Технологическая карта урока по теме: Экологические факторы и их влияние на организмы (5класс)


Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.
Дидактическая цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
Тип урока: «открытия» нового знания
Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.
Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.
Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, проблемный метод.
Оборудование: учебник Пасечника В.В. и др. «Биология. 5 класс»

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
Организационный этап Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих Проверяют принадлежность; настраиваются на работу Регулятивные (умения настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем)
Определение потребностей и мотивов; актуализация знаний Организует познавательную деятельность учащихся: дает задания, которые указывают связь изученного с новой темой
Тексты заданий на столах.
Задание для группы №1. Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле
Задание для группы №2. Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники
Задание для группы №3. Вставьте пропущенные слова
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием
Учитель задает обобщающие вопросы:
Какая среда не нашла места в ваших заданиях?
Какой вывод можно сделать?
Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? Работают с заданиями, участвуют в обсуждении
Отвечают на вопросы.
Планируемые ответы:
Организменная среда со своими условиями и живущими в ней организмами
Вывод: каждая среда имеет свои условия.
Нет. Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой обитания. Личностные (умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам)
Регулятивные (умения организовать выполнение заданий учителя)
Коммуникативные (умения достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя)
Познавательные (умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы)
Проблемная ситуация
Учитель читает стихотворение
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года – Это факторы природы.
Как вы думаете: что мы будем изучать? Слушают стихотворение.
Определяют тему. «Экологические факторы и их влияние на организмы» записывают в тетрадь. Личностные (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)
Коммуникативные (умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя)
Регулятивные (умения принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров)
Сбор данных и их анализ для решения проблемного вопроса, формулирование выводов Однако несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие?
(Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу - антропогенные. Заполните таблицу используя учебник:
К абиотическим факторам относиться: К биотическим факторам относиться: К антропогенным факторам относиться:
Это факторы неживой природы:
Солнечный свет
Температура
Рельеф
Свойства почвы
Соленость
Течения
Ветер
Радиация
Это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга:
Опыление
Конкуренция
Поедание одних организмов другими Это все формы влияния человека на природу:
Перерождение рек
Осушение озер
Вырубка лесов
Отвечают на вопрос
Используя учебник, заполняют таблицу Коммуникативные (умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе) Познавательные (умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства)
Регулятивные (умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации)
Личностные (умения проявлять в разных ситуациях доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность)

Самостоятельное применение знаний Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными (симбиоз- ярким примером служит лишайник), нейтральными (нейтралитет), конкурирующие (хищничество)
Учитель: Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях - загадках?
1. Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я – хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука – плотва и караси, хищничество)
2. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Цветок – пчела, симбиоз)
3. Кровь попить у детворы
Любят летом комары,
Потому, что кровососы -
Надоеды – пискуны.
(Комар – человек, паразитизм)
4. Однажды на ужин испробовать волк,
вдруг захотел червяка.
- Тьфу… Гадость какая!
Он завопил.
- Посижу на диете пока.
(Волк – дождевой червь, нейтрализм) Отгадывают загадки Коммуникативные ( умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
Регулятивные (умения вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты)
Познавательные (умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления)
Итог урока. Рефлексия.
Оценки Помощь в формулировании общих выводов урока.
Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь
Делают вывод:
Живые организмы находятся в неразрывной связи с условиями среды (факторами среды) и друг другом
Отвечают на вопрос (ЭКОЛОГИЯ)
Оценка собственной деятельности Познавательные (умения преобразовывать информацию из одного вида в другой)
Регулятивные (умения оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их) Коммуникативные (умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь)
Домашнее задание Домашнее задание: § 5,сообщение на тему роль зеленых растений в жизни планеты Запись домашнего задания
Задание для группы №1. Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Задание для группы №2. Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).Задание для группы №3. Вставьте пропущенные слова
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
Задание для группы №1. Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Задание для группы №2. Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).Задание для группы №3. Вставьте пропущенные слова
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
Задание для группы №1. Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Задание для группы №2. Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).Задание для группы №3. Вставьте пропущенные слова
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
Задание для группы №1. Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...