
-О чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)
Рефлексия.
- Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?
-Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?
V. Итог урока
-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему? ( Мнения детей)
-Хотел бы ты узнать, чем закончилась сказка?
IV. Домашнее задание
Дочитать сказку.
Выделить непонятные слова.
К понравившемуся отрывку нарисовать иллюстрацию, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.
Самооценка.
На столах у вас лежат листочки для самооценки. На листочках изображены ступеньки. Оцените пожалуйста свою работу на уроке. Поставьте себя на одну из ступенек. Передайте листочки с последних пар.
- Спасибо вам за урок мне он очень понравился. Если и вам урок понравился, то похлопайте себе, если нет, то потопайте!