Научная статья на тему Формирование регулятивных УУД

МБОУ « СОШ №4»
Лещенко Т.В. учитель иностранного языка



Формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий.


Вопрос о модернизации образования на основе компетентностного подхода в последнее время активно обсуждается.
«Компетентность» - характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Это уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика.
Компетенция для ученика – это ориентир для освоения, это образ его будущего.
Компетентностный подход изменил содержание образования,
вследствие чего разделил его на общее:
метапредметное (для всех предметов);
межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей);
предметное (для каждого учебного материала).

В связи с этим рассматривается следующая иерархия компетенций:
1) ключевые;
2) общепредметные;
3) предметные.

Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетенции». О формировании этих компетенций говорится и в проекте «Федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» в разделе II:
«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования: личностным, метапредметным, предметным .

Кючевые компетенции - это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
При составлении компетентностных ситуативных задач, очевидно, необходимо руководствоваться определениями и классификациями компетенций А.Н. Тубельского и А.В. Хуторского.

Использование разработанных компетентностных задач в урочной и внеурочной деятельности позволяет:

Учителю
Обучающимся

повысить свою профессиональную компетентность
повысить уровень учебной мотивации к изучаемому предмету

разнообразить формы и методы проведения уроков
сформировать ключевые компетенции

повысить качество знаний обучающихся


активизировать участие школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.




Показателем может служить положительная динамика количества учащихся, принявших участие в конкурсах, олимпиадах и т.п. мероприятиях в прошлом и текущем учебном году, количество победителей (I-III места), количество учащихся, выбравших данный предмет для сдачи экзамена и его результаты, количество участников учебно-исследовательских проектов, участников предметных кружков, секций, показатель качественного образования.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) знаково-символический;
5) коммуникативный.

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:
- Выбирать средства для организации своего поведения;
- Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;
- Тормозить ненужные реакции.
Возможная матрица результатов работы инновационно-аналитического центра
«Алгоритм формирования метапредметных компетенций учащихся. Обеспечение преемственности между уровнями образования»
Виды деятельности
Ступени обучения, учебные предметы, классы, четверти
Эффективные виды заданий


Дошкольное образование
Начальные классы
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.


Регулятивные действия


Ставить учебную задачу (целеполагание)


+
+
+
+
+


Правильно оформлять и вести записи в тетради

+
+
+
+
+
+


Понимать последовательность действий

+
+
+
+
+
+


Сравнивать полученные результаты с учебной задачей (контроль)

+
+
+
+
+
+


Определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности

+
+
+
+
+
+


Оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

+
+
+
+
+
+


Планировать свою деятельность

+
+
+
+
+
+


Вносить изменения в содержание задач (коррекция)




+
+
+


Определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины




+
+
+



Эффективные виды заданий и действия учителя по развитию регулятивных учебных умений:

1.Планируем свою деятельность
Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;
Во-вторых, нужно предложить ученикам сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после получения задания приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить время на работу и.т.д.
2.Определяем последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата:
поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;
конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);
необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);
обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов

3. Учимся оценивать, вносить коррекцию и обеспечивать контроль своей деятельности:
Коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществлении деятельности.

4. Формируем волевую саморегуляцию:
Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
Режиссерская игра
Понятие «самоорганизация» включает в себя: соблюдение ребенком режима дня, выполнение им домашних поручений, умение содержать в порядке свои вещи, уборка комнаты (рабочего места), своевременный приход в школу, домой с прогулки и т.д. Важным при развитии самоорганизации является личный пример родителей, занятия с ребенком, обучение его новым обязанностям и контроль их выполнения, беседы с ребенком, анализ его поступков.


Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны и другие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
диспут;
контрольный опрос на определенную проблему;
проекты.


Заголовок 315