Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе Всем вам крышка. Э Шим
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Каскинова Г.Т.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 «Г»
Тип урока: изучение нового материала
Дата проведения: 17.11.2016г.
Тема Литературное слушание. Сказка о природе. Э. Шим «Всем вам крышка».
Цель
Познакомить с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе.
Учить анализировать художественный текст.
Расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной природе.
Учить понимать и объяснять нравственно – этические правила поведения героев произведения, обогащать свой нравственный опыт.
Задачи Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст. Развивать целостное восприятие художественных образов.
Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.Воспитывать чувство сопереживания.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающегосяПланируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует эмоциональный настрой на урок..Психологическая гимнастика.
- Какое время года наступило?- Покажите, что вы замёрзли и съёжились зимой;
- Покажите, что вы отогрелись и расслабились.
- Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше.
- Представьте, что вы лепите снеговика, играете в снежки, катаетесь на санках с горки. Покажите улыбкойкакое у вас настроение?
- Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки. Оценивают свою готовность и настрой на работу.
Познавательные УУД
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Формулирование познавательной цели. Личностные УУД
Жизненное самоопределение
II.Речевая разминка
Цель:
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
-На доске написано предложение. Прочитайте его, выделяя голосом, то слово на которое я показываю.
«Падают с неба снежинки»
«Падают с неба снежинки»
«Падают с неба снежинки»
Учитель выразительно читает стихотворение
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
А.Пушкин.
- Почему зимнее время года называют волшебным? Читают предложение.
Дети слушают и отвечают Познавательные УУД
Умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД
Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.
III. Актуализация знаний
Цель
Усвоение литературоведческих понятий. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Вспомните стихотворение с которым мы знакомились два урока назад.
- Расскажите стихотворение З. Александровой «Зима»
- С каким произведением о зиме мы знакомились на прошлом уроке?
- Перескажите по плану.
Зайцы-беляки.
По первой пороше..Медведь в берлоге..Дети называют произведения З. Александровой «Зима».
Соколов-Микитов «Зима в лесу»
Пересказывают по плану.
Познавательные УУД осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Коммуникативные УУД аргументировать свою позицию.
Регулятивные УУД
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
IV.Самоопределение к деятельности.
Цели:
-организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися. - Сегодня мы познакомимся с ещё одним писателем и его произведением о зиме
- Как зовут писателя?
Прочитайте названия книг, которые написал Эдуард Шим и скажите о чём любил писать этот человек?
- Э. Шим рассказывает детям о природе в занимательной форме, с помощью необычных образов.
- Хотите прочитать такое произведение? Ответы детей.
Дети читают названия книг на слайде.- Э. Шим пишет о природе. Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
V. Знакомство с новым произведением.
(20 мин)
Цель:
- включение новых знаний в систему знаний ребенка - Слушайте! Слайд
- Э. Шим "Всем вам крышка!"
- Какое необычное название!
- Как вы понимаете такое высказывание: "Всем вам крышка!"?
Слайд
- В этом произведении встретятся такие слова: Властелин, вмиг, мальки-сеголетки, неспособно.
-Объясните значение этих слов.
Ответы учащихся.
- Кого-то накажут, всем вам конец.
Познавательные УУД
Умение работать с книгой, давать четкие определения понятиям; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Vl. Постановка проблемы.
Цель:
-поставить проблему и искать её решение Учитель читает самое начало:
"Шёл Морозко первый раз по лесу:"-Ребята, кто такой Морозко?
-В каких произведениях встречается?
-Каким он обычно бывает в сказках?
-Слушайте дальше.
Учитель читает 1 и 2 абзац текста
-Ребята, Морозко весёлый, добрый, справедливый?
-Да ещё обещает: "Всем вам крышка!".
- А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?
-На какой вопрос нам надо найти ответ?
7 слайд (проблемный вопрос)
-Кому Морозко грозит? -Мороз, Мороз Иванович, Дед Мороз.
- В сказочных.
- Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:
-Злой, сердитый.
- Птицам, рыбам, животным, людям,
весне, насекомым.
- Кому грозит Морозко?
Познавательные УУД
определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
(логические) Анализ с целью выделения существенных признаков
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Регулятивные УУД
Проговаривание последовательности своих действий
Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке
VIl. Проверка гипотезы.
Физминутка-Что нам нужно делать, чтобы найти ответ на этот вопрос.
8 слайд
План работы.
1.Читать.
2.Наблюдать.
3.Рассуждать.
4.Вывод.
- План наших действий наметили?
Читает произведение учитель с учеником (по ролям)
- Понравилось это произведение?
-Кто главный герой этого произведения?
-Положительный это персонаж в сказке или отрицательный? Каким вам представляется Морозко?
Теперь вы читаете сказку, а потом будем искать ответ на наш вопрос (учебник, стр.135)
- Почему Морозко рассердился?
- Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать?
На экране появляются замороженные лужицы.
Слайд 9
- Какие поверхности он заморозил?
- Для чего он это делал?
- О чём просили его обитатели водоёмов?
- Зачитайте.
- Как поступил Морозко? Послушал ли он
просьбы водяных жителей?
-Понравились ли вам поступки Морозко?
-Ребята, как, вы, думаете, удалось ли
Морозко расправиться с жителями водоёмов?
-Как жителям удалось спастись?
- Чем всё закончилось? Должны сначала прочитать.
- Читая, будем наблюдать.
- Обязательно порассуждаем.
- В конце сделаем вывод.
-Наметили.
- Морозко
-отрицательный
Дети читают по цепочке.
Ответы учащихся.
-Все остались живы и ждут прихода весны Познавательные УУД
Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.
Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
Коммуника.тивные УУД
Уметь работать в коллективе, проявлять активность.
VIIl. Выражение решения.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?
- Кому Морозко грозит?
- А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не покрывались льдом?"
- Так правильно поступил Морозко, приготовив на зиму ледяные крышки для водоёмов или неправильно?
- Так Морозко по-прежнему остаётся сердитым и злым персонажем?
- В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.
-О каком явлении в природе рассказал Э. Шим?
- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов - ледоставе.
Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму.
- А теперь работа в группах. Каждому ряду я дам слова, из них вы должны будете составить предложение.
1.Морозко рассердился и стал делать ледяные крышки.
2.Морозко запечатал все лужи, болота, озёра, пруды.
3.Водяные жители живы – здоровы остались. - Нашли.
- Обитателям водоёмов: насекомым, земноводным, рыбам.
- Все жители водоёмов погибли бы.
Ответы детей.
нет
Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители.
Работа в группах.
Познавательные УУД формировать и
выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Личностные УУД
формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Оценивать собственную и коллективную деятельность.
Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли
lX. Реализация продукта.
- Какая группа справилась с заданием?
- Интересно было читать такое произведение?
Учащиеся в группе зачитывают составленные предложения.
Ответы детей. Личностные УУД
Оценивать собственную и коллективную деятельность. Коммуника.тивные УУД
Уметь работать в коллективе, проявлять активность.
X. Рефлексия.
Цели
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Так какая же тема урока была сегодня?
- К какому жанру относится это произведение?
- Выполнили ли мы план наших действий?
- Работали дружно?
- Ну, тогда все кому понравилось работать науроке, нарисуем на доске одну большую
снежинку.
Слайд 10 «Спасибо за урок» - Э Шим "Всем вам крышка".
- К сказкам.
Каждый ребёнок рисует по одной чёрточке в снежинке. Личностные УУД
формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли
Xl. Домашнее задание.
Объявление оценок -Читать сказку выразительно. Записывают домашнее задание. Личностные УУД
формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.