«Организация предметно — развивающей среды в группах раннего и младшего возраста через игровую деятельность»


Хайретдинова Р.И, воспитатель детского сада № 66.
«Организация предметно - развивающей среды в группах раннего и младшего возраста через игровую деятельность»
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.
Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.
Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.
Необходимо создавать условия для того, чтобы с первых минут в детском учреждении ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство. Для этого на участке создается красивый ландшафт.
В помещении для приема пищи, игр и занятий располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, горки, на которых можно отдохнуть и полазать.
Детская игровая мебель по росту детей предназначается для групп раннего возраста, потому что дети 2–3 года, проигрывают какие-то эпизоды своей собственной жизни. Это сюжетно-отобразительные действия. Игровое оборудование помогает ребенку овладеть функциональными, чисто социальными действиями, отображающими быт человека, что позволяет малышу «вписаться» в окружающую действительность. Так проходит социализация ребенка уже в ранний период его жизни.
Мебель и оборудование располагаются так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны – позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.
Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и т.д. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры, в которых могут играть все желающие. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, острова.
Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно попросить их расписать свободную часть стены безопасными для здоровья детей красками, сделать панно, изготовить оригами и т.п.
Элементы каждой зоны также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Так, игрушки для сюжетных игр должны, с одной стороны, побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, – среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.
Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей.
Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.
Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.
Итак, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста – вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу берется как ее содержательная, так и эстетическая стороны.
Комфортной средой для маленьких детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей.
Игровые действия детей второго года жизни носят ярко выраженный подражательный характер: ребенок причесывает куклу расческой, поит мишку из чашки, то есть выполняет знакомые по опыту действия. Различные ситуации представляют собой ряд отдельных эпизодов, объединенных между собой случайными связями.
При появлении яркого или нового предмета ребенок легко уходит от сюжета, его действия снова становятся предметными, процессуальными: ребенок угощает куклу соком из стакана и сразу начинает многократно переливать из нового кувшина в стакан и обратно. В действиях детей наблюдается полифункциональное использование предметов: ребенок вытирает платочком глаза мишки, и тут же платочек становится для того одеялом. Для ребенка не важен предмет, главное – выполнить необходимое действие.
Игра детей значительно обогащается, если на занятиях знакомить детей с функциональным использованием различных предметов, предлагать ситуации, где нужно использовать изученный предмет, и заменять его другим «игровым» предметом.
Игрушки и детская игра тесно связаны между собой. Игрушка способствует появлению того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых игрушек. Игрушка должна быть эстетичной и гуманистичной, безопасной и экологичной, должна соответствовать возрастным особенностям и различным типам игры.
Как известно, в младенческом возрасте игра носит предметно – манипулятивный характер и является способом познания окружающего мира и установления эмоционального контакта со взрослым. В период раннего детства игра становится сюжетно-отобразительной – в ней ребенок воспроизводит хорошо знакомые действия и сюжеты из собственного опыта.
Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации таких видов деятельности, которые в наибольшей мере способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учётов возраста детей в конкретной группе ДОУ.
Игрушки для экспериментирования отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами – водой, воздухом, песком и т.п.
Важными качествами всех игрушек этого типа является наглядность и яркий, очевидный эффектявления, который побуждает воспроизвести действие и желание разобраться.
Действия ребенка с игрушкой могут значительно отличаться по степени сложности. Например, вкладывание, нажимание, совмещение, скатывание шариков, вращение юлы и т.д. Игрушки, приводимые в действие каким-либо электронно-механическим способом, уместны лишь для первой половины раннего возраста. Важно подчеркнуть, что игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, не обладают развивающим потенциалом для двух-трехлетних детей, так как данный способ нивелирует характер собственных действий ребенка и его познание доступных в этом возрасте закономерностей. Игрушки этого вида должны требовать от ребенка проявления собственной активности и наблюдения за результатом своих действий.
Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности и для детского экспериментирования.
Для предметной деятельности нужны следующие игрушки:
Составные игрушки, состоящие из нескольких однотипных частей, отличающихся по одному признаку.
Игрушки-каталки, играя с которыми малыш осваивает связь собственного движения и движение предмета. Каталки привлекают внимание малыша к движениям предмета, и тем самым развивают познавательную активность.
Игрушки-тренажеры, в которых отрабатывается какой-то навык. Это всевозможные шнуровки, развивающие коврики с застежками, молниями, замочками и игрушечные инструменты.
5.  Подручные материалы: разнофактурные ткани, бумага, материалы природного происхождения.
Роль игрушек в развитии детей раннего возраста
Возраст ребенка Развивающее значение игрушки Наименование игрушек и комплектов Значимые свойства и характеристики
От рождения до 1 года Формирование ориентировочной активности, комплекса оживления Подвески
Погремушки
Колечки
Активный центр
Активный коврик
Фигурки животных
Игрушки-вкладыши Разные цвета, формы, величины с различными эффектами звука и движения,
ПВХ среднего размера
Развитие движений Каталки
Машинки
Кубики
Мячи На палочке, на веревочке, пластмассовыеЗнакомство с окружающим миром Куклы, фигурки людей и животных,
предметы игрового обихода,
посуда, машины, велосипеды Из ПВХ
В рост ребенка
Соразмерные руке ребенка
С различными устройствами
В рост ребенка
От 1 года до 3 лет Развитие действий с предметами Пирамидки, матрешки, бочонки
Кубики-вкладыши Пластмассовые, различной формы, образов, цветовРазвитие сенсорного опыта ребенка Кубики с картинками, конструктор, пазлыМозаики среднего размера,
Игры со шнуровками,
Наборы для игр с водой, песком Познавательное развитие Игрушки в образе животных
ДЕТСКОЕ ЛОТО, домино Социальное развитие ребенка Кукла, набор мебели, посуды и других предметов быта Развитие движений Транспортные игрушки,
Соразмерные им наборы фигурок людей, животных, мячи, кегли, каталки, качалки, велосипедыКрупногабаритные, образные, с игровыми свойствами
Большие и маленькие
Развитие слуховых восприятий Игрушки с музыкальными эффектами и в образе музыкальных инструментов Развитие положительных эмоций Игрушки-забавы Народные игрушки из дерева
Список литературы
1.  2Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. -143 с.
2.  Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
3.  Большая энциклопедия Л.А. Венгер Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. – М.: Педагогика, 1990. – С. 27–34.
4.  Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов Л.С. Выгодский Вопросы психологии. -1966. – №6. – С. 27–36.
5.  Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста Н.Т. Гринявичене. – Киев:, 1989. – 21 с.
6.  Даль В., Толковый словарь живого русского языка В. Даль. В 4-х т. Т.I. – М.: Русский язык, 1994. – С. 549.
7.  Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет Дошк. образоват. учрежд. №122 «Солнышко» г. Тольятти Р.И. Жуковская. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 320 с.
8.  Зворыгина Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры И.О. Ивакина. – Пенза, 1995. – 218 с.
9.  Игра дошкольника Доронова Т.Н., Доронов С.Г. – М: Детям XXI века, 2005. – 62 с.
10.  Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: AkademiA, 2000. – 414 c.
11.  Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. – метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1975. – 361 с.
12.  Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры А.Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 57–67.
13.  Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка Под. ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
14.  Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры О.И. Нестеренко. – М.: Мол. гвардия, 1994. – 315 с.
15.  Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
16.  Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1982. – 274 с.
17.  Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Л.А. Першина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2005. – 256 с.
18.  Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
19.  Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов Н. Попова Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. – С. 12–17.
20.  Психологический словарь. – М., 1983. – С. 117.
21.  Растем играя: сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. О.Р. Родионова. – М., 2000. – 18 с.
22.  Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы. Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.
23.  Смирнова Е.О., Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста Е.О. Смирнова Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С. 70–73.
24.  Советский энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 475.
25.  Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
26.  Харламов Иван Федорович. Педагогика: учебное пособие для вузов Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.