Статья ИКТ — средство развития познавательного интереса младших школьников
ИКТ- как средство развития познавательного интереса к учению.
В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Благодаря этому обучение становится интересным.
В работе педагогу необходимо помнить, что организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Считаю, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень познавательного интереса к учебе.
Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Использования презентаций на уроках в начальных классах.
На уроках математики с помощью слайдов, осуществляется работа над задачами, проводится устный счет, разгадываются математические кроссворды.
На уроках русского языка я стараюсь заинтересовать ребят, используя разнообразные дидактические приёмы, грамматические сказки, интересные рисунки, шарады и ребусы. Ведь не секрет, что для многих учащихся уроки русского языка неинтересны, скучны. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительными эмоциями, не становятся полезными Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы («Исправь ошибки», «Проверь себя»), наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам, познакомить с новым материалом, закрепить изученный материал.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей и поэтов, , знакомство и сих биографией и творчеством, составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё становится интересным.
На уроках литературного чтения использую аудио средства, предлагая записи выразительного чтения мастерами слова небольших по объёму литературных произведений. Этот прием обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.
Уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций, видеороликов, фильмов. Картины окружающей нас природы, животного мира, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепи питания – всё можно отразить на слайдах. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний также есть достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а значит, запоминающимся.
Использование ИКТ на уроках ИЗО и технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат, причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
Во внеурочной деятельности в начальной школе применение ИКТ просто необходимо. Используя презентации, учитель может провести беседы, занятия по ПДД и ОБЖ, внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы, что позволяет красочно и наглядно представить любой материал. Итогом всех мероприятий служат создание мультимедийных альбомов с фотографиями, видеороликов и т.д.
Cчитаю, что применение информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников, учитывая их индивидуальные особенности, создавая возможность творчески работающему учителю организовать работу так, чтобы она способствовала развитию познавательного интереса.